Какие избирательные системы существуют

Раздел i. выборы и избирательные процедуры в xviii веке

Почему все выборы проходят в один день

На 13 сентября 2020 года в России был назначен единый день голосования (ЕДГ). Это значит, что в этот день пройдут выборы в органы власти нескольких уровней в разных регионах страны.

Практика единого дня голосования не нова – законодательство для этого изменили еще в 2004 году по инициативе Александра Вешнякова, который тогда руководил Центральной избирательной комиссией. Первые выборы в таком формате прошли в 2006-м, но вплоть до 2012 года единых дней голосования каждый год было два – в марте (основной) и в октябре (резервный). Затем день голосования оставили всего один – на второе воскресенье сентября.

До 2004 года каждый субъект РФ назначал даты региональных и местных выборов самостоятельно, причем регионы самостоятельно определяли даже срок каденции для губернаторов. С 2005 по 2012 годы прямых выборов губернаторов не было вообще (кроме Ненецкого АО), тогда это объясняли борьбой с терроризмом.

Единый день голосования впервые прошел 12 марта 2006 года, до 2012-го каждый год использовались и основной, и резервный дни. Второй день голосования в 2012-м совпал с первыми за много лет прямыми выборами губернаторов в ряде регионов, а затем день голосования стал действительно единым каждый год – и его назначают на второе воскресенье сентября.

Организация выборов разных уровней в один день призвана упорядочить политический процесс (то есть, даже если губернатор уходит в отставку, и.о. вместо него назначается временно, буквально до ближайших выборов), облегчить работу избирательным комиссиям и сократить расходы на выборы. По сути, комиссии по всей стране собираются только один раз, за который проводят выборы на все уровни.

При этом в каждом регионе сроки полномочий губернаторов и местных парламентов истекают в разное время. Соответственно, выборы в ЕДГ проходят только те, по которым как раз подходит срок. Это тоже помогает распределить нагрузку – если бы в один день выбирали всех губернаторов сразу, ЦИК было бы сложно уследить за всеми возможными фальсификациями.

Не в единый день проходят только выборы президента России и выборы в Госдуму. Правда, с 2015 года парламентские выборы тоже объединили с ЕДГ – в год, когда они должны проходить (было в 2016-м и будет в 2021-м) единый день голосования назначается не на второе, а на третье воскресенье сентября.

Поэтому вся избирательная система в России предельно упрощается в том, что касается дат: президентские выборы проводятся во второе или третье воскресенье того же месяца, в который проходили прошлые выборы, а все остальные – во второе или третье воскресенье сентября. Март и сентябрь достаточно комфортны для голосования, а четкий план по датам позволяет кандидатам хорошо подготовиться к нему.

Тем не менее, критика такого подхода все же есть – сама кампания проходит летом, когда весь электорат разъезжается по отпускам и другим городам, и агитировать просто некого. Иногда выборы могут выпадать на 8 сентября, что слишком рано для тех, кто еще не вернулся с дач и курортов.

Российский ЕДГ – на самом деле не российское изобретение. Дни, в которые проходит голосование сразу в нескольких регионах, бывают и в США – тот же «супервторник», когда в нескольких штатах проходят выборы губернаторов, в Сенат, Палату представителей и т.д.

Выборы в Древней Греции и Древнем Риме

Свободные граждане были обязаны участвовать в политической жизни своих государств — и воля народа, которая выражалась голосованием в собрании, обретала силу закона.

В Древней Греции голосовали с помощью бобов — белый означал согласие с кандидатурой, черный — голос “против”. В Афинах существовал и такой тип тайного голосования — “суд черепков”. То есть совершенно любой житель или общественный деятель мог оказаться изгнанным из города, если считалось, что его деятельность каким-то образом мешает жизни социума. Участники голосования писали на черепках имя потенциального изгнанника, а затем подсчитывали черепки с именами всех кандидатов — их складывали в специальное огороженное место на площади.

В Древнем Риме предвыборная кампания стартовала задолго до дня голосования: кандидаты, заявившие о своем намерении занять тот или иной пост, облачались в специальные белые тоги и отправлялись в “турне”, убеждая горожан отдать свой голос за него. В сам день выборов каждый избиратель получал небольшую дощечку, на которой писал имя понравившегося кандидата.

В Средние века о подобной демократии пришлось позабыть — практически во всех странах были установлены монархии, при которых власть передавалась от отца к сыну.

Влияние выборов на политическую ситуацию в России

Выборы, которые пройдут 10 сентября 2023 года, будут иметь значительное влияние на политическую ситуацию в России. Результаты выборов определят, кто будет занимать ключевые посты в правительстве и парламенте, и, соответственно, какие политические решения и реформы будут проводиться в ближайшие годы.

Выборы будут проходить на нескольких уровнях: федеральном, региональном и местном. На федеральном уровне граждане будут выбирать Государственную Думу, которая является законодательным органом Российской Федерации. Результаты выборов в Государственную Думу определят политическую силу партии или патриотического блока, который будет контролировать законодательную деятельность в стране.

Выборы также будут проходить в регионах России, где будут избираться губернаторы и представители региональных законодательных органов. Результаты этих выборов могут повлиять на баланс сил между федеральным центром и регионами, а также на реализацию политических и экономических реформ на региональном уровне.

Выборы будут влиять на политическую ситуацию в России также потому, что они являются важным индикатором общественного политического настроения. Результаты выборов могут отразить протестные настроения в обществе или подтвердить поддержку текущей политической власти. В результате выборов может измениться состав политических сил и появится новая политическая ориентация.

Таким образом, выборы 10 сентября 2023 года будут иметь значительное влияние на политическую ситуацию в России. Они определят, кто будет управлять страной в ближайшие годы, какие политические решения будут приниматься и как это повлияет на развитие страны.

Правила и процесс голосования

Правила и процесс голосования на выборах предусматривают следующие шаги:

  1. Регистрация избирателей. Перед выборами все граждане России, достигшие 18 лет, обязаны зарегистрироваться в качестве избирателей. Для этого нужно предоставить необходимые документы и заполнить соответствующую форму.
  2. Получение удостоверения избирателя. Зарегистрированным избирателям выдают удостоверение, которое подтверждает их право участвовать в выборах.
  3. Избирательные участки. В день выборов избиратели должны посетить избирательный участок, который назначен для их места жительства. Там они пройдут процедуру идентификации и получат избирательные бюллетени.
  4. Голосование. Избирательные бюллетени содержат список кандидатов, из которого избиратель выбирает одного или нескольких представителей. Голосование проходит в специальной кабинке, где избиратель отмечает свой выбор.
  5. Подсчет голосов. После окончания голосования избирательные участки начинают подсчет голосов. Наблюдатели из различных политических партий следят за процессом, чтобы обеспечить прозрачность и честность выборов.
  6. Объявление результатов. После подсчета голосов и проведения проверок результаты выборов объявляются. Все данные о голосовании регистрируются и подлежат официальной публикации.

Правила и процесс голосования обеспечивают демократичность и прозрачность выборов, позволяя гражданам России выразить свою волю и влияние на политическую жизнь страны. Этот процесс несет большое значение для будущего России и её граждан.

Слайд 5Вечевые избирательные процедурыПосадник (второе лицо) объявлял «повестку дня» собрания.Затем начинались прения.По

их окончании предлагался проект решения, предварительно согласованный с владыкой.Участники вече громкими криками отвергали или поддерживали проект.Исход такого голосования определялся «на слух». Иногда меньшинство не соглашалось с решением большинства. И дело доходило не только до драки, но и вооруженных столкновений.Вечевые избирательные процедуры завершались заключением договора с избранным новым должностным лицом, скрепляемым присягой – целованием креста. С ее принятием вступали в силу все властные полномочия, установленные новгородскими обычаями и традициями.Решения вече оформлялись дьяком в виде вечевых грамот и других документов.

Влияние выборов на внешнюю политику России

Выборы 10 сентября 2023 года будут иметь значительное влияние на внешнюю политику России. Результаты выборов и состав нового правительства могут определить дальнейший курс России в международных отношениях.

Одним из ключевых вопросов, которые будут затрагиваться при выборе нового правительства, является вопрос о сохранении или изменении существующих внешнеполитических курсов. Кандидаты на выборах могут предлагать различные подходы к отношениям с другими странами, к решению международных конфликтов, а также к участию России в международных организациях и интеграционных процессах.

Результаты выборов также могут влиять на взаимодействие России с другими государствами. В зависимости от результатов, отношения с некоторыми странами могут улучшиться или ухудшиться. Это может затронуть вопросы экономического сотрудничества, политических договоренностей, военного сотрудничества и других аспектов международных отношений.

Кроме того, выборы могут повлиять на имидж России на международной арене. Это может быть связано с эффективностью проведения выборов, справедливостью и прозрачностью процесса, а также с соблюдением принципов демократии и прав человека. Внешнеполитическую репутацию России может затронуть как положительно, так и отрицательно.

В общем, выборы 10 сентября 2023 года имеют важное значение для внешней политики России. Результаты выборов будут влиять на отношения с другими странами, взаимодействие в рамках международных организаций и общее положение России на мировой арене

Как выборы влияют на общественное мнение

Выборы позволяют гражданам выразить свою волю и выбрать представителей, которые будут отстаивать их интересы. Поэтому выборы играют важную роль в формировании общественного мнения. Во время предвыборной кампании политические партии и кандидаты предлагают свои программы и идеи, обсуждают актуальные проблемы и предлагают свои решения. Это позволяет избирателям получить информацию о разных точках зрения и сделать осознанный выбор.

Выборы также активизируют общественное участие и мобилизацию. Голосование стимулирует граждан принимать активное участие в общественной жизни и выражать свое мнение. Люди обсуждают кандидатов и партии, обмениваются информацией и аргументами. Это способствует общественному диалогу и позволяет выработать консенсус по разным вопросам.

Кроме того, результаты выборов оказывают непосредственное влияние на политическую ситуацию в стране. Победа определенной политической силы или кандидата может привести к изменению законодательства, экономическим и социальным реформам, а также изменению образа жизни и ценностей граждан. Поэтому результаты выборов могут сильно повлиять на общественное мнение и становятся предметом обсуждения на протяжении длительного времени.

В целом, выборы являются важным событием, влияющим на общественное мнение. Они предоставляют гражданам возможность выразить свою волю, стимулируют общественное участие и обеспечивают смену власти, приносящую изменения в политической и социальной жизни страны

Поэтому изучение выборов и их влияния на общество является актуальной и важной задачей для политических исследований

Слайд 13Земства1 января 1864 года императором Александром II был подписан указ

о введении в действие Положения о губернских и уездных земских

учреждениях. Согласно первой статье Положения земства создавались «для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда». Это означало, что впервые в российской истории выборные от населения органы вводились для ведения не общегосударственными, а местными делами, были ориентированы не на государственные, а на местные интересы.

Выборы были тайными, но не были равными и всеобщими, а для некоторых категорий избирателей -и прямыми. Тем не менее, земская избирательная система была вполне адекватна общественным реалиям середины XIX века. В основу избирательной системы была положена система избирательных курий, причем, в отличие от прежних времен, основную роль при наделении избирательными правами стал играть не сословный, а имущественный ценз.

Слайд 6Земские СоборыОн сыграл большую роль в ликвидации феодальной раздробленности, централизации

Русского государства и формировании общерусского права. По Судебнику полномочия выборных

органов были расширены. В первой половине XVI в. реформируется система местного управления, учреждаются новые органы самоуправления — губные и земские избы, которые были выборными органами; определенная процедура выборов. Пришедшие на смену единовластные формы престолонаследия, земские соборы, уложенные комиссии и различные сословные совещания требовали других форм проявления демократии, иных форм представительства непосредственного волеизъявления народа, которые не могли быть созданы на ранних этапах русского государства. Одной из таких феноменальных форм являлись Земские соборы.В результате в XVI в. на авансцену российской истории вышли Земские соборы или «советы всея земли» – представительские учреждения, в состав которых входили члены Боярской думы, крупнейшие церковные иерархи, верхушка посада (обыкновенно 300-400 человек).

Мажоритарная избирательная система

Эта система применяется, как правило, при проведении выборов в коллегиальный орган (например, парламент). Суть её заключается в том, что избранными считаются те кандидаты, которые получили большинство голосов избирателей по тому избирательному округу, где они баллотировались.

Мажоритарные системы различаются по двум основаниям. Методы выдвижения кандидата. Здесь речь идёт о том, имеет ли кандидат право на самовыдвижение или может быть выдвинут только от партии. Методика определения победителя. Здесь имеется в виду критерий определения победителя, исходя из числа отданных за него голосов. Таких методик всего три:

  • Абсолютного большинства. Это самое большинство рассчитывается по простейшей схеме: 50 % + 1 голос избирателя.
  • Относительного большинства. Согласно ей кандидату для признания его победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов. Превысить планку в 50% необязательно.
  • Квалифицированного большинства. В рамках этой методики победитель должен набрать заранее установленное большинство голосов, которое должно составить больше половины от общего числа голосов, отданных избирателями, например, 2/3 или 3/4. Данная методика как правило применяется при решении конституционных вопросов.

Слайд 18Конституция РФВыборы изначально призваны служить демократии. Их главное социальное значение

– возможность сформировать эффективное правительство, адекватно отражая мнение и волю

граждан. Но чаще всего вопрос о необходимости ходить на выборы в России вызывает бурю негодования, ключевыми моментами которой станут бессмысленность голосования, фальсификация, «заказные» результаты и так далее. Тем не менее, существует понятие активной гражданской позиции, потому что только проголосовав, можно рассуждать о том, как все плохо или что не сделано.

В статье 32 Конституции РФ закреплено право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право на участие в референдуме.

История выборов в России

Первые демократические выборы в России состоялись в 1993 году. На них граждане выбирали представителей в Государственную Думу – нижнюю палату парламента. После принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году был установлен двойной порядок выборов, с участием пропорциональной и мажоритарной системы.

В последующие годы проводятся ежегодные выборы на различные уровни – от муниципальных и региональных до федеральных. В 2012 году состоялись первые выборы президента России по измененной Конституции, которая увеличила срок президентского полномочия с четырех до шести лет.

Система выборов в России продолжала развиваться, совершенствоваться и меняться. Были проведены реформы, которые влияли на порядок и основные принципы выборов.

Выборы в России имеют большое значение для демократического развития страны. Они обеспечивают возможность гражданам влиять на политическую ситуацию в стране, осуществлять контроль за деятельностью власти и участвовать в принятии важных решений.

От Елизаветы Петровны до Павла I

Анна Леопольдовна и Иоанн VI были свергнуты дочерью Петра I, Елизаветой, в ноябре 1741 года. Новая императрица царствовала 20 лет до декабря 1761 года. Семейная жизнь у неё не сложилась, детей не было, поэтому после смерти Елизаветы на престол вступил внук Петра I по линии дочери Анны — Пётр III.

Он не успел короноваться, так как был свергнут и убит в июне 1762 года. На российский престол вступила его супруга — Екатерина II. Она царствовала до 1796 года. Несмотря на усиление крепостного права, её правление стало эпохой внешнеполитических успехов. Россия одержала победу в двух войнах с Османской империей и разделила вместе с Австрией и Пруссией Речь Посполитую. В 1760-е в России появились немецкие колонисты и Институт благородных девиц в Петербурге.

По порядку правителей 18 века в России можно представить в такой таблице.

Правитель

Даты нахождения на престоле

Пётр I

1682–1725

Екатерина I

1725–1727

Пётр II

1727–1730

Анна Иоанновна

1730–1740

Анна Леопольдовна и Иоанн VI

1740–1741

Елизавета Петровна

1741–1761

Пётр III

1761–1762

Екатерина II

1762–1796

Павел I

1796–1801

После смерти Екатерины II на престол вступил сын Петра III — Павел I. Он правил до марта 1801 года, пока не был убит и свергнут в ходе последнего дворцового переворота. Следует знать, кто был после Павла 1 на российском престоле: с 1801 по 1855 год императорами были его старший сын Александр и младший Николай I.

Рис. 3. Павел I.

Что мы узнали?

Для понимания истории Российской империи XVIII века следует знать, кто правил государством. Список монархов России того периода включает в себя двух выдающихся правителей, Петра I и Екатерину II, а также женщину-регента Анну Леопольдовну.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Роль наблюдателей на выборах

Наблюдатели действуют от имени различных организаций, партий или общественных объединений, а также могут быть назначены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Присутствие наблюдателей на избирательных участках обеспечивает:

Открытость и прозрачность выборов. Наблюдатели имеют право находиться на участках, наблюдать за ходом голосования и подсчетом голосов.
Предотвращение возможных нарушений

Наблюдатели обращают внимание на возможные нарушения электорального процесса, такие как фальсификация результатов, некорректная регистрация избирателей и давление на голосующих.
Обеспечение равных возможностей для кандидатов. Наблюдатели следят за тем, чтобы все кандидаты имели равные условия для проведения предвыборной кампании и непосредственно на избирательных участках.
Защиту прав избирателей

Наблюдатели следят за тем, чтобы избирателей не ограничивали в праве голоса, а также защищают их от возможного давления.

Результаты работы наблюдателей будут оценены и приняты во внимание при анализе правильности и законности проведения выборов. Их участие способствует улучшению избирательной системы в России

Слайд 2Вечевые собрания Древней Руси В IX-XIII веках для решения дел

в «старший» город сходились «лучшие люди всей земли» и обсуждали

земские вопросы в присутствии граждан этого города. Сохранившиеся документы свидетельствуют о существовании вече во всех древнерусских землях. Широкое распространений этого института объясняется тем, что только согласие всего народа могло обеспечить реализацию управленческих решений, поскольку постоянное войско и государственная полиция в этот период еще не существовали. Князь, если вече собиралось не для его смещения, присутствовал на вече, обычно он и собирал его. В принципе при принятии решений требовалось единогласие. Предметом обсуждения мог стать любой вопрос государственной жизни.

Этапы выборного процесса

Процесс организации выборов состоит из нескольких стадий.

Первая стадия назначение выборов — эта стадия начинается с публикации решения о назначении выборов до истечения срока регистрации кандидатов.

Организацией и проведением выборов занимаются избирательные участки. На участках составляются списки избирателей.

Вторая стадия – агитация перед выборами. Срок действия — с выдвижения кандидата и продолжается до дня голосования, а точнее за 24 часа, но назначенного дня. Участвовать в этом не могут лица без гражданства или имеющие иностранное подданство, участники избирательных комиссии, благотворительные организации, органы государственной или муниципальной службы и их должностные лица, военнослужащие исполняющие обязанности по должности или службе.

Третья стадия – заключительная. В ней включается процесс голосования и подсчета голосов. Процесс голосования проходит в течение одного дня с 8 утра до 8 вечера по местному времени. Каждый избиратель заполняет свой бюллетень и опускает в ящик, предназначенный для этого. Чтобы выборы считались действительными и состоявшимися, требуется участие не меньше чем 20 процентов избирателей и число голосов за кандидата, набравшего максимальное их количество превышало число из категории «Против всех».

Пропорциональная избирательная система

Используется обычно при проведении выборов в представительные органы власти. В соответствии с ней депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Разновидности пропорционального представительства:

  1. Партийные списки по многомандатным избирательным округам. Каждая партия, из участвующих в выборах, формирует список своих кандидатов в порядке их предпочтения. Если список является «закрытым», то избиратели голосуют за список целиком, а не отдельного кандидата, в случае с «открытым» списком избиратели имеют право голосовать либо за одного кандидата, либо за двоих, либо указать порядок предпочтения кандидатов в партийном списке.

  2. Партийные списки с дополнительными одномандатными округами. Эта схема объединяет в себе системы пропорционального представительства и одномандатных округов. В странах с большим населением она позволяет соблюсти баланс между местными или общенациональными интересами. Также эта система применяется в странах с неоднородным населением, живущим в разнообразных географических, социальных, культурных и экономических условиях.

  3. «Передаваемый» голос за нескольких кандидатов в многомандатных округах. Здесь, пожалуй, в наибольшей мере учитывают «предпочтения» избирателей: каждый избиратель голосует за установленное число (два и более) кандидатов. В результате кандидатов избирается больше, чем имеется вакантных мест. Наиболее успешный кандидат в этой системе для победы должен набрать минимальную квоту голосов, которая обычно определяется делением общего количества поданных голосов на количество вакантных мест плюс одно место. Таким образом, несмотря на совсем непростую логику определения победителя, большинство избирателей находят по крайней мере одного из своих кандидатов фактически избранным.

В разных странах применяются различные избирательные системы. Это зависит от ряда историко-культурных, географических и других оснований и особенностей каждого государства.

Слайд 17Выборы в Советской РоссииВ годы советской власти процедуры выборов совершенствовались. Выдвижение кандидатов,

агитация, обеспечение явки избирателей носило классовый характер, идеологически обосновывалось. Широко применялось квотирование. 
Демократичность выборов обеспечивалась признанием их состоявшимися при явке избирателей не менее 50%, которая, как правило, составляла более 90%. 
Однако избиратели не выбирали, а избирали, так как выбора не было – в бюллетене стояла одна фамилия. Поэтому выборы во многом были

формальными, хотя и реализовывались принципы всеобщности, равенства. Выборы были прямыми, тайными. 
Процедуры также приближались к уровню других стран, разве что не было института наблюдателей.

Механизм выборов

В СССР выборы проводились на основе однопартийной системы, где единственной партией была КПСС. Все члены партии имели право на участие в выборах депутатов народных сходов, что делало выборы формальными. На практике же, кандидатов на должности депутатов народных сходов назначал центральный аппарат партии.

В современной России выборы проводятся на основе многопартийной системы, где все партии имеют равные возможности для участия в выборах. Каждый гражданин России имеет право на участие в выборах и избирает депутатов в различные органы власти, начиная с муниципальных и заканчивая федеральным уровнем. При этом, выборы проводятся по мажоритарной (победа одного кандидата с большинством голосов) и пропорциональной системам (набор партийных списков).

В отличие от СССР, где голосование проводилось тайно, сейчас в России все голоса открыты, что позволяет избирателям проверять подсчет голосов и влиять на итог голосования. Однако в России также встречаются нарушения избирательного процесса, что порой вызывает скептицизм у избирателей и вызывает критику со стороны независимых наблюдателей и международных организаций.

Различия в механизме выборов в СССР и России
СССР Россия
однопартийная система многопартийная система
формальные выборы реальные выборы
центральный аппарат КПСС назначал депутатов граждане России избирают депутатов
голосование проводилось тайно все голоса открыты
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: