Средневековая философия

Люди как духовные существа

Экклс написал в Эволюция мозга, сотворение личности, в 1989 г. преобладающая «редукционистская» теория была «убогой и пустой». Он заявил:

Я утверждаю, что человеческая тайна невероятно унижена научным редукционизмом с его претензией на обещающий материализм, который в конечном итоге объясняет весь духовный мир с точки зрения паттернов нейронной активности. Эта вера должна быть классифицирована как суеверие … мы должны признать, что мы духовные существа с душами, существующими в духовном мире, а также материальные существа с телами и мозгами, существующие в материальном мире.

Дарвин, по его словам, не смог «объяснить нашу уникальность, переживаемую нами, я вынужден приписать уникальность Самости или Души сверхъестественному духовному творению. Чтобы дать объяснение в теологических терминах: каждая Душа — это новое Божественное творение, которое имплантировано. в растущий плод в какой-то момент между зачатием и рождением.

Он продолжал верить в какое-то продолжение существования после смерти:

Здесь я выражаю свои усилия понять с глубоким смирением себя, себя как переживающее существо. Я предлагаю это в надежде, что мы, люди, сможем открыть преобразующую веру в смысл и значение этого чудесного приключения, которое каждому из нас дается на этой благотворной Земле нашей, каждый со своим чудесным мозгом, который мы можем контролировать и использовать. для нашей памяти, удовольствия, творчества и любви к другим людям.

На протяжении всей своей долгой карьеры Экклс придерживался столь сильных и противоположных взглядов, поэтому он привык побуждать коллег определять себя и четко понимать значение предпосылок, лежащих в основе их исследований. Он также привык к критике за свои взгляды со стороны коллег, для которых дуализм Экклза был не более чем мертвой идеей давно минувшей эпохи.

Когда в начале 1970-х годов Экклс приблизился к концу своей активной исследовательской карьеры и надеялся на активный почетный статус, в котором он будет свободен преследовать свои многочисленные философские интересы, он стал центральным участником в течение нескольких лет в качестве участника, а затем председателя. Международной конференции по единству наук (ICUS), спонсируемой Международным культурным фондом. При поддержке Международного культурного фонда, чтобы собрать высокопоставленных ученых и ученых всех дисциплин для обсуждения тем, связанных с центральными темами «Наука и абсолютные ценности» и «Единство наук», Экклс собрал вместе ученых со всего мира, которые нашли отклик. с темами конференции и с его собственными усилиями по обеспечению того, чтобы врата научного дискурса не были закрыты вокруг узкого фокуса, исключая попытки интегрировать духовные измерения в этот дискурс. Экклс призвал участников расширить себя в области ценностей и связать свои знания с другими академическими областями. Подавая пример, он предложил вклад в культуру, свободу воли и размышления о смерти и смысле жизни.

Экклс также был решительным сторонником и сотрудником своего давнего друга сэра Карла Поппера в продвижении понимания важности гипотетико-дедуктивного подхода к науке, в котором ученый должен сформулировать гипотезу и сделать из этих выводов возможные последствия. сфальсифицировано тестированием

В своем собственном исследовании Экклс проявил щепетильность в реализации такого подхода, когда он узнал его от Поппера, когда Экклс был в самом начале своей карьеры. Эти двое сотрудничали в написании наиболее часто упоминаемой философской работы Экклза: Самость и ее мозг: аргумент в пользу интеракционизма.

Популярное за 7 дней

Спецпроект портала «Православная жизнь»: О гонимых братьях наших помолимся
06.10.23 23:43

Что значит «распныйся волею» и зачем приносить с утра полунощную песнь
05.10.23 11:25

Зачем освящать вещи?
05.10.23 10:19

Какие народные обычаи на кладбище терпимы, а какие недопустимы?
04.10.23 16:05

6 октября — Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
06.10.23 07:42

Завешивать зеркала после смерти родственника – это суеверие?
09.10.23 10:08

«Делай так, когда опять захочешь выпить»: простой совет священника, который реально сработал
05.10.23 18:36

Апостол Иоанн и уникальность христианства
06.10.23 09:44

9 октября — преставление Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
09.10.23 09:37

Занятия по управлению негативными эмоциями провела Кировоградская епархия УПЦ
10.10.23 14:47

О вечности и времени

Исследуя феномен сотворения мира Богом, Августин пришел к вопросам времени и вечности. Эта проблема была невероятно трудной для понимания, и философ доходил до отчаяния, пытаясь ее осмыслить. В итоге он пришел к выводу, что время, так же, как и пространство, не существует отдельно от мира. Пока не было мира, не было и времени, оно возникло сразу после сотворения.

Августин дал такое определение времени: это мера движения и изменения. Это простое определение не утратило своей актуальности до сих пор, на нем были основаны исследования, впоследствии проведенные в этой области Ньютоном и Эйнштейном.

Философ считал, что ни прошлого, ни будущего в реальности нет, существует только настоящее. Прошлое находится в памяти человека, будущее живет в его надеждах. Вечность же, в понимании философа, неотделима от Бога. В вечности нет промежутков времени, которые состоят из изменений. Время же — это движение изменений, отсутствие совпадения: заканчивается одно, и начинается другое.

В связи с таким пониманием времени Августин задавался вопросом: как пророки могли видеть будущее, если оно еще не наступило? «Надобно полагать, что и прошедшее, и будущее время также существует, хотя непостижимым для нас образом», — заключал он.

Поделиться ссылкой

«От брака остается кучка пепла»

– Получается, сейчас двойная ситуация. С одной стороны, семьи легко распадаются, легко заключаются вторые браки. А с другой стороны, например, супруге, страдающей от пьянства мужа, говорят: «Неси свой крест»…

– Вы знаете, в христианском браке бывает, что человек, когда любит по-настоящему, несет свой крест. Когда человек внутренне сросся с другим, несмотря на то, что тот в духовно болезненном состоянии, и всё равно его не бросает. Это же тоже свойство Церкви – не бросать падших. Христос, Он же никого из нас не бросает, во ад сходит ради нас.

Да, конечно, существует масса отвратительных, мерзейших ситуаций, которых человек не может вытерпеть и брак рушится, от него ничего не остается, только кучка пепла. Но кучка пепла остается и от человека, даже того, кто был страдающей стороной.

– Если человек всё разрушает и для другого такая любовь становится невозможной? Когда не нужно идти до конца, чтобы не разрушить и себя?

– Советы здесь всё равно будут со стороны, будут даваться либо от ума, либо от недоумия. Человек знает, до какого предела ему идти. И мешать ему в этом смысле не надо. И помогать тоже. Потому что здесь вступают в силу иные законы жизни. Всё равно невозможно нормально сохранить такой брак просто тем, что священник будет говорить: «Ты должен терпеть или ты должна терпеть». Что там сохранять, если сохранить уже нечего.

Но ответственность за это всё равно несут люди. Не кто-то другой. Почему это случилось, почему это произошло? Может быть, ты, когда вступаешь в брак, делаешь это безответственно и только потом понимаешь, что человек, с которым ты лег в постель по страсти или по недоразумению, или по какой-то ошибке, оказывается тебе совершенно чужим и неизвестным? Либо бывает наоборот, что когда человек настолько хорошо знает другого, что даже когда тот сильно болен, духовно или физически, понимает, что он настолько «его», что это отрезать от себя никак невозможно.

Да, бывают патологические случаи. Но, простите, это с самого начала началось, что, допустим, муж бьет, изменяет и так далее? Если с самого начала началось, то понятно: человек не за того вышел замуж. Если потом – у каждого греха, у каждой болезни есть своя причина.

И здесь я общими словами ответить не могу. У всех бывает по-разному. Где-то бывает так, что люди так живут и всё разрушают, и себя оправдывают, что так, в принципе, можно прожить. Но это и семьей назвать нельзя. Это какое-то сообщество под видом семьи.

Бывает так, что люди иногда заражаются некой страстью и переживают ее, как дичайшее заболевание. Кто-то может это перетерпеть, а потом остаться сильно раненным. Так бывает, что мужчина или женщина могут перенести супружескую измену, а потом в них что-то умирает внутри.

И затем следует долгий, очень долгий и болезненный путь восстановления единства. Он страшный, тяжелый, как путь любого покаяния человека, выходящего из состояния глубокого греха. Но этот путь есть, и люди им идут.

Почему невозможно быть материалистом

Коротко говоря, чтобы обратиться в материализм, я должен был бы принять такое решение, совершить акт свободной воли – но если материализм истинен, никакой свободной воли у меня просто нет. Если Френсис Крик прав, и “хотя и кажется, что мы обладаем свободной волей, наши решения уже предопределены для нас и мы не можем этого изменить”, то я не могу изменить и мои убеждения относительно материализма. Эти убеждения – как и все остальные наши акты мышления и воли – “на самом деле не более, чем определенное поведение огромного скопления нервных клеток и связанных с ними молекул”. Это поведение неизбежно определяется неизменными законами природы – и чего же вы от меня хотите? Чтобы я нарушил законы природы, согласно которым поведение материи в моем мозге сделало меня верующим? Но если материализм верен, это просто невозможно.

Фото Drew Dau

Обращаясь ко мне с доводами, которые, я, предположительно, свободен рассмотреть, и пытаясь убедить меня принять решение – которое я, предположительно, свободен принять – материалисты уже противоречат собственной доктрине, и явно видят во мне (и в себе) не просто “огромные скопления нервных клеток и связанных с ними молекул”, но свободных, мыслящих, нравственных личностей.

Нейронауки не могут доказать материализм по той простой причине, что материализм (неизбежно сводящий наше мышление и свободу к каким-то нерациональным и несвободным природным процессам) сделал бы любые доказательства невозможными.

У нейроученых впереди еще много удивительных открытий, которые принесут людям огромную пользу. Но говорить о том, что эти открытия угрожают – или могут угрожать в будущем – вере в бессмертную душу, значит подменять науку заранее принятой (и абсурдной) материалистической идеологией. 

Жизнь и работа

Ранние годы

Эклс родился в Мельбурне, Австралия. Он вырос там со своими двумя сестрами и родителями: Уильямом и Мэри Кэрью Эклс (оба учителя, которые учили его дома, пока ему не исполнилось 12). Первоначально он учился в Средней школе Варрнамбула (ныне Колледж Варрнамбула ) (где в его честь названо научное крыло), затем закончил последний год обучения в Средней школе Мельбурна. В 17 лет он получил стипендию для изучения медицины в Мельбурнском университете. Будучи студентом медицинского факультета, он никогда не мог найти удовлетворительного объяснения взаимодействия разума и тела; он начал думать о том, чтобы стать нейробиологом. Он получил высшее образование (с отличием) в 1925 году и был удостоен стипендии Родса для обучения у Чарльза Скотта Шеррингтона в Колледже Магдалины, Оксфордский университет., где он получил степень доктора философии в 1929 году.

В 1937 году Эклс вернулся в Австралию, где он работал над военными исследованиями во время Второй мировой войны. В это время Эклс был директором Института Канемацу в Сиднейской медицинской школе, он и Бернард Кац читали исследовательские лекции в Сиднейском университете, что сильно повлияло на его интеллектуальную деятельность. Окружающая среда. После войны он стал профессором Университета Отаго в Новой Зеландии. С 1952 по 1962 год он работал профессором Школы медицинских исследований Джона Кертина (JCSMR) Австралийского национального университета. Институт нейробиологии Эклза расположен в новом крыле здания JCSMR, построенном с помощью гранта в размере 63 миллионов долларов от правительства Содружества и завершенного в марте 2012 года.

Карьера

В начале 1950-х годов Эклс и его коллеги провели исследование, которое привело к получению ему Нобелевской премии. Для изучения синапсов в периферической нервной системе Экклс и его коллеги использовали в качестве модели рефлекс растяжения, который легко изучить, поскольку он состоит всего из двух нейронов : сенсорного нейрона (мышечное веретено волокно) и мотонейрон. Сенсорный нейрон синапсирует с двигательным нейроном в спинном мозге. Когда ток проходит через сенсорный нейрон в четырехглавой мышце, двигательный нейрон, иннервирующий четырехглавую мышцу, вырабатывает небольшой возбуждающий постсинаптический потенциал (EPSP). Когда аналогичный ток проходит через подколенное сухожилие, мышцу, противоположную четырехглавой мышце, в мотонейроне четырехглавой мышцы вырабатывается тормозной постсинаптический потенциал (IPSP). Хотя одного ВПСП было недостаточно для запуска потенциала действия в двигательном нейроне, сумма нескольких ВПСП от нескольких сенсорных нейронов, синапирующихся с двигательным нейроном, может вызвать срабатывание двигательного нейрона, таким образом сокращая четырехглавую мышцу. С другой стороны, IPSP могут вычитать из этой суммы EPSP, предотвращая запуск мотонейрона.

Помимо этих плодотворных экспериментов, Экклс сыграл ключевую роль в ряде важных достижений в нейробиологии. Примерно до 1949 года Экклс считал, что синаптическая передача была в первую очередь электрической, а не химической. Хотя он ошибался в этой гипотезе, его аргументы привели его и других к выполнению некоторых экспериментов, которые доказали химическую синаптическую передачу. Бернард Кац и Экклс работали вместе над некоторыми экспериментами, которые выяснили роль ацетилхолина как нейромедиатора в мозге.

Награды

Он был назначен рыцарем-бакалавром в 1958 году в знак признания заслуг в области физиологических исследований.

Он выиграл Австралийский титул Год Премия 1963 г., в этом же году он получил Нобелевскую премию.

В 1964 году он стал почетным членом Американского философского общества, а в 1966 году переехал в США, чтобы работать в Чикаго. Недовольный условиями работы, он уехал, чтобы стать профессором Университета в Буффало с 1968 года до выхода на пенсию в 1975 году. После выхода на пенсию он переехал в Швейцарию и писал о проблеме разума и тела..

В 1981 году Эклс стал одним из основателей Всемирного культурного совета.

. В 1990 году он был назначен соратником в Орден Австралии (AC) в признание заслуг перед наукой, особенно в области нейрофизиологии. Он умер в 1997 году в Тенеро-Контра, Локарно, Швейцария.

Сирилом Хёшлем

Развод у христиан – это катастрофа

– «У моего супруга развелся брат (брак венчан), батюшка сказал, что ни о каком счастье в будущем и речи быть не может», – увидела я на одном из форумов…

– Этого священник знать не знает. Счастье – не в его компетенции. Возможно, таким образом он хотел призвать к ответственности?

– Какие есть объективные причины для развода?

– Понимаете, объективных причин для развода нет. Об этом и Христос говорит в Евангелии. Есть состояние, когда не было брака или брак не состоялся, потому что те, которые взяли на себя ответственность этот брак совершать, оказались людьми лживыми, безответственными и легкомысленными, не желающими трудиться над собой и не желающими нести это бремя любви. И всё. И тогда эти люди должны нести ответственность за это.

В Католической Церкви, которую все ругают за либерализм, легковесность и прочее, разведенных супругов не причащают ни при каких обстоятельствах. Не причащают людей, которые вошли во второй брак. Я не сужу, насколько это правильно или неправильно. Речь о строгом отношении к браку.

Люди должны нести ответственность за то, что происходит в их жизни, если они называются христианами. Если эти люди не называются христианами, то к ним и вопросов нет. А я говорю о тех, кто назвал себя христианами, ходит в церковь, участвует в таинствах, учит жить других и так далее, и тому подобное. Если развод случается с христианами – это катастрофа.

– Но бывает, что люди пришли в Церковь уже именно во втором браке…

– Да всё бывает! Бывает, что люди первый брак совершили по глупости, а второй брак у них хороший. Таких случаев миллион. Да, они в первый раз совершили ошибку, не поняв, что это такое, а вот второй брак они создали крепкий. И вот тут-то, наконец, поняли, что такое настоящая любовь. А вот то, что было до этого – как будто не существовало? Это всё можно стереть ластиком? Детей, которые родились в том, в первом браке, о них можно забыть? У этих детей всё так же замечательно после развода?

Я не за то, чтобы всегда говорить, что разбейтесь, но живите в браке до конца. Нет, не об этом разговор. Разговор об ответственности тех, кто вступает в брак, и тех, кто этот брак разрушает. Если эти люди, опять-таки подчеркну, считают себя христианами. А если они таковыми считают себя лишь отчасти, то таких и венчать не стоит.

– Если всё-таки именно в христианской семье – патологические случаи: измена, пьянство и так далее?

– В христианской семье не может быть патологических случаев. Напечатайте это жирными буквами. Если патология – то это не христианская семья. Она не имеет отношения к христианству.

Тайна самого себя

Экклс большую часть своей жизни был практикующим католиком, хотя не всегда посещал мессу. Тем не менее, он сохранил глубокое чувство реальности тайны и духовного царства, что оставляло для него простор для богословия в дополнение к науке. В отличие от многих ученых, он не думал, что одна только наука может полностью понять Вселенную или тайну жизни. Когда он читал престижные лекции Гиффорда в Эдинбургском университете в 1978 году, Человеческая тайна, он постановил:

Я принимаю все открытия и хорошо подтвержденные научные гипотезы — не как абсолютную истину, а как наиболее близкий к истине подход к истине, который пока еще достигнут. Но эти лекции в каждом конкретном случае покажут, что есть важный остаток, не объясненный наукой, и даже вне всякого будущего объяснения науки. Это ведет к теме естественного богословия с идеей сверхъестественного, за пределами объяснительной силы науки. … Как дуалист, я верю в реальность мира разума или духа, а также в реальность материального мира.Кроме того, я финалист в том смысле, что верю, что в процессе биологической эволюции есть некий Дизайн, который в конечном итоге привел к нам, самосознательным существам с нашей уникальной индивидуальностью. … В последующих лекциях я предположу, что мы существа с неким сверхъестественным значением, которое еще не определено.

В своей последней книге, написанной, когда ему было почти 90 лет, Экклс написал, что он добился успеха в своем «пожизненном поиске научного объяснения дуализма». Экклс и его сотрудник, немецкий квантовый физик Фридрих Бек, предлагают модель взаимодействия через интерфейс разум-мозг. В модели намерение влияет на квантовую вероятность того, что нейромедиаторы будут выпущены через определенный синапс в мозге. Эклс признает, что это все еще гипотеза, которую будет трудно проверить, но он чувствует себя удовлетворенным, когда наконец получил гипотезу, которую можно предложить, несмотря на десятилетия противостояния со стороны материалистических нейрофизиологов, которые полагали, что даже разумная гипотеза о дуалистическом взаимодействии была невозможно.

О вере

Я пришла к вере в зрелом возрасте, сознательно, около шестнадцати лет назад. Для меня приход к вере — возможность ввести в свою ежедневную жизнь любовь к людям. И с этой позиции воля и чей-то разум не может мешать вере. Этот момент не имел отношения ни к к личности Ванги, ни к занятиям наукой. Так получилось, что после поездки к Ванге — это просто по времени совпало — я очень многое пережила. Я пережила предательство ближайших друзей, травлю в Институте экспериментальной медицины, который я тогда возглявляла и где объявила о своем решении уйти в новый Институт мозга, и самое страшное — смерть двух моих близких людей: мужа и его сына от первого брака. Они умерли очень трагически, почти одновременно: Алик покончил с собой, а муж не перенес его смерти и скончался в ту же ночь. Вот тогда я очень изменилась.

Индивидуальные доказательства

  1. Сюзанна Хан: Экклс, сэр Джон Кэрью. В: Werner E. Gerabek , Bernhard D. Haage, Gundolf Keil , Wolfgang Wegner (ред.): Enzyklopädie Medizingeschichte. Де Грюйтер, Берлин / Нью-Йорк 2005, ISBN 3-11-015714-4 , стр. 333.
  2. Макс Беннетт и Питер Хакер : философские основы неврологии. Blackwell Publishing, 2003, ISBN 1-4051-0838-X , стр. 50f.
  3. Рафаэль Фербер : Основные философские концепции, 2-я серия по Бекше , 2003 г., ISBN 3-406-49462-5 , стр. 108f.
  4. см. В качестве примера аргументацию MR Bennett и PMS Hacker : Philosophical Foundations of Neuroscience. Blackwell Publishing, 2003, ISBN 1-4051-0838-X , стр. 49-57
  5. ср. Сводку критических голосов в Peter Düweke: Kleine Geschichte der Hirnforschung. От Декарта до Экклза. Becksche Reihe, 2001, ISBN 3-406-45945-5 , стр. 174
личные данные
ФАМИЛИЯ Экклс, Джон Кэрью
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ Австралийский физиолог
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ 27 января 1903 г.
МЕСТО РОЖДЕНИЯ Мельбурн
ДАТА СМЕРТИ 2 мая 1997 г.
МЕСТО СМЕРТИ Локарно

Почести

  • Избран в Американскую академию искусств и наук (1959).
  • Медаль Котения , 1960 г.
  • Избран в Немецкую академию наук Леопольдина (1961)
  • Избран в Национальную академию наук (1966)
  • Член Королевского общества , Лондон, 1941 (лектор Ферье, 1959; Королевская медаль, 1962)
  • Член Королевского общества Новой Зеландии; Член Австралийской академии наук (президент 1957–1961, лектор Флиндерс, 1963)
  • Рыцарь-холостяк , 1958 г.
  • Почетный иностранный член Американской академии искусств и наук , 1959 г.
  • Достопочтенный Sc. Д. (кантаб.), 1960.
  • Медаль Бали, Королевский медицинский колледж , 1961 г.
  • Член Папской академии наук (1961).
  • Член Королевского австралазийского колледжа врачей (лектор Ренни, 1963)
  • Иностранный почетный член Accademia Nazionale dei Lincei, 1963 г.
  • Лучший австралиец 1963 года
  • Почетный член Эксетерского колледжа , Оксфорд
  • Почетный член Американского философского общества , 1964 г.
  • Заслуженный доктор наук, Университет Тасмании, 1964 год.
  • Почетный научный сотрудник колледжа Магдалины , Оксфорд
  • Почетный член Американской неврологической ассоциации
  • Достопочтенный LL. D., Мельбурнский университет, 1965 г.
  • Почетный пожизненный член Нью-Йоркской академии наук
  • Иностранный научный сотрудник Национальной академии наук, 1966 г.
  • Почетный доктор наук, Университет Британской Колумбии , Ванкувер
  • Почетный доктор наук, Колледж Густава Адольфа, 1967
  • Почетный член Американского колледжа врачей
  • Почетный доктор наук, Университет Маркетт
  • Почетный член Accademia Medica Lombarda
  • Почетный научный сотрудник Индийской академии наук , 1968 г.
  • Почетный член Чехословацкого медицинского общества JE Purkyne
  • Ассоциированный член Королевской академии Бельгии , 1969 г.
  • 100 самых важных людей в мире сегодня, Патнэм, Нью-Йорк, 1970
  • Внешний научный член Института биофизической химии Макса Планка , 1973 г.
  • Почетный доктор Карлова университета , Прага
  • Доктор наук, Университет Лойолы, Чикаго
  • Почетный доктор медицинских наук, Университет Иешива , Нью-Йорк
  • Кавалер Ордена Австралии , 1990 г.

Когда три раза «не сложилось»

– Какие ошибки до вступления в брак приводят к разводу?

– Мне кажется, именно Церковь должна готовить верующих к вступлению в брак, изучать любые случаи семейных конфликтов длительное время и вести семью, которая находится на грани развода, помогать разбираться в семейных сложностях.

Сегодня Церковь стала заниматься подготовкой людей к венчанию, но этого явно недостаточно. Много ли может дать одна беседа с незнакомыми людьми, тем более теми, которые уже живут в зарегистрированном браке?

Церковь не готовит людей ко вступлению в брак, а только объясняет им смысл таинства. Здесь, наверное, можно ввести процедуру, сходную с тем, как люди подают заявление в ЗАГС и их регистрируют только спустя определенное время. Можно сделать так, чтобы люди подавали заявление о венчании месяца за три до совершения таинства. С условием, что за эти три месяца им будет рассказано о сущности христианской семьи. Если они действительно ищут здесь главного, а не просто красивого обряда.

Сегодня Церковь венчает состоявшиеся браки. Если речь о членах общины, с ними всё более-менее ясно. Но основное количество венчаний происходит всё-таки с людьми, которые не являются пока членами наших христианских общин.

И вопрос в том, насколько Церковь отвечает за эти состоявшиеся браки, совершая венчание, которое потом может быть расторгнуто вместе с обычным браком. Тем более в ситуациях, когда возможность венчания второго брака дается при том, что очередная семья уже существует. А не когда люди изначально осмысляют свою вину, готовясь ко второму браку, несут епитимью, действительно воцерковляются уже до конца, чтобы не повторить страшнейшей ошибки.

И вот уже три венчания воспринимаются как «ничего страшного». Причем не тогда, когда было, например, семейное насилие или вдовство, а просто «не сложилось». А вдруг сложится в следующий раз? Или люди покрывают таинством венчания ошибки молодости, или прикрывают собственную несостоятельность, стремятся за счет действия благодати вполне магического получить то, в чем сами не участвуют…

Всё это, конечно, беда.

– А что такое христианский брак?

– Брак по сути своей не может быть иным. Он Богом в Адаме и Еве задуман как Церковь. И об этом говорит Иоанн Златоуст, о том, что Церковь рождается из ребра Христа, как Ева рождается из ребра Адама.

Христианский брак – когда люди любят друг друга и готовы на всё: они ради друг друга живут, ради друг друга умирают, жертвуют ради другого. Настоящий брак – это образ Царствия Небесного, образ Вечной Жизни. Это не договоренность, не экономическое сообщество, не машина по продолжению биологического рода. Это совершенствование в любви. Это достижение любви через соединения двух воедино, когда рождаются дети – трех воедино и так далее.

– Говорят, что семьи людей, которые пришли в храм женатыми, гораздо прочней семей, созданных после того, как будущие супруги воцерковились.

– В этом смысле не замечал какой-то закономерности. Зато я знаю, что крепкие семьи бывают и у христиан, и у тех людей, которые не принадлежат к Церкви – у неверующих, у мусульман… Потому что люди по своей природе сотворены в равной степени достоинства образа и подобия и в равной степени возможности реализации Божественного замысла о каждом человеке.

Поэтому случается, что человек, называющий себя христианином, может всё разрушить. А другой, который Христа еще не узнал, всё равно познает Его через истинный брак, то есть – через любовь, через жертву, через открытость, через несение тяготы другого, через покрытие недостатков другого своими снисходительностью и любовью, через прощение, через смирение, через покаяние… Собственно, это всё то, что есть в Церкви.

Душа – это не «призрак в машине»

То, что состояние тела сказывается на душе – было известно очень задолго до появления нейронауки, люди понимали, что болезнь или опьянение меняют состояние нашего сознания. Аргумент “такой явно материальный агент, как алкоголь, меняет поведение человека, следовательно, личность есть явление вполне материальное, не предполагающее никакой бессмертной души” выдвигался уже очень давно – и был чрезвычайно популярен в советской атеистической литературе. Этот довод, однако, строится на ошибочном представлении о душе и ее отношениях с телом.

Иногда люди представляют себе душу как что-то вроде “призрака в машине” – как будто мы пользуемся своими телами также, как водители автомобилями. Эта аналогия может сбивать с толку – потому что связь водителя с автомобилем гораздо слабее, чем у тела с душой. Водитель может легко пересесть из одного автомобиля в другой. Повреждения автомобиля могут и не отразиться на водителе. Фактически, водитель и автомобиль независимы друг от друга, связь между ними носит случайный характер.

Душа и тело, напротив, находятся в теснейшей взаимосвязи. Мы не ангелы, по какой-то случайности заключенные в телах животных – мы созданы как целостные существа, в которых тело и душа составляют единство. Хотя в момент смерти душа отделяется от тела, Библия обещает нам именно телесное воскресение мертвых – потому что бестелесное существование несогласно с Божиим замыслом о нас.

Поврежденное тело (и, особенно, поврежденный мозг) могут препятствовать душе раскрывать свой потенциал.

Но также несомненно и обратное воздействие – душа влияет на тело. “Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости” (Прит 17:22). Существует эффект плацебо (пустышки) – когда здоровье человека улучшается просто потому, что он верит в то, что получает действенное лечение, как и обратный эффект – “ноцебо”, когда он может умереть, ошибочно полагая, что смертельно отравлен.

Состояние тела влияет на душу (как и наоборот) – и это совершенно ожидаемо в христианской картине мира.

Эксперименты Либета и свободная воля

Эксперименты Либета часто приводятся в обоснование того, что “нейрофизиология доказала, что у человека нет свободной воли”, и, соответственно, нет никакой нематериальной души. Рассмотрим, о чем идет речь. В 1983 году группа исследователей во главе с Бенджамином Либетом опубликовала результаты эксперимента, в ходе которого испытуемых просили поднимать один палец всегда, когда у них “возникает желание это сделать”. В это время у них измеряли электрическую активность мозга. Как уже было известно, непосредственно перед тем, как человек спонтанно совершает какое-либо движение, например поднимает палец, в этой активности происходит изменение, которое можно заметить при помощи приборов. Выяснилось, что подобное изменение можно отследить примерно за полсекунды до того, как человек действительно поднимает палец – и примерно за триста миллисекунд до того, как он сам принимает решение это сделать.

Фото Nathan Dumlao Unsplash

Таким образом, наблюдая активность мозга, можно предсказать решение человека до того, как он сам его осознает

Результаты Либета привлекли огромное внимание, потому что из них напрашивался вывод – свободной воли не существует, решение принимается мозгом до того, как мы его осознаем, а уже потом сознание воспринимает его как сознательное и свободное

Но доказывают ли они это? Сам Либет так не считал. Он полагал, что свобода воли существует, так как после осознания желания у человека остается еще 100 мсек чтобы “наложить вето” на возникшее побуждение

Когда речь идет о чем-то неважном (поднять палец по просьбе экспериментатора), у человека просто нет причин это делать. Но когда побуждение, посланное вам мозгом, воспринимается как неправильное – например, у вас возникает желание съесть лишний десерт или обругать раздражающего вас человека – вы можете сказать этому желанию “нет”

Последующие эксперименты Либета показали, что дело так и обстоит – человек может тормозить действие, уже было созревшее в его мозгу – и в этом отношении свободен.

Собственно, это то, что давно уже было известно – и подробно описано в православной аскетической литературе. Мы можем не контролировать, когда у нас возникает помысел – допустим, в нас вспыхивает обида и гнев на человека, который нас чем-то задел. Но мы можем реагировать на этот помысел так или иначе – дать волю раздражению или промолчать.

Шрифты

  • Рефлекторная деятельность спинного мозга. 1932 г.
  • Нейрофизиологические основы разума: принципы нейрофизиологии. Оксфорд: Кларендон 1953.
  • Физиология нервных клеток. 1957 г.
  • Физиология синапсов. Берлин, 1964 год.
  • Мозг и единство сознательного опыта. Лондон: Издательство Кембриджского университета 1965.
  • Тормозные пути центральной нервной системы. 1969 г.
  • Перед лицом реальности: философские приключения ученого-мозга.

    Правда и реальность. Человек и наука. Перевод Розмари Лиске. Берлин / Гейдельберг / Нью-Йорк 1975.

    Берлин: Springer 1970.

  • Понимание мозга. 1973 г.
  • с Карлом Поппером : Самость и ее мозг.

    Я и его мозг. Мюнхен 1982, ISBN 3-492-21096-1 ; Новое издание Мюнхен и Цюрих 1989 г.

    Берлин: Springer 1977.

  • Человеческая тайна. Лекции Гиффорда 1977-78 , Берлин: Springer 1979.
  • Человеческая психика. 1980 г.
  • с Дэниелом Н. Робинсоном : Чудо быть человеком — наш мозг и наш разум. Нью-Йорк, Свободная пресса 1984.
  • Разум и мозг: многогранные проблемы. , Редактор. Нью-Йорк: Paragon House 1985.
  • Эволюция мозга — создание себя.

    Эволюция мозга — создание себя. Мюнхен 2002, ISBN 3-492-23709-6 .

    1989 г.

  • Как личность контролирует свой мозг. Берлин 1994.
  • Человеческий мозг. Piper Verlag Munich 1975, новая редакция 1990, лицензия Seehamer Verlag Weyarn 2000.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: