Чума! как «черная смерть» подготовила европу к расцвету возрождения

Пир во время чумы история. пир во время чумы

Краткое содержание пьесы «Пир во время чумы» подробно

Улица средневекового города, накрыт стол. За столом сидит компания, которая ест, пьет и веселится.

Молодой человек предлагает Председателю провозгласить тост за недавно выбывшего из дружеского круга Джаксона, весельчака и балагура, умершего от чумы.

Вальсингам отвечает, что Джаксон выбыл первым – следует выпить за него молча, что и делают пирующие.

Желая вернуть мысли товарищей вновь к веселью, Вальсингам просит Мери спеть. Та исполняет «уныло и протяжно» песню севера, повествующую о былой счастливой жизни и о тяжелых временах, наступивших впоследствии, когда смерть разлучает влюбленных.

Песня ввергает слушающих в еще большую задумчивость. Председатель благодарит Мери, печально вспоминающую недавнюю прекрасную беззаботную юность, когда на город еще не обрушилась катастрофа.

Луиза презрительно отзывается о «тоскливой» песне Мери, ее слова насмешливы и решительны.

Но тут мимо проезжает телега, на которую сложены мертвые тела. Повозкой правит негр. Луиза вмиг лишается своей храбрости и падает в обморок. Очнувшись, она описывает видение: негр-извозчик, обратившись в демона, звал ее с собой в телегу.

Молодой человек советует Председателю спеть иную песню, веселую, восхваляющую жизнь.

Однако Вальсингам поет не то, чего от него ждал молодой человек: он исполняет сочиненный накануне гимн в честь чумы. В песне предлагается «восславить царствие чумы», наполнив бокалы вином.

Появляется старик священник. Он бросает слова укора молодым пирующим: как смеют они нарушать скорбное молчание, царящее вокруг, своими безумными песнопениями и смехом? Священник называет мужчин и женщин безбожниками, уговаривает разойтись по домам. Те в ответ пытаются прогнать служителя церкви.

Священник замечает среди пирующих Вальсингама. Старик поражен: всего 3 недели тому назад этот юноша безутешно рыдал над телом матери, и вот он уже поет и веселится!

Уговоры священника немедленно покинуть безбожную компанию не действуют на Вальсингама, но его настроение меняется. На память юноше приходит совсем недавно умершая жена Матильда. Вальсингам погружается в тяжелую мрачную задумчивость. Священник, поняв тщетность попыток увести Вальсингама с собой, благословляет его и продолжает свой путь.

Пир идет своим чередом, но Председатель в нем больше не участвует. Юноша сидит за общим столом, мысли же его витают где-то далеко.

Суть: о чем пьеса?

Жители пораженного чумой города собрались на пир. Уже год в их домах свирепствует мор. Они уже отчаялись спастись и пренебрегают мерами защиты. Они собрались за одним столом, пьют вино и провозглашают тосты. Мери поет грустную песню о смерти девушки и ее разлуке с возлюбленным. Председатель поет шутливый гимн чуме и возвышает уникальный опыт жителей в борьбе с нею. Мимо проезжает тележка с трупами.

Вдруг появляется старый священник и призывает всех разойтись. Он осуждает пир на похоронах и не хочет, чтобы покой усопших тревожили веселые песни, которые неуместны в такой час. Люди возражают, что хотят веселья хотя бы напоследок, если жить нормально им уже не доведется. Священник упрекает председателя в том, что недавно он схоронил мать, а теперь уже не горюет. Председатель сказал, что они навек разлучены с матерью, она не вытащит его отсюда, и он просит не упоминать о ней более. Слова священника больно ранили его, поэтому он остается мрачным после его ухода. Вот более подробное краткое содержание.

6. Особенности костюма

Один из самых интересных фактов о чумных докторах связан с их экстравагантным и пугающим внешним видом. Врачеватель чумы выглядит как нечто среднее между вороной в стиле стимпанк и Мрачным Жнецом. В Италии этот образ был настолько знаковым, что чумной доктор стал одним из основных участником итальянской комедии масок и карнавальных праздников — и остается популярным косплейным персонажем даже сегодня.

Костюм включал следующие элементы, изготовленные из вощеной кожи, или промасленной холщовой ткани:

  1. длинное пальто,
  2. рубашку,
  3. бриджи,
  4. перчатки,
  5. длинные сапоги,
  6. шляпу с широкими полями, которая должна была указывать на профессию (в случае, если остальная часть костюма была слишком неочевидной).
  7. Трость, которая использовались для осмотра пациентов, не касаясь их. Врачи также использовали эти трости, чтобы подать сигнал своим помощникам и отогнать обезумевших от горя или страха членов семьи больного или его самого.

Но наиболее заметным аспектом униформы была маска с хрустальными или стеклянными окулярами и длинным клювом, что имеет логическое объяснение. Врачи в то время не знали, как на самом деле распространяется болезнь. Было высказано предположение, что причиной чумы стал «отравленный воздух» (он же «миазм»). А маска, наполненная составом из более чем 55 трав и других компонентов, таких как порошок из гадюки, корица, мирра и мед, была предназначена для подавления миазмов, тем самым защищая доктора. Пока воздух проходил по длинному клюву, он «очищался» и якобы становился безопасным.

Хотя костюм чумного доктора стал театральным и жутким символом «дикого времени» в истории медицины, на самом деле он является зримым воплощением медицинских мифов о распространении и профилактике чумы. Каждая деталь костюма отражает меняющиеся представления о причинах и передаче заболевания, об отношениях между врачами и пациентами, а также о роли государства в защите общественного здоровья.

Проблемы

Проблематика пьесы «Пир во время чумы» представлена в списке:

  1. Отчаяние. Все сидящие за столом уже отчаялись и смирились с тем, что смерть неминуема. Поэтому они никак не стараются уберечься от мора. Но свои последние мгновения они хотят наполнить радостью, чего бы это ни стоило.
  2. Противостояние жизни и смерти. Герои из последних сил тянутся к жизни — общению, любви, творчеству. Но священник встает на сторону смерти, ставя права мертвых выше прав живых. Он желает, чтобы последние часы люди провели в горе, одиночестве, тоске по усопшим. Однако сам он — уже старик, и его наставления молодежи не подходят. Листая страницы известного произведения, читатель понимает, что идейный конфликт не перерождается в прямое противостояние, ведь каждый персонаж остаётся при своём мнении, и все расходятся.
  3. Отцы и дети. Старик диктует молодым, как им жить и умирать. Но он-то уже пожил, ему нечего сказать и спеть за этим столом, потому что он внутренне готов к смерти и не так привязан к жизни. А молодежь жаждет хотя бы что-то получить от последних мгновений, ведь интуитивно понимает, второго шанса не будет, и дни сочтены. Пир — это бунт молодых против несвоевременной смерти.
  4. Малодушие. Луиза настолько подавлена, что срывает свою злость на других и так маскирует свою слабость. Человек показывает свою настоящую сущность в сложной критической ситуации, одной из которых может быть угроза смерти. Лишь сильные духом люди способны сохранить истинные человеческие качества и доброту.

Демократизация церкви

До настоящей Реформации еще далеко, но уже в это время зарождается протестантизм: прежний баланс в духовной жизни, весьма устойчивый, был нарушен.

Коль скоро даже в Италии церковь ничего толком не могла (или не хотела) сделать с разгулом сект разной степени адекватности, то почему не выступить против нее людям в здравом уме, имеющим к тому же обоснованные претензии и требования?

Духовенство тоже сильно поредело за время эпидемии, чему немало способствовала, увы, как раз забота монахов о больных — иной раз монастыри от чумы просто вымирали. И залатать кадровые бреши здесь было куда труднее, чем в рядах крестьян и рабочих: речь идет о специалистах довольно высокой квалификации.

На протяжении всего Средневековья церковь была лучшим и, что главное, постоянно доступным социальным лифтом. Теоретически любой простолюдин мог начать карьеру со служки в храме или послушника в монастыре, а скончаться папой римским. Это одна из немногих в Средние века сфер деятельности, где всё зависело от усилий и талантов самого человека, а не каких-либо внешних факторов вроде происхождения.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Молодой человек  – юный горожанин, один из пирующих, открывает собрание, обращаясь к Председателю, предлагает помянуть недавно усопшего товарища.
  •  Мери  – светловолосая «северная красавица», исполнившая первую песню, «жалобную», печальную. Задумчивая, грустная девушка, «падшее создание» (она вспоминает минувшие дни, когда певала песни в доме родителей, и голос ее «был голосом невинности»).
  •  Луиза  – вторая девушка, тоже «падший ангел». Старалась продемонстрировать окружающим мужество и храбрость, однако потеряла сознание при виде телеги с мертвыми телами.
  •  Негр  – извозчик, правивший телегой с трупами погибших от чумы. Представился Луизе в полуобморочной страшной грезе в виде белоглазого, черного демона, зовущего в свою тележку.

7. Чумные доктора и Черная смерть

Одна из самых страшных пандемий в истории человечества, названная Черной смертью, представляла собой вспышку бубонной чумы. И хотя чумные доктора в их традиционном облике ассоциируются прежде всего с этой страшной болезнью, костюм появился позже, чем Черная смерть.

Знаменитая противочумная униформа с птицеподобной маской была разработана французским доктором Шарлем де Лормом, который врачевал многих европейских королевских особ в 17 веке, в том числе короля Людовика XIII и Гастона Орлеанского. Он писал, что во время вспышки чумы в Париже в 1619 году разработал одежду, целиком изготовленную из кожи марокканского козла, включая сапоги, штаны, длинное пальто, шляпу и перчатки.

Широкое использование костюм получил во время чумы 1656 года в Италии. Ношение подобного наряда было прописано в договоре, который каждый чумной доктор заключал с городскими советами.

Однако врачеватели чумы, пусть и без характерных костюмов, действительно появились еще в 14-м веке. Начало этому положил Папа Римский Климент VI, который в 1348 году пригласил нескольких докторов специально для лечения пораженных бубонной чумой жителей Авиньона.

Финал или антракт?

Гипотеза Сунцовых наилучшим образом объясняет всю известную на сегодня совокупность фактов, относящихся к возникновению чумного микроба и его взаимоотношениям с природными хозяевами и переносчиками. Тем не менее она остается лишь гипотезой и вряд ли когда-нибудь может быть строго доказана. Впрочем, даже если считать происхождение чумы разгаданным, у грозной болезни остается еще немало загадок.

Как принято считать, естественным резервуаром чумы служат дикие грызуны. Присутствие в них микроба проявляется в виде регулярных эпизоотий с гибелью зверьков. В одних очагах (Центрально-Кавказском, Тувинском, Горно-Алтайском) они происходят практически каждый год, в других — реже.

Есть очаги, в которых эпизоотий не бывает и по нескольку лет. Может быть, микроб уже научился существовать в организме хозяина, не причиняя ему вреда? Но результаты микробиологического мониторинга (постоянно проводимого во всех известных очагах) показывают: в крови грызунов чумной палочки нет. Нет год, два, три… А потом она откуда-то вновь появляется.

В 1990-е годы возбудитель чумы был обнаружен в крови грызунов, обитающих в районе станицы Курской (Ставропольский край), где перед этим его не находили 58 лет. В 2003 году после полувекового перерыва ожил очаг в районе алжирского города Оран. Где же скрывается микроб в те годы, когда его не находят в грызунах?

Тема, сюжет и композиция

Страсть, которую изображает Пушкин в этой пьесе – страх смерти. Перед лицом неминуемой гибели от чумы люди ведут себя по-разному. Одни живут так, будто смерти не существует: пируют, любят, наслаждаются жизнью. Но смерть напоминает им о себе, когда телега с мёртвыми проезжает по улице.

Другие ищут утешения в Боге, смиренно молясь и принимая любую волю Божью, в том числе и смерть. Таков священник, уговаривающий пирующих разойтись по домам и не осквернять памяти умерших.

Третьи не хотят быть утешенными, они в поэзии, в песнях переживают горечь разлуки, смиряются с горем. Это путь шотландской девушки Мери.

Четвёртые, как Вальсингам, не смиряются со смертью, но побеждают страх смерти силой духа. Оказывается, страхом смерти можно наслаждаться, потому что победа страха смерти – это залог бессмертия. В конце пьесы каждый остаётся при своём: священник не смог переубедить пирующих во главе с председателем, они же никак не повлияли на позицию священника. Только Вальсингам глубоко задумывается, но, скорее всего, не о том, хорошо ли он поступил, когда не пошёл за священником, а о том, сможет ли он и дальше противостоять страху смерти силой своего духа. Этой финальной ремарки у Вильсона нет, её вводит Пушкин. Кульминация, момент наивысшего напряжения (минутная слабость Вальсингама, его порыв к благочестивой жизни и к Богу), не равна здесь развязке, отказу Вальсингама от этого пути.

Причины распространения и высокой смертности

Распространение чумы стимулировало несколько факторов:

  1. Антисанитария в Средние века. Канализаций нет, мусор прямо на улицах. Понятия «личная гигиена» просто не существовало. С крысами вообще не боролись, многие писатели того периода отмечали, что «крысы свободно бегают по городу и могут укусить, бывало даже за лицо».
  2. Низкий уровень медицины. Те, кто могли помочь, просто не знали, что делать, например, отрезали «бубоны» – воспалённые лимфоузлы.
  3. Отсутствие мер первое время. Когда пандемия набрала обороты, только тогда начали вводить меры: изоляции, карантины и прочее.
  4. Голод в Европе. Начало 14 века принесло серьезные природные катаклизмы: ураганы, засухи, заморозки и прочие тяжёлые для сельского хозяйства явления. В 1315-1317 вспыхнул великий голод. По оценкам историков, в некоторых странах умерло до 10% городского населения. До 1330 года были огромные проблемы с продуктами питания. Не нужно быть медикам, чтобы понять: голодный организм сильнее подвержен заболеваниям.

Эти причины мы называем сегодня. Но в 14 веке называли другие причины. Самых популярных было три:

  1. Божья кара. Люди всерьез считали, что жертвы – это результат человеческих грехов.
  2. Еврейский заговор. Из-за того, что среди медиков было много евреев, люди считали, что это они придумали «заразу». Результатом таких странных выводов были многочисленные погромы.
  3. Заговор богатых. Бедняки считали, что это лорды и сеньоры придумали вирус, чтобы их истребить.

Никола Пуссен «Чума в Ашдоде»

Пик, рецидив и спад

В 1349 году чума распространилась на страны Скандинавии, Германию, Австрию и Венгрию. По преданию, в Норвегии эпидемия появилась после того, как к берегам прибило английский торговый корабль с трупами. Вся команда умерла во время плавания. Местные жители охотно разграбили груз. А вместе с ним начали разносить чуму по стране.

Относительная отдалённость не спасла от эпидемии и русские земли. Правда, произошло это с существенной задержкой. Только в 1352 году чума добралась до Пскова, а оттуда через год проникла в Москву и другие города. Её жертвой в том числе стал великий князь Симеон Гордый.

В Москве от чумы умерли великий князь Симеон Гордый и его дети

С начала 1350-х годов чума стала отступать. Правда, произошло это скорее в процессе «естественного отбора», а не из-за медицинских и карантинных мер. Из-за высокой смертности в запустение пришли многие города и целые регионы. Считается, что именно из-за чумы полностью исчезло европейское население Гренландии.


Чёрная смерть. Руслан Арбузов. 2017 год. (commons.wikimedia.org)

По современным оценкам, население Европы сократилось примерно наполовину. Причём чума вовсе не исчезла. Например, в 1361 году вторая волна эпидемии накрыла Англию. Умер каждый пятый из выживших после первой вспышки. Лишь к концу 14-го века чума исчезла. Но, увы, не навсегда.

Завершение эпидемии чумы было воспринято как величайшее божественное спасение. В честь такого праздника в Европе были воздвигнуты десятки памятных колонн. Самая известная из них — в Вене.

В истории чумы известны три колоссальные пандемии

Первая — «чума Юстиниана», возникла в VI веке в эпоху расцвета культуры Восточно-Римской империи, во время царствования императора Юстиниана, самого погибшего от этой болезни. Чума пришла из Египта и опустошила почти все страны Средиземноморья. В разгар эпидемии в 542 г. только в Константинополе ежедневно умирали тысячи человек. За период с 532 по 580 годы погибло более половины населения Восточной Римской империи — почти 100 миллионов человек.

Фото 1а — карта распространения бубонной чумы в Средневековье

Вторая и самая зловещая в истории Западной Европ — «черная смерть» середины XIV в. Она открыла период эпидемий, не оставлявших Европу в покое на протяжении пяти столетий. Грязь, нищета, отсутствие элементарных гигиенических навыков и скученность населения создавали условия беспрепятственного распространения заболевания.

«Черная смерть» 1346—1348 гг. была завезена в Европу через Геную, Венецию и Неаполь. Начавшись в Азии, она опустошила Фракию, Македонию, Сирию, Египет, Сицилию, территорию современных государств: Италии, Греции, Франции, Англии, Испании, Германии, Польши, России.

Гибель заболевших наступала через несколько часов после заражения.

Фото 2

По данным историков, в Кессарии никто не остался в живых. В Неаполе умерло около 60 тыс. человек, в Генуе — 40 тыс. (50% населения), в Венеции — 100 тыс. (70%), в Лондоне — девять десятых населения. Живые не успевали хоронить мертвых. Всего в XIV в. погибло от этого заболевания более 50 млн человек.

Фото 3 – чума в средневековом городе

Трагическую картину эпидемии чумы в 1348 году в Италии нарисовал Джованни Боккаччо в первой новелле «Декамерона»: «Славную Флоренцию, лучший город Италии посетила губительная чума…От этой болезни не помогали и не излечивали ни врачи, ни снадобья… Так как для великого множества мертвых тел, которые каждый час подносили к церквам, не хватало освященной земли, то на переполненных кладбищах при церквах рыли огромные ямы и туда опускали целыми сотнями трупы. Сколько сильных мужчин, красивых женщин, прелестных юношей, которых даже Гален, Гиппократ и Эскулап признали бы совершенно здоровыми, утром завтракало с родными, товарищами и друзьями, а вечером ужинало со своими предками на том свете».

Фото 3а

Третья — пандемия чумы, начавшаяся в 1892 г. в Индии (где погибло более 6 млн человек) и отразившаяся эхом в XX в. на Азорских островах, в Южной Америке и других районах земного шара.

Версия о извержении вулканов — виновников «черной смерти»

Средневековые летописцы практически всегда однозначно указывают на источник «морового поветрия». По их мнению, «черную смерть» приносили отравленные ветра. Не были редкостью такие записи: «на востоке, рядом с Большой Индией, огонь и вонючий дым спалили все города», «между Китаем и Персией пошел сильный дождь из огня, падавший хлопьями, подобно снегу, и сжигавший горы и долины со всеми жителями». Именно там родилось «черное облако», убивавшее всех «в течение половины дня», и именно оттуда приходила принесенная «нечистым порывом ветра с юга смерть».

Масштабное извержение вулкана Этны в 1333 году практически совпало с началом «черного поветрия» на юге Европы, которое потом распространилось дальше на север. Массовость и скорость наступления смерти от действия ядовитых облаков вулканической пыли и газов совпадают с хрониками летописцев. На мысль о том, что «черную смерть» принесли вулканические газы, наводят и многочисленные рисунки средневековых художников. На многих из них изображены погибшие люди, лошади, собаки и даже птицы.

Истоки возникновения чумы

Существует несколько версий возникновения и распространения заболевания.

Фото 10 – крепость Кафа во время осады ханом Джанибеком

По одной из них, чума пришла с Востока, и татары принесли ее в Крым. Во время осады генуэзской крепости Кафы (сейчас это Феодосия) ордынский хан Джанибек нес ужасные потери от болезни, косившей его воинов. Хан принял решение снять осаду, но напоследок с помощью катапульты через крепостную стену перебросили еще не остывший труп воина, умершего от чумы.

В городе началась эпидемия, и жители спешно покинули крепость и отправились домой. Потом болезнь дошла до Европы. Однако с этой теорией не позволяет согласиться только один факт — переносчиками чумы не являются ни трупы, ни исходящий от них запах! Но, так или иначе, хроники свидетельствуют, что в 1346 г. в Крыму погибло около 85 000 человек. 1 ноября 1347 г. первая вспышка чумы была отмечена в Марселе, а уже через три месяца смертоносная зараза распространилась по всему югу Франции. К началу 1348 г. эпидемия расползлась по Испании. Она стала причиной смерти королевы Арагона и короля Кастилии.

Фото 11 – «эпизод чумы во Флоренции», художник Франсуа Пико

Ученые полагают, что быстрое распространение чумы могло произойти из-за низкого уровня иммунитета людей, подорванного другими, не менее опасными болезнями — туберкулезом, оспой, холерой и т. д. Оставляло желать лучшего и питание большинства населения.

Еще одной причиной быстрого распространения заразы могла быть большая скученность населения, особенно в крупных городах.

К 1351 г. чума обошла весь континент. По утверждению средневекового историка Фруассара, погибло более 25 миллионов человек, что составляло треть населения Европы. Эту оценку подтверждают и новейшие исследования. Черная смерть миновала, но болезнь осталась. Чума возвращалась еще в 1361 году, 1369 году, и давала о себе знать все реже до конца XV столетия.

Предрассудки и антисанитария

Сейчас мы знаем, что главным разносчиком инфекции были чумные блохи, а их своеобразным «транспортным средством», позволявшим проникать в жилища людей, — крысы. Но люди Средневековья, во всяком случае, «прогрессивная» их часть, считали источником заражения дурной воздух — миазмы.

Остальные граждане, находясь в плену бесчисленных предрассудков и религиозного фанатизма, винили в моровом поветрии коварных врагов христианства или смиренно принимали чуму как «кару Божью». Разумеется, начались погромы еврейских кварталов. А там, где их не было, происходили расправы над всеми, чьей виной было нерегулярное посещение церкви или просто подозрительный внешний вид. В том числе убивали людей, страдающих ДЦП (за странные движения и походку).

Отдельной бедой оказалась страшная антисанитария средневековых городов. Нечистоты сливали на улицу, руки не мыли, а одежду стирали только в самом крайнем случае. Стоит ли удивляться, что в условиях царившего в городах зловония даже среди образованных людей казалось естественным считать причиной болезни именно скверный воздух.

Эпидемия породила вспышку религиозного фанатизма. Возникло сразу несколько колоритных сект. Так, флагелланты (бичующиеся) считали, что спасение придёт путём самоистязания. Другие фанатики, бьянки (белые), надеялись найти защиту от заразы, облачаясь в светлые одеяния. Самым необычным движением стала хореомания (одержимость пляской). Сотни, а иногда и тысячи людей собирались в огромные толпы, чтобы до полного изнеможения исполнять неистовые танцы. Это был уже настоящий массовый психоз. Но именно в безумной пляске люди пытались найти спасение от чумы.


Чумной доктор. («Дилетант»)

Важной причиной высокой смертности оказалась страшная теснота средневековых городов. В условиях скученности, часто усиленной притоком беглецов из окрестностей, болезнь распространялась гораздо быстрее

Особенно если горожане ежедневно набивались в церкви, пытаясь вымолить спасение.

Художественное своеобразие

Сюжет пьесы полностью заимствован, но лучшие и главные части в ней сочинены Пушкиным. Песня Мери – лирическая песня о желании жить, любить, но невозможности сопротивляться смерти. Песня председателя раскрывает его мужественный характер. Она — его жизненное кредо, его способ противостать страху смерти: «Итак, хвала тебе, Чума, Нам не страшна могилы тьма…»

  • «Пир во время чумы», краткое содержание пьесы Пушкина

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина

  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина

  • «Дар напрасный, дар случайный…», анализ стихотворения Пушкина

  • «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина

  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина

  • «Бесы», анализ стихотворения Алексадра Пушкина

  • «Не пой, красавица, при мне», анализ стихотворения Пушкина

  • «Метель», анализ повести Пушкина

  • «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина

  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина

  • «Отцы пустынники и жены непорочны», анализ стихотворения Пушкина

  • «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина

По произведению: «Пир во время чумы»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: