Макс фон лауэ

Лауэ, макс фон

Институт Макса Планка

Фон Лауэ вернулся в Германию в начале 1946 года. Он снова стал исполняющим обязанности директора KWIP, который был переведен в Геттинген. Также в 1946 году Kaiser-Wilhelm Gesellschaft был переименован в Max-Planck Gesellschaft, и аналогично Kaiser-Wilhelm Institut für Physik стал Max-Planck Institut für Physik. Фон Лауэ также стал адъюнкт-профессором Геттингенского университета имени Георга-Августа. В дополнение к своим административным и преподавательским обязанностям фон Лауэ написал свою книгу о сверхпроводимости, Theorie der Supraleitung, и пересмотрел свои книги по дифракции электронов, Materiewellen und ihre Interferenzen, и первый том его двухтомной книги по теории относительности.

В июле 1946 года фон Лауэ вернулся в Англию, всего через четыре месяца после того, как был там интернирован, чтобы принять участие в международной конференции по кристаллографии. Это была особая честь, так как он был единственным из Германии, кого пригласили. Британский офицер, сопровождавший его туда и обратно, оказал ему многочисленные любезности, а также известный английский кристаллограф в качестве хозяина; Фон Лауэ даже разрешили бродить по Лондону по собственному желанию.

Биография

Результат исследования был впервые опубликован в «Мюнхенских известиях» за 1912 год. Статья «Интерференционные явления в рентгеновских лучах» состояла из двух частей – теоретической и экспериментальной. Теоретическая часть была написана Лауэ, экспериментальная – Фридрихом и Книппингом. Лауэ рассчитал теоретически появление интерференционных максимумов при прохождении рентгеновского луча через кристалл. Свой расчет ученый закончил рассмотрением вопроса, в какой мере эти опыты подтверждают волновую природу рентгеновских лучей. «Что выходящее из кристалла излучение носит волновой характер, вполне доказано разностью интерференционных максимумов, которые легко понять как интерференционные явления, но едва ли оно может быть понято на основе корпускулярных представлений…»В течение всей своей жизни Лауэ неоднократно возвращался к работам по интерференции в кристаллах. Им была написана и переиздана много раз книга «Рентгеновские лучи и явления интерференции», написано также много статей.За открытие дифракции рентгеновских лучей Лауэ в том же 1914 году был удостоен Нобелевской премии. В докладе Нобелевского комитета были такие слова: «В результате открытия Лауэ было неопровержимо установлено, что рентгеновское излучение представляет собой световые волны очень малой длины. Кроме того, оно привело к наиболее важным открытиям в области кристаллографии. Открытие Лауэ позволяет определить положение атомов в кристаллах и получить много полезных сведений».Эйнштейн охарактеризовал открытие Макса фон Лауэ как одно из самых красивых в физике. Эта замечательная работа положила начало новой области физической науки – рентгеновской кристаллографии.С ее помощью отец и сын Брэгги изучили структуру многих кристаллов, Д. Ходжкин применила ее для выяснения строения пенициллина, а Д. Кендрю и М. Перуц использовали для анализа белка. Все ученые получили в свое время Нобелевские премии.В 1914 году Лауэ стал профессором в университете во Франкфурте-на-Майне. В 1917 году Лауэ занял пост заместителя директора Физического института кайзера Вильгельма в Берлине, сочетая административную работу с чтением лекций. В 1930 году Лауэ избирают иностранным членом АН СССР.

Предыдущая страница | Страница 3 из 4 | Следующая страница

Другие биографии:

Отто Ган Луи де Бройль Илья Михайлович Франк Вильгельм Рентген Анри Беккерель

Новый эксперимент

Многие открытия Павлова стали возможны благодаря тому, что он поменял подход к эксперименту в физиологии. Его предшественники использовали так называемый «острый эксперимент»: подопытное животное подвергали невероятным мучениям, делая исследования без наркоза, и тогда собаки, крысы, мыши быстро умирали. Позже животным стали давать наркоз, но получаемые результаты искажались. Например, при изучении физиологии кровообращения погружённой в сон собаке невозможно было фиксировать истинное кровяное давление. Павлов заложил основы того, что называют «хронический эксперимент».


Собака Павлова. (Wikimedia Commons)

Изучая физиологию кровообращения, Иван Петрович методами длительного приучения и дрессировки добивался того, что собаки вели себя спокойно на операционном столе, слушались врача. Им удавалось отпрепарировать (обнажить) артерию на лапе, и таким образом учёные могли фиксировать кровяное давление в течение длительного времени, одновременно давая на организм ту или иную нагрузку. Для изучения пищеварения Павлов выводил протоки поджелудочной железы, слюнных желез наружу, получая возможность собирать и исследовать чистые, не смешанные с пищей, физиологические жидкости. За счёт фистул (наружных выводов) учёные смогли фактически увидеть работу не только отдельных желёз, но и желудка и пищевода. Результаты таких исследований не искажались, а собаки не умирали сразу после эксперимента, они долгое время жили в лаборатории.

Опыты Павлова прослеживали этапы пищеварения один за другим, и в итоге были установлены состав желудочного сока, природа ферментов пищеварительных желёз, объекты их воздействия и особенности переваривания пищи в организме.

Сопротивление фон Лауэ Третий рейх

Фон Лауэ был противником национал-социализма в целом и их Deutsche Physik в частности — первый преследовал евреев в целом, а второй, среди прочего, сформулировал теорию относительности Эйнштейна как Еврейская физика. Фон Лауэ тайно помогал своим коллегам-ученым, преследуемым политикой национал-социализма, эмигрировать из Германии, но он также открыто выступал против них. Выступление 18 сентября 1933 года на открытии съезда физиков в Вюрцбурге, оппозиция Йоханнесу Старку, некролог Фрицу Габеру в 1934 году и участие в поминовении Габера — вот примеры, которые ясно иллюстрируют смелую и открытую оппозицию фон Лауэ:

  • Фон Лауэ, как председатель Deutsche Physikalische Gesellschaft, выступил с приветственной речью на съезде физиков 1933 года. В нем он сравнил преследование Галилея и притеснение его научных взглядов на солнечную теорию Коперника с тогдашним конфликтом и преследованием теории относительности со стороны сторонников Deutsche Physik против работ Эйнштейна, названных «еврейской физикой». . »
  • Иоганнес Штарк, получивший Нобелевскую премию по физике в 1919 году и пытавшийся стать фюрером немецкой физики, был сторонником Deutsche Physik. Вопреки единодушному совету опрошенных, Старк был назначен президентом Physikalisch-Technische Reichsanstalt в мае 1933 года. Однако фон Лауэ успешно заблокировал регулярное членство Старка в Preußische Akademie der Wissenschaften.
  • Габер получил Нобелевскую премию по химии в 1918 году. Несмотря на это и многие другие его вклады в Германию, он был вынужден эмигрировать из Германии в результате принятия Закона о восстановлении профессиональной гражданской службы, который отстранил евреев от их работы. . Некролог фон Лауэ восхваление Габера и сравнение его вынужденной эмиграции с изгнанием Фемистокла из Афин было прямым вызовом политике национал-социализма.
  • В связи с Хабером, Планк и фон Лауэ организовали памятное мероприятие, состоявшееся в Далеме-Берлине 29 января 1935 года, в первую годовщину смерти Хабера — присутствие на мероприятии профессоров государственной службы было категорически запрещено правительством. Хотя многие научные и технические специалисты были представлены на мемориале своими женами, фон Лауэ и Вольфганг Хойбнер были единственными двумя профессорами, которые присутствовали на нем. Это была еще одна вопиющая демонстрация противостояния фон Лауэ национал-социализму. Дата первой годовщины смерти Хабера также была за день до второй годовщины захвата власти национал-социализмом в Германии, что еще больше усилило оскорбление, нанесенное проведением этого мероприятия.

Речь и некролог заслужили правительственный выговор фон Лауэ. Более того, в ответ на то, что фон Лауэ заблокировал регулярное членство Старка в Preußische Akademie der Wissenschaften, Stark, в декабре 1933 года, Старк уволил фон Лауэ с должности советника Physikalisch-Technische Reichsanstalt (PTR), которую фон Лауэ занимал с тех пор. 1925 г. (главы 4 и 5 в Walker’s Нацистская наука: миф, правда и атомная бомба, представляют более подробный отчет о борьбе фон Лауэ и Планка против нацистского захвата Preußischen Akademie der Wissenschaften.)

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Гринспен, Нэнси Торндайк (2005). Конец определенного мира: жизнь и наука Макса Борна . Нью-Йорк: Основные книги . ISBN 0-7382-0693-8.
  • Хернек, Фридрих (1979). Макс фон Лауэ . Лейпциг: Тойбнер.
  • Джаммер, Макс (1966). Концептуальное развитие квантовой механики . Нью-Йорк: Макгроу – Хилл .
  • Леммерих, Йост (2020). Макс фон Лауэ — Furchtlos und treu. Eine Biographie des Nobelpreisträgers für Physik (в твердом переплете). Рангсдорф: Basilisken-Presse. ISBN 978-3-941365-56-8.
  • Медавар, Жан; Пайк, Дэвид (2012). Дар Гитлера: Правдивая история ученых, изгнанных нацистским режимом (мягкая обложка). Нью-Йорк: Издательство Аркады. ISBN 978-1-61145-709-4.
  • Мехра, Джагдиш ; Рехенберг, Гельмут (2001). Историческое развитие квантовой теории. Том 1 Часть 1 Квантовая теория Планка, Эйнштейна, Бора и Зоммерфельда 1900–1925: ее основание и возрастающие трудности . Springer. ISBN 0-387-95174-1.
  • Мехра, Джагдиш; Рехенберг, Гельмут (2001). Историческое развитие квантовой теории. Том 1 Часть 2 Квантовая теория Планка, Эйнштейна, Бора и Зоммерфельда 1900–1925: ее основание и возрастающие трудности . Springer. ISBN 0-387-95175-X.
  • Мехра, Джагдиш; Рехенберг, Гельмут (2001). Историческое развитие квантовой теории. Том 5 Эрвин Шредингер и подъем волновой механики. Часть 1 Шредингер в Вене и Цюрихе 1887–1925 гг . Springer. ISBN 0-387-95179-2.
  • Мехра, Джагдиш; Рехенберг, Гельмут (2001). Историческое развитие квантовой теории. Том 5 Эрвин Шредингер и подъем волновой механики. Часть 2 Шредингер в Вене и Цюрихе 1887–1925 гг . Springer. ISBN 0-387-95180-6.
  • Розенталь-Шнайдер, Ильзе (1988). Begegnungen mit Einstein, von Laue und Planck. Realität und wissenschaftliche Wahrheit . Брауншвейг: Vieweg. ISBN 3-528-08970-9.
  • Розенталь-Шнайдер, Ильзе (1980). Реальность и научная правда: дискуссии с Эйнштейном, фон Лауэ и Планком . Государственный университет Уэйна. ISBN 0-8143-1650-6.
  • Уокер, Марк Х. (1993). Немецкий национал-социализм и поиски ядерной энергии, 1939–1949 . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-43804-7.
  • Zeitz, Катарина (2006). Макс фон Лауэ (1879–1960) «Сводная информация о видении немецкой культуры» и «Цвайтен Вельткриг» . Штайнер Франц Верлаг. ISBN 3-515-08814-8.

На службе государству

Все открытия, сделанные Павловым-физиологом, имели конечной целью помочь врачам. «Физиология и медицина неотделимы, — писал он. — Если врач в действительности, и тем более в идеале, есть механик человеческого организма, то всякое новое физиологическое приобретение рано или поздно непременным образом увеличивает власть врача над его чрезвычайным механизмом, власть — сохранять и чинить этот механизм».

Казалось бы, что в этом учении могло быть поставлено на службу государству? Что власть предержащие понимали в выводах Павлова о работе коры головного мозга или пищеварительных желёз? Однако не надо торопиться с выводами. Советское государство, видимо, полностью разобралось в генетике, прежде чем объявить её лженаукой. Так что ему ничего не стоило поставить себе на службу ещё и физиологию.

В 1913 г. Павлов предположил, что условные рефлексы при некоторых условиях могут переходить в безусловные (то есть наследоваться). Позже один из учеников академика — Николай Студенцов — продолжил исследования в этом направлении и пришёл к выводу, что при формировании условных рефлексов с каждым новым поколением они вырабатываются быстрее. Проще говоря, если бы это предположение было справедливо, то человек мог бы наследовать индивидуальный опыт родителей. Для государства этот тезис был очень ценным: одно поколение граждан, воспитанных как настоящие советские люди, передали бы свои качества следующим поколениям.

Почтовая марка СССР. (Wikimedia Commons)

Впрочем, Павлов не смог подтвердить выводы Студенцова в эксперименте. Его собственная работа пошла в другом направлении, но часть учёных группы Павлова продолжили изучать передачу приобретённых признаков. Было установлено, что она не происходит, но следующие поколения, вполне возможно, лучше обучаются, и причина — в генетических механизмах. Тонкостями этой работы люди, далёкие от науки, не интересовались, а вульгарная трактовка ошибочного постулата не заставила себя ждать. «Сталина устраивала в учении Павлова формула «стимул — реакция», позволяющая рассматривать человека как простой автомат, поведением которого можно легко управлять», — писал физиолог Илья Аршавский.

С 28 июня по 4 июля 1950 г. в Москве прошла совместная сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, которая известна как Павловская сессия. Фактически это был аналог сессии ВАСХНИЛ 1948 г., но только «разбирались» не с генетикой, а с физиологией и психиатрией.

Три основные жертвы, с которыми предстояло «расправиться» на Павловской сессии, определили заранее. Это были Лина Штерн, которую к тому моменту уже арестовали, Иван Бериташвили, действительный член Академии наук Грузинской ССР, и Леон Орбели, ученик, помощник, преемник Павлова на многих постах. Орбели открыто высказывался против положений о наследовании условных рефлексов, после сессии ВАСХНИЛ отказался уволить из института представителей классической генетики.

Леон Орбели. (Wikimedia Commons)

Бериташвили на Павловской сессии отсутствовал, Штерн по понятным причинам тоже. Орбели выступил, но это не помогло — все трое учёных, намеченных к «расправе», были осуждены как «антипавловцы». В итоге Орбели, занимавшего множество руководящих должностей в различных физиологических институтах, сместили почти со всех, остался он только в лаборатории Института физического образования им. П. Ф. Лесгафта. Бериташвили уволили с поста директора Института физиологии Грузинской ССР. Штерн, первая женщина, удостоенная звания академика в СССР, лишилась всех научных званий.

«Мы должны быть благодарны нашему дорогому учителю и вождю, величайшему корифею науки Иосифу Виссарионовичу Сталину, поставившему великую задачу перед советскими учёными — использовать всё могущество науки для построения коммунистического общества», — сказал, выступая на Павловской сессии с заключительным словом, физиолог Константин Быков.

Ошибочность выводов Павловской сессии была признана совсем скоро, в 1962 году.

Открытие дифракции рентгеновских лучей на кристаллах

С 1909 по 1912 год он был Приватдозент в Институте теоретической физики под руководством Арнольда Зоммерфельда в ЛМУ. Во время рождественских каникул 1911 года и в январе 1912 года Пол Питер Эвальд заканчивал написание докторской диссертации под руководством Зоммерфельда. Во время прогулки по Английскому саду в Мюнхене в январе Эвальд рассказал фон Лауэ о теме своей диссертации. Длины волн, которые волновали Эвальда, находились в видимой области спектра и, следовательно, были намного больше, чем расстояние между резонаторами в модели кристалла Эвальда

Фон Лауэ казался отвлеченным и хотел знать, каков будет эффект, если принять во внимание гораздо меньшие длины волн.Он уже знал, что длина волны рентгеновских лучей была оценена, и что она была меньше оцененного расстояния между решетками атомов в кристаллах. Это сделало бы кристаллы идеальным инструментом для изучения дифракции рентгеновских лучей

Он организовал, с некоторым сопротивлением, чтобы Пол Книппинг и Вальтер Фридрих провели эксперимент, в котором пучок рентгеновских лучей был направлен на кристалл сульфата меди. Картина, полученная на фотопленке, соответствовала дифракционной картине, когда видимый свет проходил через гораздо более широкие решетки. В июне Зоммерфельд сообщил в Physikalische Gesellschaft Геттингена об успешной дифракции рентгеновских лучей, проведенной фон Лауэ, Книппингом и Фридрихом в LMU, за что фон Лауэ был удостоен Нобелевской премии по физике в 1914 году. разнообразие кристаллов — вопрос, который Лауэ не смог полностью решить, — вскоре после этого выяснили Уильям и Лоуренс Брэгги с помощью дифракции рентгеновских лучей. Эта команда отца и сына получила Нобелевскую премию за свои усилия в 1915 году.

Находясь в Мюнхене, он написал первый том своей книги по теории относительности в период с 1910 по 1911 год.

В 1912 году Лауэ был призван в Цюрихский университет в качестве экстраординарного профессора физики. В 1913 году его отец был возведен в разряд потомственных дворян; Затем Лауэ стал фон Лауэ.

Вклад в науку

Макс Планк был удивительным учёным, положившим начало целой научной области – квантовой физике. После себя он оставил выдающееся наследие: десятки научных статей, монографий и книг.

Благодаря своему трудолюбию и целеустремлённости Планк достиг вершины научной карьеры и получил множество наград за свою деятельность. Названная в его честь медаль вручается Немецким физическим обществом с 1929 года за заслуги в области теоретической физики.

Он всем сердцем любил физику и считал её самым возвышенным научным направлением. Вклад Макса Планка в теоретическую физику сложно переоценить – как выдающийся исследователь и преподаватель, он привнёс много новшеств в современную науку.

Реорганизация немецкой науки

После войны многое нужно было сделать для восстановления и организации немецкой научной деятельности. Фон Лауэ исполнил несколько ключевых ролей. В 1946 году фон Лауэ инициировал создание Deutsche Physikalische Gesellschaft только в британской зоне, поскольку Союзный контрольный совет изначально не позволял организациям выходить за границы зоны оккупации. Во время войны Physikalisch-Technische Reichsanstalt была рассеяна; Фон Лауэ с 1946 по 1948 год работал над объединением трех зон и размещением на новых объектах в Брауншвейге. Кроме того, оно получило новое название — Physikalisch-Technische Bundesanstalt, но администрация Германии перешла к ним только после образования Deutsche Bundesrepublik 23 мая 1949 года. Примерно в 1948 году президент Американского физического общества попросил фон Лауэ отчет о состоянии физики в Германии; Отчет фон Лауэ был опубликован в 1949 г. в Американский журнал физики. В 1950 году фон Лауэ участвовал в создании Verband Deutsches Physikalischer Gesellschaften, ранее входившего в состав Nordwestdeutsch Physikalische Gesellschaft.

Какие преимущества и ограничения давал статус учителя

дальнейшее чтение

  • Гринспен, Нэнси Торндайк (2005). Конец определенного мира: жизнь и наука Макса Борна . Нью-Йорк: Основные книги . ISBN 0-7382-0693-8.
  • Хернек, Фридрих (1979). Макс фон Лауэ . Лейпциг: Тойбнер.
  • Джаммер, Макс (1966). . Нью-Йорк: Макгроу – Хилл .
  • Леммерих, Йост (2020). Макс фон Лауэ — Furchtlos und treu. Eine Biographie des Nobelpreisträgers für Physik (в твердом переплете). Рангсдорф: Basilisken-Presse. ISBN 978-3-941365-56-8.
  • Медавар, Жан; Пайк, Дэвид (2012). Дар Гитлера: правдивая история ученых, изгнанных нацистским режимом (в мягкой обложке). Нью-Йорк: Издательство Аркады. ISBN 978-1-61145-709-4.
  • Мехра, Джагдиш ; Рехенберг, Гельмут (2001). Историческое развитие квантовой теории. Том 1 Часть 1 Квантовая теория Планка, Эйнштейна, Бора и Зоммерфельда 1900–1925: ее основание и возрастающие трудности . Springer. ISBN 0-387-95174-1.
  • Мехра, Джагдиш; Рехенберг, Гельмут (2001). Историческое развитие квантовой теории. Том 1 Часть 2 Квантовая теория Планка, Эйнштейна, Бора и Зоммерфельда 1900–1925: ее основание и возрастающие трудности . Springer. ISBN 0-387-95175-X.
  • Мехра, Джагдиш; Рехенберг, Гельмут (2001). Историческое развитие квантовой теории. Том 5 Эрвин Шредингер и подъем волновой механики. Часть 1 Шредингер в Вене и Цюрихе 1887–1925 гг . Springer. ISBN 0-387-95179-2.
  • Мехра, Джагдиш; Рехенберг, Гельмут (2001). Историческое развитие квантовой теории. Том 5 Эрвин Шредингер и подъем волновой механики. Часть 2 Шредингер в Вене и Цюрихе 1887–1925 гг . Springer. ISBN 0-387-95180-6.
  • Розенталь-Шнайдер, Ильзе (1988). Begegnungen mit Einstein, von Laue und Planck. Realität und wissenschaftliche Wahrheit . Брауншвейг: Vieweg. ISBN 3-528-08970-9.
  • Розенталь-Шнайдер, Ильзе (1980). Реальность и научная правда: дискуссии с Эйнштейном, фон Лауэ и Планком . Государственный университет Уэйна. ISBN 0-8143-1650-6.
  • Уокер, Марк Х. (1993). Немецкий национал-социализм и поиски ядерной энергии, 1939–1949 . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-43804-7.
  • Zeitz, Катарина (2006). Макс фон Лауэ (1879–1960) «Сеин Бедеутунг фюр ден Wiederaufbau der deutschen Wissenschaft nach dem Zweiten Weltkrieg» . Штайнер Франц Верлаг. ISBN 3-515-08814-8.

биография

Ранние годы

Лауэ родился в Пфаффендорфе, ныне часть Кобленца , Германия, в семье Юлиуса Лауэ и Минны Зерреннер. В 1898 году, после прохождения его Abitur в Страсбурга , он начал принудительную год военной службы, после чего в 1899 году он начал изучать математику, физику и химию в университете Страсбурга , в Геттингенском университете , и Людвиг Максимилиан Университет Мюнхен (LMU). В Геттингене на него большое влияние оказали физики Вольдемар Фойгт и Макс Абрахам, а также математик Давид Гильберт . После всего лишь одного семестра в Мюнхене он поступил в Берлинский университет Фридриха-Вильгельма в 1902 году. Там он учился у Макса Планка , который породил революцию в квантовой теории 14 декабря 1900 года, когда он выступил со своей знаменитой статьей до Deutsche Physikalische Gesellschaft . В Берлине Лауэ посетил лекции Отто Люммера по тепловому излучению и интерференционной спектроскопии, влияние которых можно увидеть в диссертации Лауэ об интерференционных явлениях в плоскопараллельных пластинах, за которую он получил докторскую степень в 1903 году. После этого Лауэ потратил 1903 год на 1905 год в Геттингене. Лауэ получил степень доктора философии в 1906 году под руководством Арнольда Зоммерфельда в LMU.

Послевоенные годы

23 апреля 1945 года французские войска вошли в Хехинген, а на следующий день за ними последовала операция «Алсос» — операция по расследованию деятельности Германии в области ядерной энергетики, захвату оборудования и предотвращению захвата немецких ученых русскими. Научным советником Операции был американский физик голландского происхождения Сэмюэль Гаудсмит, который в стальном шлеме появился в доме фон Лауэ. Фон Лауэ был взят под стражу и доставлен в Хантингтон, Англия, и интернирован в Фарм-Холле вместе с другими учеными, которые, как считается, участвовали в ядерных исследованиях и разработках.

Находясь в заключении, фон Лауэ был напоминанием другим заключенным о том, что можно пережить нацистское правление, не «идя на компромисс»; это оттолкнуло его от других задержанных. Во время заключения фон Лауэ написал статью о поглощении рентгеновских лучей в условиях интерференции, которая позже была опубликована в Acta Crystallographica. 2 октября 1945 года фон Лауэ, Отто Хан и Вернер Гейзенберг были доставлены на встречу с президентом Королевского общества Генри Халлетом Дейлом и другими членами общества. Там фон Лауэ пригласили на собрание Королевского общества 9 ноября 1945 года, посвященное памяти немецкого физика Вильгельма Конрада Рентгена, открывшего рентгеновские лучи; Однако разрешения от военных властей, задержавших фон Лауэ, не поступало.

Дмитрий Иванович Менделеев — непризнанный гений

С именем великого химика связано множество мифов. Среди них —история о том, что таблица Менделееву приснилась. Однако учёный не придумал её за ночь. Напротив, за открытием лежали долгие часы раздумий. Свою таблицу Менделеев собирал по крупицам.

На Западе открытие приняли прохладно. Дело в том, что химия в те времена была описательной наукой. Учёные проводили эксперименты и фиксировали реальные реакции и результаты. На этом фоне теоретическая таблица блекла.

Например, физиохимик из Германии Вильгельм Освальд отмечал, что что классификация Менделеева слишком неопределённая. Другие химики соглашались, ссылаясь на то, что таблица уводит учёных в абстракции. Герман Кольбе, который во время открытия таблицы преподавал в Лейпцигском университете, назвал работу Менделеева спекулятивной.

Портрет Д. И. Менделеева в возрасте около 30 лет. Н. Ярошенко

Что помогало учителям оставаться на плаву

В связи с таким тяжёлым положением большим подспорьем для учителей были благотворительные средства. Помощь педагогам предоставляли частные и общественные организации. Одна из форм такой поддержки — стипендии и пособия.

Ещё на этапе обучения будущий учитель мог получать государственную или частную стипендию. Последние обычно были гораздо больше государственных. В учительских семинариях и институтах государственных стипендиатов выбирали по результатам вступительных испытаний. В земских школах подать заявление на стипендию мог любой желающий, если он или она платили земские сборы. При этом получение стипендии, особенно государственной, обязывало учащихся педагогических учебных заведений отработать несколько лет в образовании.

Оказывало государство и прямую материальную поддержку. Пособия от Министерства народного просвещения учителям, учительницам и училищам распределяли губернские и уездные училищные советы. Они же утверждали отчёты инспекторов народных училищ, назначали преподавателей на должность и увольняли неблагонадёжных педагогов. Таким образом, эти советы осуществляли «высшее попечение» над образовательными организациями.

Почётными попечителями отдельных учебных заведений обычно становились жёны крупных чиновников. Так почётной попечительницей Самарской женской гимназии в 1909 году была избрана жена губернатора.

Также во время службы сельские и часть городских учителей исключались из податного сословия. С одной стороны, это снимало с них часть расходов, так как освобождало от некоторых налогов. С другой — из-за этого учителя не могли участвовать в работе организаций, распределявших пособия и выплачивавших пенсии.

Другим источником поддержки нуждающихся учителей были организации взаимопомощи, созданные самими учителями.

Так, в 1899 году было учреждено «Общество взаимопомощи бывших воспитанников Санкт-Петербургского учительского института». В основном оно помогало нуждающимся учителям городских училищ. Подобные общества предоставляли средства либо единовременно — например в случае крайней нужды, либо на постоянной основе — например если учитель заболел. Возвращать эти деньги требовалось только в том случае, если получившие пособия педагоги были в состоянии это сделать. В таком случае возврат считался «нравственной обязанностью».

Правда, деятельность подобных обществ сильно ограничивало Министерство народного просвещения. Оно запрещало создавать им филиалы в уездах, так как по типовому уставу, установленному министерством, общества могли быть только общегубернскими. Земства и педагоги очень критиковали этот запрет.

В целом же, несмотря на обилие источников и видов, материальная помощь учителям в Российской империи была недостаточной и нерегулярной. Общества взаимопомощи не могли развернуть свою деятельность в полную силу из-за ограничений, а частные благотворители чаще всего поддерживали определённые учебные заведения, не заботясь, на что конкретно пойдут средства. Государство же давало поддержку очень избирательно.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

  • Т. А. Вепренцева. Материальное положение учителей и врачей в российской провинции во второй половине XIX века. Известия ТулГУ. Гуманитарные науки.
  • И. Л. Хохлова. Общественная и частная инициативы в деле вспомоществования нуждающимся учителям Российской империи второй половины XIX века. Вестник СамГУ.
  • М. А. Гончаров. Социально-правовой статус и материальное положение учителей гимназий в России XIX в. Наука и школа.
  • А. Шипилов. Материальное положение учителей в дореволюционной России. Педагогика.
  • В. С. Сулимов. Заработная плата учителя Тобольской губернии в 1917–1919 годы. Современные научные исследования и инновации.
  • Зарплаты дореволюционной России. Профиль Счётной палаты Российской Федерации в Facebook*.
  • Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Общий свод по Империи результатов разработки данных Первой Всеобщей переписи населения, произведённой 28 января 1897 года. СПб, 1905.

Сколько платят лауреатам

Каждый год — по-разному. Размеры выплат рассчитываются из очередных доходов от инвестиций (например, в 2020 году они составляют около 1,1 млн долларов США).

Изначально лауреаты получали примерно 150 000 шведских крон (в наше время это около 1 млн американских долларов). Затем у фонда начались проблемы: первые инвестиции владельцы осуществляли в государственные облигации, которые в начале ХХ века считались весьма безопасным инструментом. С началом Первой мировой войны и ростом инфляции доходы владельцев упали, а в 1915 году шведские власти еще и удвоили налоговые ставки. Именно фонд Нобеля долгое время оставался крупнейшим налогоплательщиком страны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: