Сельма лагерлеф. сельма лагерлеф биография

Награды и поминки

10 декабря 1909 г. Сельма Лагерлёф получила Нобелевскую премию «в знак признания высокого идеализма, яркого воображения и духовного восприятия, которые характеризуют ее произведения», но этому решению предшествовала жесткая борьба за власть внутри Швеции. Во время своей приемной речи она оставалась скромной и рассказала фантастическую историю своего отца, когда она навещала его на небесах. В этой истории она просит своего отца помочь с долгом, который она должна, и ее отец объясняет, что долг принадлежит всем людям, которые поддерживали ее на протяжении всей ее карьеры. В 1904 году академия наградила ее большой золотой медалью, а в 1914 году она также стала членом академии. И для членства в академии, и для получения Нобелевской премии в области литературы она была первой женщиной, удостоенной такой чести. В 1991 году она стала первой женщиной, изображенной на шведской банкноте, когда была выпущена первая банкнота достоинством в 20 крон.

В 1907 году она получила степень доктора писем в Упсальском университете. В 1928 году она получила почетную докторскую степень от университета Грайфсвальдского факультета искусств. В начале Второй мировой войны она отправила свою медаль Нобелевской премии и золотую медаль из шведской академии правительству Финляндии, чтобы помочь собрать деньги для борьбы с Советским Союзом. Финское правительство было настолько тронуто, что оно собрало необходимые деньги другими средствами и вернуло ей медаль.

Две гостиницы названы в ее честь в Остре Амтервик в Сунне, а ее дом, Мурбака, сохранился как музей.

Луи Пастер (1822 — 1895 гг.)

Луи Пастер — французский биолог и химик. Сын кожевенника отлично учился в школе. Посещая колледж, он ходил на открытые лекции в Сорбонне — одном из лучших университетов Франции. 

Закончив Высшую нормальную школу, ученый полностью погрузился в естественные науки. Его интересовала природа некоторых химических процессов. 

Труд Пастера постоянно приносил обществу пользу. Исследователь спас французских виноделов от разорения: ему удалось выяснить, почему вино портится со временем и как это предотвратить. Шелководство тоже было спасено Пастером: он долго изучал болезни тутового шелкопряда. 

Также Луи Пастер увлекался иммунологией, мечтая победить холеру, горячку, бешенство и другие болезни. Сам ученый довольно рано пережил инсульт и был вынужден работать с помощью только одной руки и ноги.

Когда Пастеру исполнилось 70 лет, французские власти подарили ему медаль с надписью «Благодетель человечества» в знак благодарности за заслуги ученого. В Париже построили Пастеровский институт.  

Достижения Луи Пастера: 

  • открыл биологическую природу брожения;
  • впервые предложил хранить продукты, подвергая их термической обработке — этот способ назвали пастеризацией в его честь;
  • разработал прививки от сибирской язвы и бешенства. 

Ранняя жизнь

Лагерлёф родилась в Морбаке (в настоящее время в муниципалитете Сунне), в поместье в Вермланде на западе Швеции. Она была дочерью Эрика Густава Лагерлёфа, лейтенанта Королевского полка Вермланд, и Луизы Лагерлёф (урожденной Уолрот), чей отец был зажиточный купец и владелец литейного производства. Лагерлёф была пятым ребенком в паре из шести. Она родилась с травмой бедра, которая была вызвана отслойкой в ​​тазобедренном суставе. В возрасте трех с половиной лет из-за болезни она стала хромать на обе ноги, хотя позже она выздоровела.

Она была тихим ребенком, более серьезным, чем другие ее возраста, с глубокой любовью к чтению. В детстве она постоянно писала стихи, но официально ничего не публиковала до поздних лет. Ее бабушка помогла воспитать ее, часто рассказывая сказки. 

Как и многие другие дети из старшего класса, дети в семье получали образование на дому, поскольку система Volksschule, система обязательного образования, еще не полностью развита. Таким образом, их учитель приехал в Марбаку, а дети получили образование на английском и французском языках. Сельма закончила читать свой первый роман в возрасте семи лет. Роман был Оцеола на Томаса Майн Рида. После завершения романа Сельма, как говорят, решила стать автором, когда вырастет.

В 1868 году, в возрасте 10 лет, Сельма закончила читать Библию. В это время ее отец был очень болен, и она надеялась, что Бог исцелит ее отца, если она прочитает Библию от корки до корки. Ее отец прожил еще 17 лет. Таким образом, Сельма Лагерлёф с раннего возраста привыкла к языку Писания.

Продажа Марбакы после болезни ее отца в 1884 году оказала серьезное влияние на ее развитие. Говорят, что отец Сельмы был алкоголиком, что она редко обсуждала. Ее отец не хотел, чтобы Сельма продолжала свое образование или продолжала участвовать в женском движении. Позже она выкупит имущество своего отца на деньги, которые она получила за свою Нобелевскую премию. Лагерлёф жила там до конца своей жизни. Она также закончила обучение в Королевской семинарии, чтобы стать учителем в тот же год, когда умер ее отец.

Нужна ли популяризация науки вообще и на детскую аудиторию в частности?

Михаил Бару: Безусловно нужна. Любое общество должно развиваться, а для развития нужны ученые. Конечно, нужны и писатели, художники и композиторы с артистами, но ученые нужны и не в самую последнюю очередь. Ученых общество выращивает. Долго и трудно выращивает. Не каждый способен им быть. Так вот первый шаг в процессе выращивания и есть популяризация науки. Тут надо сделать небольшую остановку и сказать, что под популяризацией науки у нас, как правило, понимают популяризацию естественных наук, забывая при этом о филологии, истории, философии или искусствоведении. И совершенно напрасно забывают, поскольку обществу нужны не только Королевы, Ландау и Капицы, но и Лотманы, Померанцы и Лихачевы. Я даже возьму на себя смелость утверждать, что условный человек с улицы гораздо меньше представляет себе методы работы историка или литературоведа, чем методы работы химика или биолога.

Дети — одна  из самых главных целевых групп популяризатора науки. Наверное, самая главная. Именно в детстве происходит первичный отбор тех, кто потом станет учеными. Популяризация науки помогает ребенку определиться с будущей профессией. Именно так, с помощью детских книжек, в которых популярно и увлекательно было написано о химии, я и выбрал свою будущую профессию. 

Марина Молчанова: Что значит «нужна ли»? 
Можно ли без нее обойтись? Можно. Это не еда и не электричество, для выживания это не нужно. Могут ли люди просвещаться сами – опять-таки могут. 
Но на научно-популярные книги, журналы и лекции есть спрос — про Москву могу сказать с уверенностью, но и про другие крупные города люди говорят то же самое. И есть предложение. 
Год назад в Москву приезжал Кип Торн – знаменитый американский астрофизик, специалист по гравитационным волнам. Не то чтобы эта тема была сверхпопулярна среди широкой публики, согласитесь. И не то чтобы его лекция на физфаке МГУ широко рекламировалась. К тому же на английском языке, а наушников с переводом не хватало и не могло хватить на всех. Но людей пришло столько, что они разве что с люстры не свисали. Так что был бы хороший лектор — Торн, к слову сказать, не только великий ученый, но и блестящий оратор, – а слушатели найдутся. 
Смежная тема, которая меня особенно интересует, – это популяризация медицинских знаний. Здесь практическая значимость очевидна: хорошо бы, чтобы люди понимали, что не нужно лечить серьезные заболевания с помощью мумиё и керосина. Опять же, высокотехнологичная медицина развивается очень быстро, эти технологии постепенно приходят и в Россию, и узнавать о них просто очень интересно. Вот, пожалуйста, актуальный практический вопрос: зачем люди «сдаются» в регистр доноров костного мозга и не опасно ли это (спойлер: нет)? Или совсем свежая тема: что такое бионический глаз? 
Здесь, конечно, возникает опасность полузнания, когда человек, узнав что-то, будет пытаться сам себе ставить диагноз и назначать лечение. Но эта опасность есть и без просветителей – вспомните, с чего начинается книга «Трое в одной лодке». 

Озеро Вомбшен — встреча с лисом Смирре

На берегах этого огромного озера (площадь почти 450 квадратных километров) на гусиную стаю напал лис Смирре. Нильс, рискуя жизнью, прогнал рыжего хищника, за что он сам и его гусь Мартин получили позволение присоединиться к стае гусей, летевшей на лето в Лапландию.

Закат на озере Вомбшён. Фото: Matilda Kurki

Неудивительно, что на Вомбшене стая наткнулась на лиса. Даже сегодня в окрестностях озера живет много диких зверей и птиц, хотя оно и находится в одном из самых густонаселенных регионов Швеции. Здесь раскинулась природоохранная зона, в ее пределах обитает больше 750 краснокнижных видов. В 2022 году Швеция подала заявку в ЮНЕСКО, чтобы бассейну озера Вомбшен присвоили статус биосферного заповедника. Если заявку одобрят, Вомбшен станет первым биосферным заповедником в мире, где не просто сохраняют биоразнообразие, а делают упор на интеграцию культуры и охраны природы — так называемая концепция экзистенциального устойчивого развития.

Готовы ли ученые прийти в школы для популяризации науки?

Думаю, да. Их надо приглашать. Им хорошо бы платить за такие лекции, поскольку ученые, как известно, люди небогатые. Да и вообще за труд принято платить. Это священники сами в школы приходят, но в их приходе много заинтересованных лиц и организаций, а вот в приходе ученых заинтересованных мало. И это плохо, поскольку в школе учатся те, кто будет в будущем определять развитие нашей науки. Если, конечно, мы хотим ее развивать и сами развиваться вместе с ней. 

Опять же – почему нет? Не все ученые хотят выступать перед детьми, но некоторые хотят и могут. Иногда даже звезды первой величины. Когда наша старшая дочка участвовала в олимпиаде по математике, к ним приезжал с лекцией сам Новоселов – мне даже завидно стало.
Если дети мотивированные и заинтересованные, выступать перед ними – большое удовольствие. Далеко не все, конечно, готовы регулярно заниматься с детьми, это требует времени и сил. Но время от времени что-то рассказывать, выслушивать вопросы, заинтересовывать новых людей – это и самому лектору небесполезно. 

Включайтесь в движение популяризаторов науки

Карл Линней (1707 — 1778 гг.)

Карл Линней — шведский биолог, благодаря которому появилась наука ботаника в современном понимании. 

Отец Линнея был священнослужителем, выращивал растения и смог привить любовь к природе своему сыну. Даже их фамилия в переводе с латыни означает «липа» — ее выбрал отец. В школе мальчик интересовался исключительно растениями, почти не интересовался другими занятиями. 

В Лундском университете Линней изучал растения, минералы, животных, страстно изучал научные труды предшественников. Во время учебы биолог обнаружил, что флора и фауна никак не классифицируются. Это сподвигло его разработать собственную систему, которая в будущем стала основой естествознания. 

Карл Линней стал первым, кто включил человека в систему животного царства. По тем временам это был смелый, революционный поступок: церковь не одобряла такие взгляды, отстаивая, что человек — не животное, а подобие Бога. 

Достижения «отца ботаники»:

  • описал более 1500 видов растений;
  • разделил их на 24 класса, создав стройную систему;
  • предложил описывать флору и фауну через род и вид для удобства, используя латинский язык;
  • признал, что кроме постоянства в природе существуют и переходные виды живых существ и растений. 

Смерть и Наследие

Сельма Лагерлёф умерла 16 марта 1940 года, через несколько дней после перенесенного кровоизлияния в мозг. Ее письма были запечатаны в течение пятидесяти лет после ее смерти.

В 1913 году критик Эдвин Бьёркман написал о своей работе: «Мы знаем, что самые яркие сказочные одеяния Сельмы Лагерлёф сотканы из того, что обычному уму кажется самыми обычными пятнами повседневной жизни — и мы также знаем, что когда она искушает нас в дальние, фантастические миры ее собственного создания, ее конечная цель — помочь нам увидеть внутренние значения слишком часто переоцененных поверхностных реальностей нашего собственного существования «.

Из истории и риторики

Говоря о столь глобальных и совершенно непрактичных исследованиях, размышления о которых легко могут подавить человека, нельзя не задаться вопросом, зачем это самим ученым?

“Вас должна двигать любовь к науке. Премии и прочие вознаграждения – это прекрасно и приятно, когда они появляются, но не они суть науки. Чтобы заниматься наукой, вас должна очаровывать и привлекать сама наука, а не возможные премии. Это то, что двигало мной много лет назад, когда моя сфера исследований могла показаться совершенно бесперспективной”, — подытожил Пиблс, отвечая на вопрос, ожидал ли он присуждения Нобелевской премии.

Нобелевская премия по химии — зачем нужна криоэлектронная микроскопия

Премия, действительно, стала несколько неожиданной

Самый авторитетный прогноз – агентства Clarivate Analytics – не называл сегодняшних лауреатов в числе наиболее вероятных кандидатов, хотя важность тематик космологии и экзопланет подчеркивали ряд экспертов

В прошлом году награда была присуждена американцу Артуру Эшкину, французу Жерару Муру и канадке Донне Стрикленд «за фундаментальные открытия в сфере лазерной физики».

Нобелевские премии по физике вручались с 1901 года 112 раз, их получили 209 человек (хотя премий было 2010 – Джон Бардин получил ее дважды). Среди них всего три женщины. Одна из них – знаменитая Мария Склодовская-Кюри, а вторая – лауреат прошлого года Донна Стрикленд.  Физики – чемпионы юности и зрелости. Самому молодому лауреату – Лоуренса Брэггу было на момент присуждения премии в 1915 году всего 25 лет. Он вместе со своим отцом заложил основы использования рентгеновского излучения, коротко говоря, для изучения строения всего на свете. Самым пожилым физиком-лауреатом (и самым возрастным лауреатом Нобелевской премии вообще) стал вышеупомянутый Артур Эшкин – в прошлом году на момент присуждения премии ему было 96 лет, он и сегодня здравствует.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Глиммингенский замок — освобождение города от крыс

Именно здесь «одна палочка и девять дырочек» — то есть дудочка с 9 отверстиями — истребили целое крысиное войско благодаря Нильсу.

Крысы завелись в Глиммингехусе не из-за прихоти автора. В период написания «Нильса» здесь уже несколько веков было зернохранилище. Глимминген расположен на территории, которую долгое время оспаривали Швеция и Дания. Сейчас замок принадлежит Швеции, но построили его в начале XVI века на датской земле. После завершения строительства военные действия вынудили владельцев, датский род Розенкранц, покинуть родовое гнездо. Вскоре территория Сконе вместе с замком отошли к Швеции, и замок решили сделать зернохранилищем (после нескольких неудачных попыток вовсе снести).

Глимингемский замок. Фото: Wikimedia / Jorchr

Сегодня в Глиммингехусе находится музей средневекового быта и культуры. А рядом с замком регулярно проводятся исторические реконструкции и летний фестиваль «Загадочные и жуткие истории».

Творческий процесс

Занявшись работой, Лагерлеф не чувствовала главного, основы, связывающей все повествования и описания. Раз за разом изучала она геологию с историей, основы ботаники и географии. Время шло. Наступила зима 1905. Весной пришла гениальная идея воспользоваться идеей книги Киплинга. Герои народного эпоса были слегка забыты, их место заняли говорящие и действующие животные, а лейтмотивом нового учебника стало путешествие со стаей диких гусей.

Теперь книга обретала новый смысл, а завершились творческие поиски визитом в имение детства, Морбакку. Там писательница побеседовала, пусть и в воображении, с крошечным человечком, рассказавшим, что зовут его Нильсом, он заколдован. Наяву ли, во сне ли – но образ сложился, как и замысел будущей книги.

Было принято решение показывать Швецию глазами маленького человечка.

Леонардо да Винчи (1452 — 1519 гг.)

Леонардо да Винчи  — итальянский художник и изобретатель эпохи Возрождения. Он родился в семье успешного нотариуса и крестьянки. Собственной фамилии у ученого не было, поскольку он был внебрачным ребенком. «Да Винчи» означает, что он рожден неподалеку от города Винчи.

Будучи юношей, ученый переехал во Флоренцию и стал подмастерьем художника. Леонардо изучал черчение, работу с материалами, скульптурами. Скоро он стал мастером и начал собственный путь.

Леонардо да Винчи был членом Гильдии художников, затем открыл собственную мастерскую, где постоянно творил, а также занимался инженерными проектами. Картины быстро сделали да Винчи известным человеком: многие монархи покровительствовали ему.

В старости Леонардо не мог двигать правой рукой из-за перенесенного инсульта, но продолжал работать до последней минуты.

Главные достижения художника и изобретателя:

  • парашют, основы летальных аппаратов, водолазный костюм, самодвижущаяся тележка (будущий автомобиль), прожектор и др.;
  • знаменитые произведения искусства: «Тайная вечеря», «Мона Лиза», «Иоанн Креститель», «Витрувианский человек».

Галилео Галилей (1564 — 1642 гг.)

Галилео Галилей родился в Италии, в Пизе. Ему была уготована судьба экспериментатора и бунтаря.

Галилей происходил из старинного дворянского рода. В детстве мальчик любил искусство, занимался творчеством и хотел стать священником, но отец хотел, чтобы сын стал врачом. 

Юноша начал изучать медицину и античную философию, не боялся спорить с авторитетными людьми. Познакомившись с работами Архимеда, ученый окончательно полюбил геометрию и оставил учебу, погрузившись в изучение физики и астрономии.

Можно сказать, что физика как наука началась именно с открытий Галилео Галилея. Главные законы, которые изучают на уроках в школе, обозначил именно он. 

Астрономические наблюдения привели его к выводу, что планеты вращаются вокруг Солнца, а не иначе, как было принято думать. Католическая церковь не простила ученому такого вольнодумства: его отлучили от церкви. Галилей считал, что религиозные тексты помогают человеку бороться со страданием, но к науке не имеют никакого отношения. 

Галилео Галилей известен тем, что:

  • создал первый телескоп, с помощью которого открыл Луну и исследовал Млечный Путь;
  • представил гелиоцентрическую систему мира, разрушив теорию Аристотеля (последний полагал, что планеты неподвижны, а Солнце вращается вокруг них);
  • открыл законы инерции, свободного падения, постоянного периода колебаний и др.;
  • создал микроскоп и термоскоп;

Детство и юность

Поздней осенью 1858 года в семье отставного поручика Эрика и преподавательницы Элизабет Лагерлёф родилась девочка, которая через 50 лет первой из женщин удостоилась Нобелевской премии по словесности. Малышка, получившая имя Сельма Оттилия, была «гадким утенком» – с рождения слабенькой, а с 3 лет – парализованной. Но, в отличие от персонажа Андерсена, девочку окружали заботой и лаской. На семейном фото 1872 года именно Сельму, а не здоровых дочек ласково обнимает отец.

Непростое детство будущей писательницы скрашивали живописная природа Южной Швеции, в которой находилось родовое гнездо Морбакка, предания и легенды. В окружении девочки оказались две чудесные рассказчицы – бабушка и тетушка Нана (Оттилиана), знавшие множество сказок.

Хотя старшая из родственниц скончалась, когда Сельме было всего 5 лет, образ пожилой сказительницы навсегда сохранился в сердце Лагерлёф. В зрелом возрасте писательница поблагодарила Максима Горького за мастерство, с которым литератор в повести «Детство» нарисовал портрет седовласой бабушки-сказочницы.

В 9 лет благодаря усилиям медиков, щедро финансируемых отцом, Сельма стала самостоятельно передвигаться, а в 18 – ходить, опираясь на трость. За годы болезни будущий нобелевский лауреат прочитала сотни книжек и уже в 7-летнем возрасте захотела стать писателем. Первыми произведениями девочки стали маленькие рассказы и пьесы.

В 23 года Сельма поступила в подготовительный колледж, в котором подвергалась насмешкам как хромоножка и переросток. После окончания педагогической семинарии, обучаясь в которой, девушка опубликовала несколько сонетов в феминистическом журнале, Сельма начала работать в женской гимназии, ночи посвящая литературному творчеству.

Ученицы были в восторге от необычной учительницы, умеющей увлекательно рассказывать о трудных понятиях, а начальство, сомневающееся в профессиональной пригодности молодой преподавательницы, донимало девушку проверками.

В конце 80-х годов 19 века в жизни Сельмы Лагерлёф произошли печальные события – смерть любимого отца и продажа Морбакки за долги. Но начинающая писательница не сдавалась и вопреки обстоятельствам продолжала работать над первым романом «Сага о Йёсте Берлинге».

И тут девушке улыбнулась удача: известная газета объявила конкурс на произведение, интересное для читателей, в котором победила сага Лагерлёф. Гонорар за книгу и пожалованная королем стипендия позволили писательнице расстаться с преподаванием, сосредоточившись на литературном труде, и съездить на Святую землю и Апеннинский полуостров.

История Сельмы Лагерлёф

Паралич в возрасте трех лет, борьба за права женщин, Нобелевская премия по литературе, членство в Академии наук, любовь к двум друзьям и одна из ведущих детских книг, написанная вместо учебника географии. История жизни Сельмы Лагерлёф

Сельма Оттилия Лувис Лагерлёф была писательницей, политиком, бизнесвумен и участницей кампании за избирательное право для женщин. Она стала первой женщиной, получившей Нобелевскую премию по литературе, и была членом Шведской академии. Королевская шведская академия была основана в 1786 году для преподавания языка и литературы. В него входят 18 членов. Академия присуждает несколько премий, включая Нобелевскую премию по литературе. Книги Лагерлёфа переведены на 60 языков и продолжают издаваться по всему миру. В честь Сельмы Лагерлёф в Швеции продается вулканический кратер на Венере, улицы в Гамбурге и Иерусалиме, блокноты и плакаты с ее изображением, а в 1991 году была выпущена 20-кроновая банкнота с ее портретом и первыми строками из саги Юста Берлинга, широко известной как «Сельма».

За что писательницу любят шведы — и почему это не «Нильс с дикими гусями»

Природа и фольклор

Природа всегда занимала автора. Так, главной жемчужиной Стокгольма сказочница посчитала Скансен. Гордость Уппсалы – Ботанический сад и старинный университет с роскошной библиотекой. На фоне повествования о возникновении столицы, Лагерлеф дает, пусть и общее, понятие о госстрое Швеции. Лагерлеф описала и времена года с особенностями климата, ветры с водяными потоками. Нередко писательница рассказывает, что может принести та либо иная погода.

Интересно, что, хотя и писала сказочница учебник, он не предназначался для замены стандартного пособия. Назначение книги – дать стимул к знаниям. Вместе с тем получился своеобразный учебник психологии. В первую очередь это, разумеется, увлекательные путешествия с сообщением основных данных о стране младшим школьникам. Одновременно это еще и история воспитания.

Написанный свыше века назад учебник взрослым также кажется прекрасной сказкой. Отдельные факты соединяет общее повествование, сказочная фабула. В центре – человек со своими проблемами. В основе превращений и волшебных историй – международный фольклор и народные предания, переосмысленные автором.

Так, легенда о троллихе, насылающей ветры, появилось в Нерке, провинции, где ветер дует постоянно. А картину Бергслагена помогает представить предание о разделе владений. Бытовыми подробностями с портретными характеристиками насыщен рассказ про великана из Скалунда.

Сельма Лагерлеф – первая женщина, получившая Нобелевскую премию. У ее книг удивительная судьба. Еще в начале века ее Нильс завоевала всеобщую любовь, а теперь это едва ли не самое знаменитое ее творение. Книга превратилась в народную и в Швеции, и за ее пределами.

Минуло более ста лет с момента начала триумфального шествия «полета» малыша на гусе, однако путешествие его ка и прежде радует всех, кто решает узнать о нем получше. А потому Нильс продолжает свой полет.

82

Тема Туристу на заметку Интересные факты о разных странах

Страны Швеция

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: