Слабая сила: как работает гравитация и почему она важна

История открытия и географические исследования материка антарктида

Героический век антарктических исследований

Существуют разные сведения о том, кто первый ступил на самый южный материк. Так, есть мнение, что уже 7 февраля 1821 года это удалось сделать экипажу корабля «Сесилия» (США). Однако первый документально зафиксированный случай высадки человека на Антарктиду произошел 24 января 1895 года. В одной шлюпке, подошедшей к мысу Адэра, находились Карстен Борхгревинк, Хенрик Йохан Булль, Леонард Кристенсен и Александр фон Тунцельманн. В ходе этой экспедиции были собраны горные породы континента, а также обнаружена растительность – лишайники. Ученых поразило то, что в столь суровом климате растения могут находиться растения. В результате начался настоящий бум исследований континента, который в истории известен как «героический век антарктических исследований».

В 1898 году экипаж бельгийского судна «Бельжика» впервые в истории зимовал за Южным полярным кругом, хотя и не на самом материке. Британская экспедиция под командованием Карстена Борхгревинка в 1898–1900 годах совершила первую зимовку непосредственно на Антарктиде, а также совершила восхождение на ледник Росса. Тогда же на континенте появилось первое строение, возведенное человеком.

В 1901 году континент обследовали британцы под командованием Роберта Скотта. Они поставили перед собой амбициозную задачу – достигнуть Южного географического полюса. Однако экспедиции, известной под именем «Дисквавери» (название корабля британцев), удалось подняться только до 82°11’ южной широты. Следующая попытка была предпринята Эрнестом Шеклтоном в 1907–1909 годах. Ему удалось достигнуть магнитного полюса, однако до географического он не дошел всего 180 км, остановившись на широте 88°23’.В 191

1910-1912 годах произошла знаменитая «полярная гонка» между норвежской экспедицией Руаля Амундсена и британской экспедицией Роберта Скота. 19 декабря 1911 года Амундсен смог покорить Южный полюс, в то время как Скотт добрался до этой точки только 17 января 1912 года. Однако после произошла трагедия – из-за чрезмерного истощения все 5 участников британского похода к полюсу погибли на обратном пути.

Всего во время героического века антарктических исследований, с 1897 по 1922 год, было организовано 16 экспедиций, в том числе одна из Японии. Жертвами этих походов стали 19 человек.

Краткая биография

Будущий исследователь появился на свет 16 июля 1872 года в Борге, в семействе норвежского морского торговца. С ранних лет он буквально бредил путешествиями, и готовился к ним по мере своих сил и возможностей: занимался спортом, закалялся, увлеченно штудировал литературу о полярных экспедициях.

Руаль хотел выучиться на морехода, но по настоянию матери был вынужден изучать медицину. Осиротев в 1893 году и став хозяином собственной судьбы, Амундсен бросил институт и ушел в море.

Рис. 1. Руаль Амундсен.

Проплавав в течение пяти лет, и выучившись на штурмана, Руаль отправился к берегам заветной Арктики в составе бельгийской экспедиции.

Первая экспедиция в Арктику оказалась невероятно сложным испытанием. Судно было сжато льдами, люди сходили с ума от голода и болезней. Выжить удалось немногим. Среди счастливчиков оказался и Руаль, который охотился на тюленей и не брезговал есть их сырое мясо.

В 1903 году Амундсен приобрел потрепанную моторно-парусную яхту «Йоа», чтобы осуществить свою давнишнюю мечту — покорить Север. Его команда состояла всего из семи человек, а снаряжение было весьма скромным, но это не остановило путешественника.

ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой

Маршрут экспедиции пролегал вдоль побережья Северной Америки, начиная от Гренландии и до Аляски. Позже он вошел в историю как Северо-западный проход.

Рис. 2. Северо-западный проход.

Эта экспедиция оказалась настоящим испытанием на прочность, однако Амундсен не переставал заниматься научной работой, в ходе которой ему удалось определить точное нахождение магнитного полюса Земли.

литература

  • Джон Барроу : Хронологическая история путешествий в арктические регионы . 2 тома Лондон (1846)
  • Фергус Флеминг : Девяносто градусов северной широты. Мечта о шесте . Пайпер, 2003 г., ISBN 3-492-24205-7 .
  • Уильям Х. Гилдер: крушение экспедиции Жаннетт . Ф. А. Брокгауз, Лейпциг 1925, Путешествие и приключения № 15, отрывок из In Eis und Schnee , 1884
  • Адольф У. Грили : Справочник арктических открытий . Нью-Йорк (1896 г.)
  • Hampton Sides : The Polar Voyage: О непреодолимой тоске, грандиозном плане и его драматическом конце во льдах . mareverlag, Гамбург, 2017 г., ISBN 978-3-86648-243-2 (английский: В ледяном королевстве: большое и ужасное полярное путешествие военного корабля США «Жаннетт» . Нью-Йорк, 2014. Перевод Рудольфа Маста, первое издание: Doubleday).

Поиски Terra Australis

Ещё в глубокой древности люди предполагали, что далеко на юге должен располагаться огромный материк (Terra Australis). Например, на карте Птолемея была нанесена земля, которая делала Индийский океан закрытым водоемом. Логика ученых заключалась в том, что в Северном полушарии находится слишком много суши, которая должна быть «уравновешена» неведомым южным материком.

В эпоху Великих географических открытий мореплаватели начали постепенно продвигаться на юг, уменьшая сектор карты, в котором мог располагаться мифический континент. Когда Магеллан огибал Южную Америку в ходе своего кругосветного путешествия, он принял архипелаг Огненная Земля за часть нового материка. Лишь в 1579 году Френсис Дрейк обошел эти острова с юга и тем самым доказал, что они не имеют отношения к Terra Australis.

Следующим кандидатом на статус южного континента стала Австралия, открытая в 1606 году. Однако в 1642 году Янсзон Тасман смог ее обогнуть, тем самым доказав, что и она не является искомой южной землей.

Джеймс Кук в 1767-1775 годах совершил два кругосветных путешествия в южных морях, пытаясь открыть южный материк. Ему удалось даже пересечь Южный полярный круг, однако паковые льды помешали ему продвинуться глубже к полюсу, а Terra Australis так и не была найдена. В результате географы перестали верить в ее существование.

Судьба Эребуса и Террора

История пары бомбардирских кораблей после плаваний Росса-младшего продолжилась и закончилась трагически. В 1845 году их передали сэру Джону Франклину, который отправился искать Северо-Западный проход, позволяющий попасть из Атлантического в Тихий океан. Корабли отплыли 19 мая, и около 10 лет об их участниках не было никакой информации.

На поиски пропавшей экспедиции отправлялись многие, в том числе, и Джеймс Росс в 1848-1849 годах на корабле «Энтерпрайз». Однако успеха его поход не принес. Жена Франклина организовала около 40 полярных экспедиций в поисках пропавших, потратив на это все имевшееся у нее состояние. Первые плоды поиски принесли в 1854 году. Шотландский исследователь Джон Рэй догадался пообщаться с эскимосами, которые рассказали о нескольких десятках белых людей, погибших от голода.

Совет по снаряжению экспедиции на поиски Джона Франклина

Аборигены поведали о фактах каннибализма среди умиравших моряков, и это известие всколыхнуло британскую общественность. Многие, в том числе, Чарльз Диккенс, назвали Рэя клеветником. Писатель на станицах британской прессы заявлял, что каннибализм – это принципиально невозможное явление среди моряков Королевского британского флота. Однако печальные факты в дальнейшем подтвердились – на костях погибших нашли характерные следы.

Дальнейшие исследования показали, что оба корабля были затерты во льдах и брошены экипажами, в полном составе погибшими от холода и голода. Люди пытались добраться по суше до ближайшего форпоста Компании Гудзонова залива, но сделать этого не смогли – до него было около 1 000 километров. Усугубило ситуацию и плохое качество взятых на борт консервов. Изучение останков моряков показало, что припасы были испорчены ботулизмом и примесью свинца.

Террор и Эребус

Экспедиция Франклина вдохновила авторов на написание многочисленных произведений. В 2007 году Дэн Симмонс издал наполненный мистикой роман «Террор», и в 2018 году американский телеканал AMC снял по нему одноименный телесериал.

В экспедиции Франклина погиб, в том числе, и Фрэнсис Крозье, исследовавший Антарктику вместе с Россом-младшим в качестве капитана второго судна и бывший его ближайшим другом.

Джеймс Росс умер в 1862 году спустя 5 лет после смерти жены. Исследователь похоронен в графстве Бакингемшир вместе с супругой. В местном аббатстве есть сад и озеро с двумя островами, которые названы в честь кораблей «Эребус» и «Террор».

Шестой континент сегодня

Так или иначе, а открытие Южного полюса совершено им, и эту честь уже никто у него не отнимет. В наши дни на южной оконечности Земли ведутся широкомасштабные научные исследования. На том самом месте, где когда-то норвежцев ожидал триумф, а британцев — величайшее разочарование, сегодня находится международная полярная станция «Амундсен — Скотт». В её названии незримо объединились эти два неустрашимых покорителя крайних широт. Благодаря им Южный полюс на глобусе воспринимается в наши дни как нечто привычное и вполне досягаемое.

В декабре 1959 года был заключён международный договор по Антарктиде, первоначально подписанный двенадцатью государствами. Согласно этому документу, любая страна имеет право производить научные исследования на всей территории континента южнее шестидесятой широты.

Благодаря этому сегодня многочисленные исследовательские станции в Антарктиде ведут разработку самых передовых научных программ. В наши дни их насчитывается более пятидесяти. В распоряжении учёных не только наземные средства контроля над окружающей средой, но и авиация и даже спутники. Имеет своих представителей на шестом континенте и Российское географическое общество. Среди действующих станций есть ветераны, такие как «Беллинсгаузен» и «Дружная 4», а также сравнительно новые — «Русская» и «Прогресс». Всё говорит о том, что и в наши дни не прекращаются великие географические открытия.

Кратко изложенная история того, как отважные норвежские и британские путешественники, презрев опасности, стремились к заветной цели, лишь в общих чертах может передать всю напряжённость и драматизм тех событий. Неверно рассматривать их поединок лишь как борьбу личных амбиций. Несомненно, первостепенную роль в нём сыграла жажда открытия и построенное на истинном патриотизме желание утвердить престиж своей страны.

Трагическая судьба экспедиции Р.Скотта

Британский морской офицер Роберт Скотт был опытным полярником. За несколько лет до этого он уже высаживался на берег Антарктиды и провел здесь около трех месяцев, пройдя по ледяной пустыне около тысячи миль. В этот раз он был полон решимости дойти до полюса и водрузить в этой точке британский флаг. Его экспедиция была отлично подготовлена: в качестве основной тягловой силы были выбраны привычные к холоду маньчжурские лошадки, имелось и несколько собачьих упряжек и даже техническая новинка – моторные сани.

Экспедиции Р. Скотта предстояло пройти около 800 миль, чтобы достигнуть Южного полюса. Это был страшный маршрут, изобиловавший ледяными торосами и глубокими трещинами. Температура воздуха практически все время не превышала 40 градусов мороза, нередким явлением была снежная пурга, во время которой видимость не превышала 10-15 метров. На пути к полюсу от обморожения погибли все лошади, затем сломались аэросани. Не дойдя до завершающей точки около 150 км, экспедиция разделилась: дальше пошли только пять человек, впрягшись в груженые поклажей нарты, остальные повернули назад.

Преодолев немыслимые трудности, пятерка исследователей достигла Южного полюса – и тут Скотта с его спутниками постигло ужасающее разочарование. На самой южной точке планеты уже стояла палатка, на верхушке которой развевался флаг Норвегии. Англичане опоздали – Амундсен опередил их на целый месяц.

Обратный путь им не было суждено преодолеть. Один из английских исследователей умер от болезни, второй обморозил руки и предпочел сам уйти, затерявшись во льдах, чтобы не стать обузой для остальных. Трое оставшихся, в том числе и сам Р. Скотт, замерзли в снегах, не дойдя всего одиннадцати миль до последнего из промежуточных складов с продуктами, который они оставляли по пути следования к полюсу. Через год их тела были обнаружены высланной за ними спасательной экспедицией.

3 Зимовка во «Фрамхейме»

Высадка команды Амундсена на побережье Китовой бухты прошла 15 января 1911 года. Перевозка строительных материалов проходила 15−16 января 1911 года, под крышу зимовочный дом был подведен уже 21 января. Новоселье отпраздновали 28 января, дом получил имя «Фрамхейм». В этот день было перевезено более 900 ящиков с провиантом с судна на базу. 4 февраля Китовую бухту посетил барк «Терра Нова» — судно снабжения Роберта Скотта, некоторые участники экспедиции которого посетили и «Фрам», и береговую базу Амундсена.

Список участников похода к Южному полюсу Амундсен огласил 1 декабря 1910 года, когда «Фрам» еще находился в море. В состав зимовочного отряда вошли следующие лица: Руаль Амундсен — начальник экспедиции, начальник санной партии в походе к Южному полюсу, Олаф Бьоланд — опытный лыжник и плотник, Оскар Вистинг — лыжник и каюр, Йорген Стубберуд — плотник, участник похода к Земле короля Эдуарда VII, Кристиан Преструд — лейтенант ВМФ Норвегии, непосредственный начальник Вистинга на Хортенской верфи, начальник санной партии к Земле короля Эдуарда VII, в экспедиции проводил метеорологические и прочие измерения, Фредерик Ялмар Йохансен — капитан запаса норвежской армии, участник Норвежской полярной экспедиции в 1893—1896 годах, Хельмер Хансен — лыжник, Сверре Хассель — лыжник, Адольф Хенрик Линдстрем — кок и провиантмейстер, участник экспедиций Свердрупа и Амундсена.

10 февраля 1911 года Амундсен, Йохансен, Хансен и Преструд отправились на 80° ю. ш. на трех санях, достигнув места назначения 14-го числа. Они должны были заложить базовый склад для похода на Юг. Вернулись они 16 февраля, днем ранее «Фрам» покинул Китовую бухту. Последующие походы группы Амундсена на юг базировались на лагере 80-й широты. Дорога размечалась бамбуковыми вехами с черными флагами; когда вехи закончились, их отлично заменила сушеная треска. Остававшиеся на базе люди заготовили более 60 т тюленины. В результате трех походов (до 11 апреля) были заложены склады вплоть до 82° ю. ш., куда были свезены свыше 3000 кг провианта, в том числе 1200 кг тюленины, и горючего. В последнем (апрельском) походе начальник не участвовал: он страдал кровотечениями из прямой кишки и оправился только к июню. Это были последствия травмы, полученной еще на «Йоа». Командовал последним походом Йохансен как самый опытный полярник в команде.

Полярная ночь на широте «Фрамхейма» началась 21 апреля 1911 года и длилась до 24 августа. Зимовка проходила в благоприятной обстановке, для необходимых работ норвежцы построили подснежный городок, где была даже сауна. Зимовщики имели граммофон и набор пластинок, в основном классического репертуара. Для развлечения служили карты и дартс, а также чтение (библиотечка включала 80 книг).

Всю полярную зиму шла интенсивная подготовка к походу. Бьоланд, убедившись, что поверхность ледника ровна, уменьшил вес саней с 80 до 30 кг, — изначально их предназначали для тяжелого рельефа. Йохансен всю зиму занимался укладкой провианта, чтобы не тратить время на его распаковку и взвешивание в пути.

Внешние ссылки

  • Авторитетные записи  :
    • ( )
  • Ресурсы для исследований  :
  • Ресурсы изобразительного искусства

    (ru)  Национальная портретная галерея

     :

JCRoss — это стандартное ботаническое сокращение для Джеймса Кларка Росса .

Проконсультироваться список авторских сокращений

Известные исследователи Антарктиды и Северного полярного круга

Германия Эрих фон Дригальский  · Вильгельм Фильхнер
Австралия Дуглас Моусон  · Джон Раймилл
Бельгия Адриан де Жерлаш де Гомери
Соединенные Штаты Натаниэль Палмер  · Ричард Э. Берд  · Фредерик Кук  · Финн Ронн  · Роберт Пири  · Уилл Стегер  · Чарльз Уилкс  · Джон Дэвис
Франция Жюль Дюмон д’Юрвиль  · Жан-Батист Шарко  · Жан-Луи Этьен  · Поль-Эмиль Виктор
Норвегия Карстен Борхгревинк  · Роальд Амундсен  · Яльмар Йохансен  · Карл Антон Ларсен  · Хенрик Булл
Новая Зеландия Эдмунд Хиллари
Соединенное Королевство Джеймс Кук  · Джеймс Уэдделл  · Эдвард Брансфилд  · Джон Бискоу  · Джон Баллени  · Джеймс Кларк Росс  · Роберт Фалькон Скотт · Эрнест Шеклтон · Вивиан Фукс · Уильям Спирс Брюс · Эней Макинтош · Джон Лахлан Коуп          
Россия Фабиан Готлиб фон Беллинсгаузен
Швеция Отто Норденшельд  · Карл Скоттсберг
Япония Ширасе Нобу
История Антарктиды

Исследователи этого Тихого океана

Соединенное Королевство Уильям Блай  · Джон Байрон  · Джеймс Кук  · Фрэнсис Дрейк  · Мэтью Флиндерс  · Джеймс Кларк Росс
Испания Васко Нуньес де Бальбоа  · Руй Лопес де Вильялобос  · Мигель Лопес де Легаспи
Франция Луи-Антуан де Бугенвиль  · Жан-Франсуа де Ла Перуз  · Антуан Бруни д’Энтрекасто  · Николя Боден  · Луи Клод де Сульс де Фрейсине  · Жюль Дюмон д’Юрвиль  · Жан де Сюрвиль  · Луи Исидор Дюперрей
Соединенные провинции Виллем Схоутен  · Якоб Ле Мэр  · Якоб Роггевен  · Абель Тасман
Португалия Фердинанд Магеллан  · Педро Фернандес де Кейрос
Соединенные Штаты Чарльз Уилкс

Известные исследователи Северного Ледовитого океана , Северного Ледовитого океана и Арктического архипелага.

Соединенное Королевство Уильям Баффин  · Джон Франклин  · Уолли Герберт  · Джеймс Кларк Росс  · Уильям Парри  · Генри Хадсон  · Фрэнсис Леопольд МакКлинток  · Джеймс Найт  · Джон Росс  · Джордж Нэрс  · Джон Рэй  · Джордж Бэк  · Джеймс Фицджеймс  · Горацио Томас Остин  · Фредерик Уильям Бичи  · Эдвард Белчер  · Ричард Коллинсон  · Фрэнсис Крозье  · Дэвид Бьюкен  · Генри Хоппнер Паркинс  · Эдвард Инглфилд  · Генри Келлетт  · Джордж Фрэнсис Лайон  · Альберт Гастингс Маркхэм  · Роберт МакКлюр  · Эразмус Омманни  · Шерард Осборн  · Генри Фредерик Стивенсон  · Мартин Фробишер
Норвегия Фритьоф Нансен  · Роальд Амундсен  · Яльмар Йохансен  · Отто Свердруп
Швеция Саломон Август Андре
Соединенные Штаты Роберт Пири  · Фредерик Кук  · Элиша Кейн  · Исаак Исраэль Хейс  · Адольфус Грили  · Джордж У. Де Лонг  · Чарльз Фрэнсис Холл
Австралия Хьюберт Уилкинс
Нидерланды Виллем Баренц
Финляндия Адольф Эрик Норденшельд
Канада Жозеф-Эльзеар Бернье

Экспедиция Франклина (1845-1847)

Члены
Офицеры Джон Франклин  · Фрэнсис Крозье  · Джеймс Фицджеймс  · Гарри Гудсир  (ru)  ·
Экипаж
Похоронен на острове Бичи Джон Торрингтон  · Джон Хартнелл  (  выходит ) · Уильям Брейн
Другой
Корабли HMS  Erebus  · HMS  Terror
Места Остров Кинга Уильяма ( кепка Феликса )  · Остров Бичи  · Остров Королевского географического общества  · Полуостров Аделаида
Исследовать Джон Ричардсон  · Джон Рэй  · Эдвард Белчер ( HMS  Resolute )  · Фрэнсис Леопольд МакКлинток  · Чарльз Фрэнсис Холл  · Джеймс Кларк Росс ( HMS  Enterprise )  · Горацио Томас Остин  · Ричард Коллинсон  · Генри Келлетт  · Роберт МакКлюр ( следователь HMS  )  · Фредерик Шватка  · Эдвард Инглфилд  ·
Производные произведения
Литература Приключения капитана Хаттераса (роман)  · Террор (роман)  · Открытие медлительности  (в) (роман)  · Винтовки  (в) (роман)  · Арктический дрейф (роман)  · Роковой переход  (в) (книга истории)  · Леди Месть Франклина  (ru) (книга по истории)
Другой The Frozen Deep  (in) (спектакль)  · The Terror (сериал)  · Lady Franklin’s Lament (баллада)  · Arctic Passage  (in) (документальный)  · Passage  (in) (документальный)
Разные Оуэн Битти  · Джейн Франклин  · Северо-Западный проход

Накануне решающего штурма

Тактика достижения цели в своеобразной гонке «Амундсен — Скотт» у команд была различная. Основным транспортным средством англичан являлись маньчжурские лошадки. Низкорослые и выносливые, они как нельзя лучше подходили к условиям полярных широт. Но, кроме них, в распоряжении путешественников имелись и традиционные в таких случаях собачьи упряжки и даже совершенная новинка тех лет — моторные сани. Норвежцы же во всём положились на проверенных северных лаек, которые должны были на всём протяжении пути тянуть четверо нарт, тяжелогруженых снаряжением.

И тем и другим предстоял путь длиной восемьсот миль в один конец, и столько же обратно (если останутся живы, разумеется). Впереди их ждали ледники, изрезанные бездонными трещинами, страшные морозы, сопровождавшиеся метелями и пургой и полностью исключавшей видимость, а также неизбежные в таких случаях обморожения, травмы, голод и всевозможные лишения. Наградой же для одной из команд должна была стать слава первооткрывателей и право водрузить на полюсе флаг своей державы. Ни норвежцы, ни британцы не сомневались, что игра стоит свеч.

Если был более умелым и искушённым в мореплавании, то Амундсен явно превосходил его как опытный полярник. Решающим переходам к полюсу предшествовала зимовка на антарктическом континенте, и норвежец сумел выбрать для неё гораздо более подходящее место, чем его британский коллега. Во-первых, их лагерь располагался почти на сто миль ближе к конечной точке путешествия, чем у британцев, а во-вторых, маршрут от него к полюсу Амундсен проложил таким образом, что сумел миновать районы, где в это время года свирепствовали наиболее сильные морозы и непрекращающиеся бураны и метели.

Напугали вьетконговцев призрачными криками

Вьетнамский фольклор гласит, что мертвые люди, которые не были похоронены должным образом, обречены блуждать по земле как измученные души до тех пор, пока их останки не пройдут соответствующие последние обряды. Кроме того, эти застрявшие призраки якобы могут общаться с живыми в годовщину своей кончины. Итак, американские войска во Вьетнаме разработали психологический план использования подобных суеверий против Вьетконга.

Этот план, известный как операция «Блуждающая душа», был создан чтобы «напугать и деморализовать врага» и заставить их покинуть свои позиции. Для этого американские войска использовали громкоговорители с высоким децибелом на вертолетах и рюкзаках для воспроизведения записей воющих «призраков» в районах, кишащих повстанцами.

Ленты, использованные в операции «Блуждающая душа», содержали сообщения на жутко звучащем вьетнамском языке, якобы от мертвых вьетконговцев или солдат Северного Вьетнама. Они предупредили своих товарищей криками: «Друзья мои, я вернулся, чтобы сообщить вам, что я мертв… Я мертв! Это ад! Я в аду! Не кончай, как я. Идите домой пока не поздно!”

Другие жуткие записи включали крики, истерический плач и шепот. Самым жутким из всех был голос ребенка, который причитал: « Папа, папа, пойдем домой со мной. Папочка! Папочка!”

Записи операции «Блуждающая душа» были эффективны в устрашении, по крайней мере, некоторых вьетконговцев. Большинство военнослужащих VC или NVA просто расстреливало динамики, так что психологическая операция была далеко не универсально эффективной для всех слушателей. Однако такая тактика действительно оказала влияние, по крайней мере, на некоторых солдат противника.

Например, в феврале 1970 года патруль, следивший за жуткими радиопередачами, прошел по местности и поймал троицу «дрожащих боевиков». С другой стороны, записи иногда могли иметь неприятные последствия, деморализуя не только вьетконговцев, но и дружественные южновьетнамские войска и гражданское население.

Исследователи Антарктиды и их открытия

После открытия Антарктиды Беллинсгаузеном и Лазаревым интерес к этому материку возрос с новой силой.

Несмотря на то, что первооткрывателями материка являются русские исследователи, Беллинсгаузен и Лазарев на материк не высаживались. Первым это сделал спустя год после великого открытия экипаж американского судна «Сесилия».

В период с 1838 по 1842 гг. целых три экспедиции смогли высадиться на побережье Антарктиды, провести большие научные исследования и сделать новые открытия. Экспедиция под командованием француза Ж. Дюмон-Дюрвиля открыла Землю Клари, Землю Жуанвиля, Землю Луи Филиппа. Американская экспедиция под командованием Ч. Уилкса, открыла Землю, которую назвали в честь своего первооткрывателя. А английская экспедиция под командованием Дж. Росса открыла Землю Виктории.

В 1911 году Руаль Амундсен первым достиг Южного полюса, а месяц спустя в результате пешего похода туда добралась команда Роберта Скотта. На обратном пути Скотт с товарищами погибли.

Первый полет над Южным полюсом совершил Р. Бэрд в 1928 году.

Рис. 3. Таблица исследования Антарктиды.

1 декабря 1959 года 12 стран, включая СССР, подписали договор об Антарктиде, по которому на ее территории возможны только исследования в мирных целях.

Что мы узнали?

Активные исследования материка Антарктида начались в XVI веке с экспедиции Америго Веспуччи. После открытия Антарктиды в 1820 году произошел новый всплеск интереса к материку. В течение нескольких лет после этого знаменательного события на материк стали высаживаться экспедиции разных стран и открывать новые земли. В статье представлен список ученых и исследователей, который необходим для изучения по географии в 7 классе.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

2 Мадейра, Фуншал

Ведение всех своих дел Руаль Амундсен передал брату Леону. Еще до выхода «Фрама» из Кристиании Леон Амундсен совершил поездку на Мадейру, где проверил количество и качество запасов для перехода команды его брата в Антарктиду, последующей зимовки и штурма полюса.

«Фрам» пришел в Фуншал 6 сентября 1910 года. На несколько дней команда была отпущена в увольнение. Стоянка длилась до 9 сентября: были отремонтированы подшипники гребного винта и запасено 35 т пресной воды (ее заливали даже в большие шлюпки и топливные баки).

9 сентября произошел инцидент: местные газеты опубликовали сообщения о походе Амундсена к Южному полюсу. Амундсен собрал команду и разъяснил свои истинные намерения, предложив несогласным вернуться на родину за его счет. Хельмер Хансен описывал это так: «Каждый из нас, один за другим, был спрошен, согласен ли он с этим новым для нас планом и желает ли он одолеть вместо Северного полюса Южный. Результатом было то, что все мы, как один, ответили — да. На этом представление закончилось».

Леон Амундсен сошел на берег, увезя три письма брата, адресованных королю, Нансену и норвежскому народу. Королю и Нансену послания были доставлены 1 октября.

Письмо Руаля Амундсена норвежскому народу (с поправками Леона Амундсена) было перепечатано многими газетами Норвегии 2 октября. В тот же день Леон Амундсен отправил в Крайстчерч телеграмму на английском языке за подписью брата, адресованную Роберту Скотту: «Имею честь сообщить «Фрам» направляется Антарктику. Амундсен». Адресата она достигла 12 октября.

В 21:00 9 сентября «Фрам» покинул Мадейру. Следующую остановку предполагалось сделать на Кергелене, но непогода не позволила к нему приблизиться. Экватор пересекли 4 октября.

1 января 1911 года был замечен первый айсберг, 2 января экспедиция пересекла Южный полярный круг. Переход через паковые льды занял четверо суток. 11 января был замечен Великий ледяной барьер, 14 января 1911 года «Фрам» вошел в Китовую бухту.

Могила в Антарктиде

Возвращение и впрямь обернулось катастрофой. Эванс умер 17 февраля. 2 марта остальные, добравшись до одного из заранее подготовленных складов, обнаружили, что оставленный там керосин вытек. 16 марта Отс, с трудом передвигаясь на обмороженных ногах, ушел из лагеря, чтобы умереть: он не мог стать обузой для своих уже обессилевших товарищей. После гибели Отса Скотт, Уилсон и Бауэре еще пять дней пробивались на север. В 20 км от склада, где имелось продовольствие и топливо, их застала жестокая пурга. Они умерли в спальных мешках в палатке. Их трупы товарищи по экспедиции нашли лишь весной, спустя почти восемь месяцев.

Поделиться ссылкой

Современное представление о гравитации

мореплаватель Амундсен

полярный мореплаватель Амундсен

шхуна «Фрам»

прибытие на Южный полюс

отправка в неизвестный путь

парусное судно «Мод»

Амундсен
Амундсен
Фрам
Амундсен
Фрам

В феврале 1911 года, когда в Южном полушарии закончилось лето, шхуна
«Фрам
» достигла берегов Антарктиды. В первую очередь мореплаватели
организовали базу и обустроили несколько складов. С наступлением зимы основная часть экспедиции осталась пережидать ее в лагере. Остальная группа людей, состоящая из четырех человек 19 октября 1911 года, на собачьих упряжках покинула базу, устремляясь в глубь континента. Команда преодолевала до 40 км в день и 14 декабря 1911 года достигла своей цели — Южного полюса. После трехдневных наблюдений, проведенных в этой точки планеты, группа исследователей во главе с Амундсеном
вернулась в лагерь. Норвежская общественность ликовала. Все поздравляли Амундсена с подвигом. Правительство поощрило мореплавателя
и первооткрывателя
щедрой наградой.

Но ученого не удовлетворяли собранные материалы, поэтому 7 июня 1916 года на судне «Мод», построенное за собственные деньги Амундсен
отправился во второе плавание. Это судно имело множество новых приборов на то время, которые позволяли лучше маневрировать во льдах. Руаль Амундсен вложил в него почти все свои средства, предприняв еще один полярный подвиг. Его целью был снова Северный полюс. Побывать на самой северной точке Земли оставалось самой заметной мечтой мореплавателя. Амундсен решил сначала открыть Северо-Восточный проход вдоль северного побережья России. 16 июля 1918 года Руаль Амундсен отправился на судне «Мод» вдоль северного побережья России к Берингову проливу. С большим трудом он в 1920 году добрался Аляски. Полярник сломал руку и был вынужден сменить курс на Сиэтл для оказания медицинской помощи и требующего ремонта судну. Так закончилась вторая экспедиция Амундсена
.

Амундсен
провел блестящие экспедиции, побывал в Арктике и Антарктиде. Стал самым знаменитым полярным исследователем, однако именно столь любимая исследователем Арктика в конечном итоге и погубила его.

Некий итальянский воздухоплаватель Умберто Нобиле в 1928 году решил покорить Северный Полюс, добравшись туда на дирижабле. Однако после взлета Нобиле потерпел аварию. Сразу несколько спасательных групп бросились ему на помощь, в одной из них был и Амундсен
. Ранее они были знакомы — вместе участвовали в совместной экспедиции на дирижабле «Норвегия» в 1926 году. Однако позже отношения между ними внезапно переросли во враждебные. Тем не менее, решение участвовать в спасении экспедиции итальянца Амундсен принял без промедления.

Экипаж крупного гидросамолета «Latam-47
» состоял из норвежцев и французов. В его составе Амундсен
вылетел в неизвестном направлении. Надо сказать, он тщательно скрывал свои намерения. Об избранном маршруте никого не информировал, что впоследствии чрезвычайно осложнило поиски. Не оставил Амундсен
и записей, с журналистами был краток и сдержан. Великий путешественник, будто заранее готовился к трагедии — продал свое имущество, расплатился с кредиторами. Очевидцы утверждают, что дальновидный Амундсен
не взял даже аварийного пайка, лишь несколько бутербродов. Норвегия долго отказывалась поверить в гибель своего национального героя. Смерть Амундсена
официально признали только через полгода после исчезновения гидросамолета. Страна почтила память знаменитого полярника несколькими минутным молчанием. А генерал Нобиле — соперник Амундсена, узнав о гибели норвежца, нашел в себе мужество вслух произнести: «Он победил меня
».

В честь норвежского мореплавателя и исследователя Руаля Амундсена
названа гора в Восточной Антарктиде, залив Северного Ледовитого океана около берегов Канады, котловина в Северном Ледовитом океане, расположенная между хребтами Ломоносова и Гаккеля и море Тихого океана у берегов Антарктиды. В Норвегии создан исторический музей, посвященный великим полярникам.

памятник на острове Шпицберген. Отсюда Амундсен отправился в экспедицию

музей в Осло, Норвегия

полярная станция Амундсен-Скотт на Южном полюсе

7 Лагерь «Бойня»

Лагерь 21 ноября получил название «Бойни»: каждый каюр убивал своих собак, на которых пал выбор, Амундсен в этом не участвовал, взяв на себя обязанности кока. 24 собаки были разделаны и захоронены в ледник, а также частично съедены на месте. На короткое время выглянуло солнце, после чего удалось определить, что экспедиция достигла 85° 36″ ю. ш. Двухдневный отдых с обильной пищей подкрепил собак, однако дальше команда встретилась с огромными трудностями, о чем свидетельствуют данные этим местам названия: Чертов ледник и Танцплощадка дьявола. Это были зоны глубоких трещин на высоте 3030 м над уровнем моря и крутой ледник. Обнаруженные дальше горы получили имя Хелланд-Хансена. Амундсен беспокоился: альпинистское оборудование осталось на складе внизу, но удалось найти относительно пологий ледник для подъема.

Температуры все это время держались на уровне −20 °C при штормовых ветрах, собаки и члены команды страдали от горной болезни. Постоянные штормовые ветры приносили новые проблемы.

6 декабря норвежцы достигли наивысшей точки на пути — 3260 м над уровнем моря — и в тот же день побили рекорд Шеклтона 1909 года. Нервы команды были на пределе: часто разгорались мелкие ссоры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: