Гибель «челленджера»: как наса сыграло в русскую рулетку и проиграло

Ученые из синеокой. нобелевские лауреаты с белорусскими корнями | история | cвободное время | аиф аргументы и факты в беларуси

Ученые из синеокой

Белорусская земля подарила миру немало выдающихся ученых. Одни провели в Синеокой детство, другие родились в семьях переселенцев. Имена многих нобелевских лауреатов с белорусскими корнями известны сейчас всему миру.

Ричард Филлипс Фейнман

Ричард Филлипс Фейнман (1918-1988), Нобелевская премия по физике, 1965 г.

Дед и бабушка Ричарда Фейнмана по отцовской линии — Якоб и Анна — жили в Минске, откуда уехали в США в конце XIX в.

Ричард Филлипс Фейнман (1918-1988), Нобелевская премия по физике, 1965 г. 

Фейнман посвятил значительную часть жизни теоретической физике, он создатель квантовой электродинамики. Именно это направление легло в основу физики элементарных частиц. За эти исследования он получил Нобелевскую премию в 1965 г. (совместно с двумя учеными), но Фейнману было чем похвастаться и до этой награды, и после. Его часто называли «человеком эпохи Возрождения» — за тотальный интерес ко всему, что окружает человека. Авторитетный журнал Physics World включил ученого в топ-10 самых выдающихся физиков всех времен, поставив в один ряд с Ньютоном, Галилеем и Эйнштейном.

Что любопытно, во время работы в Манхэттенском проекте Фейнман любил… взламывать сейфы коллег с секретной документацией. Делал он это от скуки, но высшее военное руководство Америки все равно раздражал.

Саймон Кузнец

Саймон Кузнец (1901-1985), Нобелевская премия по экономике, 1971 г.

Один из самых выдающихся экономистов XX в. Саймон Смит (Кузнец) родился в Пинске в 1901 г., но жизнь связал с другой страной — США. Даже имя он переделал на американский лад. До эмиграции его звали Семен, он успел окончить 4 класса городского реального училища до того, как вместе с матерью и братьями переехал в Украину. Там будущий гений учился в Харьковском коммерческом институте. В США Кузнец попал в 1920-х гг., учился в Колумбийском университете, много лет преподавал в Университете Хопкинса и Гарварде.

Саймон Кузнец (1901-1985), Нобелевская премия по экономике, 1971 г. 

Саймон Кузнец — человек, который сделал экономику наукой. Именно он придумал и ввел в оборот термин «валовой национальный продукт». Считающуюся ныне прописной истину о том, что в бедных странах неравенство доходов существеннее, чем в богатых, доказал именно Кузнец. Нобелевскую премию ему дали за «эмпирически обоснованное толкование экономического роста, которое привело к новому, более глубокому пониманию экономической и социальной структуры и процесса развития в целом».

Менахем Бегин

Менахем Бегин (1913-1992), Нобелевская премия мира, 1978 г.

Менахем Бегин родился в Брест-Литовске (сейчас Брест) в 1913 г., окончил тут еврейскую религиозную школу и государственную гимназию. В Бресте Бегин прожил 18 лет.

Менахем Бегин (1913-1992), Нобелевская премия мира, 1978 г. 

Уже потом были радикальные взгляды, аресты, тюрьмы, подпольная борьба и борьба вполне открытая, участие в войне за независимость Израиля, победа в ней, годы в оппозиции и, наконец, победа на выборах во главе движения «Ликуд».

Радикально настроенный оппозиционер стал премьером. Он развернул историю страны, проведя самую масштабную реформу экономики. Бегин не допустил крупного военного конфликта, подписав Кэмп-Дэвидские соглашения и вернув Египту Синайский полуостров (Египет в ответ признал право Израиля на государственность). За Кэмп-Дэвид Бегин и получил Нобелевскую премию вместе с египетским президентом Садатом.

Жорес Алфёров

Жорес Алфёров (1930-2019), Нобелевская премия по физике, 2000 г.

«Сила Беларуси — в ее народе, который создает будущий день своим трудом. И первое ощущение, когда приезжаешь в Беларусь: ты попал в ухоженную, современную, цивилизованную европейскую страну», — сказал Алферов недавно во время своего приезда в страну.

Жорес Алфёров (1930-2019), Нобелевская премия по физике, 2000 г. 

В Беларуси родились родители нобелевского лауреата, в Витебске в 1930 г. появился на свет он сам и прожил здесь несколько лет. Многие обыденные вещи воплотились в жизнь только благодаря ему. «Лазер Алферова» используется в проигрывателях компакт-дисков и мобильных телефонах, другие изобретения — в фарах автомобилей, светофорах и кассовых аппаратах в магазинах всего мира.

Родину Алферов никогда не забывал — принимал активное участие в жизни белорусского научного сообщества, в 1990-х гг. стал иностранным членом Национальной академии наук Беларуси.

Сердце Европы. Национальные парки и заповедники Беларуси
Подробнее

Автомобиль Фейнмана

В 1975 году Фейнман купил вэн Dodge Tradesman. Автомобиль был раскрашен снаружи в популярные в то время горчичные цвета, а внутри — в оттенки зелёного, и на автомобиле были нарисованы принёсшие их создателю Нобелевскую премию диаграммы Фейнмана. На этом автомобиле было сделано множество длительных поездок. Фейнман заказал также особые номерные таблички, надпись на которых гласила «QANTUM» (т. е. «quantum», квант).

Иногда Фейнман ездил в этом автомобиле на работу, но в основном на нём ездила его жена Гвинет. Однажды на светофоре её спросили, почему на её автомобиле нарисованы диаграммы Фейнмана, на что она ответила: «Потому что меня зовут Гвинет Фейнман».

После смерти Ричарда Фейнмана автомобиль был продан другу семьи Ральфу Лейтону за 1 доллар. Продажа за 1 $ — это способ, которым Ричард обычно избавлялся от старых автомобилей. Автомобиль служил своему новому хозяину ещё долго; в 1993 году он участвовал в марше памяти Ричарда Фейнмана.

Детские годы и юность

Ричард Филлипс Фейнман родился в обеспеченной еврейской семье. Фейнман — потомок эммигрировавших в США в конце XIX века евреев из России и Польши. Его отец Мелвилл (Melville) и мать Люсиль (Lucille), жили в Фар Рокэвей, на юге Куинса в Нью-Йорке. Его отец решил, что если у него родится мальчик, то этот мальчик будет учёным. (В те годы от девочек, хоть они и могли де-юре получить академическую степень, не ожидалось научное будущее. Младшая сестра Ричарда Фейнмана, Джоан Фейнман, опровергла это мнение, став известным астрофизиком). Отец старался развить детский интерес Ричарда к познанию окружающего мира, подробно отвечая на многочисленные вопросы ребёнка, используя в ответах знания из областей физики, химии, биологии, часто ссылаясь на справочные материалы. Обучение не было давящим; отец никогда не говорил Ричарду, что он должен быть учёным. От своей матери Фейнман унаследовал зажигательное чувство юмора.

Свою первую работу Фейнман получил в 13 лет, ремонтируя радиоприёмники. Он приобрёл известность среди соседей, потому что, во-первых, чинил радиоприёмники быстро и качественно, а во-вторых, пытался найти причину неисправности логически, по симптомам, перед тем, как приступал к разборке аппарата. Соседи восхищались мальчиком, который думал перед тем, как разобрать радиоприёмник.

Первая женитьба и работа в Лос-Аламосе

Файл:Richard Feynman ID badge.png
Фейнман в Лос-Аламосе

Ричард Фейнман закончил четырёхлетнее обучение в Массачусетском технологическом институте на факультете физики и продолжил обучение в Принстонском университете.

Когда разразилась Вторая мировая война, Фейнман, будучи уже аспирантом Принстона, попытался пойти добровольцем на фронт. Однако, все, что ему смогли предложить в местной призывной комиссии — это строевая подготовка на общих основаниях. После недолгих раздумий, Ричард отказался, в надежде, что физику смогут найти в армии лучшее применение. Вскоре, он принял участие в разработке последних, перед появлением первых компьютеров, механических счетных машин, которые работали для расчета артиллерийских траекторий.

Во время написания квалификационной работы на соискание степени доктора философии по физике, Фейнман женился на Арлин Гринбаум, в которую был влюблён с тринадцати лет и с которой был помолвлен в 19. К моменту свадьбы Арлин была обречена на смерть от туберкулёза.

Родители Фейнмана были против свадьбы, но Фейнман, тем не менее, поступил по-своему. Церемония бракосочетания была проведена по пути на вокзал для отбытия в Лос-Аламос; свидетелями были счетовод и бухгалтер, служащие мэрии Ричмонда; родственников новобрачных на церемонии не было. По окончании церемонии, когда пришёл черёд мужу целовать невесту, Ричард, помня о болезни жены, запечатлел целомудренный поцелуй на щеке Арлин.

В Лос-Аламосе Фейнман принимал участие в разработке атомной бомбы (см. Манхэттенский проект). На момент набора персонала Фейнман всё ещё учился в Принстоне, и ему подал идею вступить в проект знаменитый физик Роберт Уилсон. Поначалу Фейнман не горел желанием работать над атомной бомбой, но потом подумал, что будет, если нацисты изобретут её первыми, и присоединился к разработке. В то время, когда Фейнман работал в Лос-Аламосе, его жена Арлин находилась в больнице города Альбукерке (Albuquerque) неподалёку, и каждые выходные Фейнман проводил с ней.

Во время работы над бомбой Фейнман приобрёл неплохие навыки взломщика сейфов. Он убедительно доказал недостаточность принимаемых мер безопасности, выкрадывая всю информацию по разработке атомной бомбы из сейфов других сотрудников — абсолютно всю, от технологии обогащения урана и до руководства по сборке бомбы. Правда, эти документы были нужны ему для работы. В своей автобиографической книге «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» он рассказывает, что занимался открыванием сейфов из любопытства (как и многим другим в своей жизни) и после долгого изучения предмета нашёл несколько уловок, которыми пользовался для открывания сейфовых шкафов в лаборатории. Также в этом деле ему часто помогало везение, все вместе создало ему в коллективе репутацию взломщика.

Холод + резиновые кольца = взрыв

Подсказкой стали разговоры с инженерами и другими свидетелями — Фейнман играл роль наивного и добродушного собеседника, и инженеры сами рассказывали ему о неполадках шаттла. «Инженеры рассказали мне, насколько изменяется давление в твердотопливных ракетах-носителях во время полета, — писал Фейнман. — У двигателей было немало проблем, особенно трещины, возникающие на лопатках турбины. Инженеры рассказали мне, что люди, работающие над двигателями, во время каждого полета скрещивали пальцы и в момент взрыва шаттла они были убеждены, что взорвались именно двигатели».

Но главной проблемой «Челленджера» стал не двигатель, а уплотнительные кольца, сделанные из резины. Они находились в местах соединения сегментов ускорителя и должны были быть герметичны при старте.

«В случае с шаттлом зазор расширяется по мере нарастания давления в ракете. И чтобы не нарушилось уплотнение, резина должна расширяться достаточно быстро, чтобы закрыть зазор, так что при запуске ракеты зазор долю секунды остается открытым. Таким образом, эластичность резины становится совершенно необходимым условием для данной конструкции», — поясняет Фейнман.

Главную подсказку физик-теоретик Фейнман получил от генерала Кутина. Это был вопрос: «Каким образом холод влияет на кольца?» Тот тут же ответил: «Из-за холода кольца становятся жесткими». Это стало началом эксперимента, который впоследствии тиражировала пресса. Ученый купил резину, раздобыл зажим, плоскогубцы, стакан воды со льдом и провел опыт прямо на пресс-конференции, спросив у собравшихся: «Если бы кольцо утратило свою эластичность на одну или на две секунды, этого было бы достаточно для возникновения очень опасной ситуации?» Он достал резину, поместил в зажим и на некоторое время опустил в воду со льдом. Затем достал зажим из стакана, поднял вверх и разжал со словами: «Я обнаружил, что при раскрытии зажима резина не принимает прежнюю форму. Другими словами, в течение более чем нескольких секунд этот материал не обладает эластичностью, когда находится при температуре в 32 °F. Я полагаю, что это имеет некоторое значение для нашей проблемы».

«Критическая ситуация»

Окончательно старт был назначен на 11:38 по местному времени 28 января 1986 года. На космодроме собрались родные и друзья астронавтов, коллеги и ученики Кристы МакОлифф, ждавшие момента, когда первая учительница отправится в космическое путешествие.

В 11:38 «Челленджер» стартовал с космодрома на мысе Канаверал. На трибунах, где находилась публика, началось ликование. Телевизионная камера крупным планом показывала лица родителей Кристы МакОлифф, провожавших дочь в полёт, — они улыбались, радуясь, что мечта их девочки стала реальностью.

Всё происходящее на космодроме комментировал диктор.

Через 52 секунды после старта «Челленджер» приступил к максимальному ускорению. Командир корабля Фрэнсис Скоби подтвердил начало ускорения. Это были последние слова, прозвучавшие с борта «челнока».

На 73-й секунде полёта наблюдавшие за стартом зрители увидели, как «Челленджер» исчез в белом облаке взрыва.

Зрители поначалу не поняли, что случилось. Кто-то испугался, кто-то восхищённо зааплодировал, полагая, что всё происходит по программе полёта.

Казалось, что диктор тоже считает, что всё в порядке. «1 минута 15 секунд. Скорость корабля 2900 футов в секунду. Пролетел расстояние в девять морских миль. Высота над землёй — семь морских миль», — продолжать говорить ведущий.

Как потом выяснилось, диктор не смотрел на экран монитора, а читал ранее составленный сценарий старта. Спустя пару минут он объявил о «критической ситуации», а затем сказал страшные слова: «„Челленджер“ взорвался».

Когда начальство вышло из строя

Фатальным фактором для старта стала температура воздуха: в тот январский день было холодно, около 1–2 °С ниже нуля. Проектировщики из Thiokol предупредили НАСА о том, что нельзя запускать шаттл при температуре ниже 11 °С — это была самая низкая из температур предыдущих запусков. Но менеджеры НАСА ответили, что доказательств недостаточно и полет отменить нельзя. Фейнман передает слова инженера Thiokol Макдональда на совещании перед стартом: «Если с этим полетом что-то случится, я не хочу стоять перед коллегией следователей и говорить, что я пошел напролом и сказал им махнуть на все рукой и запускать эту штуковину даже за пределами допустимых условий». По словам Фейнмана, вся комиссия была шокирована этой историей: «Дело было не просто в том, что из строя вышли уплотнения, а в том, что из строя вышел кое-кто из начальства».

«Челленджер» был одним из 135 запусков НАСА системы «Спейс шаттл». После аварии конструкция многоразового корабля была значительно усовершенствована, но системные ошибки принятия решений не были устранены. Это привело ко второй аналогичной трагедии, тоже в зимнее время: 1 февраля 2003 года потерпел крушение при возвращении многоразовый космический корабль «Колумбия», и снова погибли семь астронавтов. Как показало расследование, несколько плиток теплозащитного покрытия были повреждены еще при взлете оторвавшимся от внешнего топливного бака куском изоляционной пены, в трещины ворвались раскаленные газы и корабль разрушился. Ежегодно в конце января в США отмечается День памяти погибших астронавтов.

Спустя три десятилетия после крушения «Челленджера» каналу National Geographic Channel удалось разыскать неизвестную ранее пленку, на которой первый американский астронавт и сенатор Джон Гленн говорит вице-президенту США Джорджу Бушу-старшему о том, что человеческие потери при освоении космоса неизбежны. «В действительности, если говорить начистоту и быть честным перед самим собой, даже в самых дерзких мечтах я никогда не ожидал, что мы продвинемся так далеко, не потеряв ни одного человека. Мы подошли к черте, когда что-то может произойти. У нас произошла трагедия, сопутствующая нашим успехам. И я полагаю, что такова история всего человечества» — эти слова сказаны в день аварии, 28 января 1986 года.

Причина катастрофы

Разрез соединения двух секций твердотопливного ускорителя челнока: A — стальная стенка толщиной 12,7 мм, B — основное уплотнительное кольцо, C — резервное уплотнительное кольцо, D — укрепление оболочки, E — секции ускорителя, F — теплозащитная изоляция, G — покрытие, H — герметизирующая паста, I — ракетное топливо

Причиной катастрофы стала неисправность кольцевого уплотнения твердотопливного ускорителя, что вызвало утечку раскалённых газов, разрушивших одно из креплений ускорителя, а также то, что запуск осуществлялся при температуре −2 °С, в то время как рекомендованной температурой воздуха для взлётов является температура +11 °С и выше.

При низкой температуре материал кольцевого уплотнения утратил эластичность и не обеспечил герметичность в месте стыка сегментов ускорителя. В связи с этой катастрофой США понесли большие убытки — около 8 млрд долларов, включая стоимость самого челнока, оценивавшуюся в 3 млрд долларов. Гибель «Челленджера» — самая крупная на тот момент катастрофа в истории пилотируемых космических полётов, сильный удар по репутации США и программе Space Shuttle.

Работа в комиссии по расследованию катастрофы шаттла «Челленджер»

28 января 1986 Национальное аэрокосмическое агентство запустило космический челнок многоразового использования «Челленджер». Это было последнее использование этого космического корабля; он взорвался через 73 секунды после отрыва от стартового стола. Для расследования причин катастрофы была создана президентская комиссия, и Гвинет убедила мужа участвовать в расследовании. Причины проблемы: ракетные ускорители первой ступени, поднимавшие сам челнок и огромный топливный бак, состоят из цилиндрических секций, соединения которых были защищены в районе теплозащитного покрытия цинкохроматной мастикой, а металлических оболочек — резиновыми кольцами. При низких температурах окружающего воздуха свойства мастики не обеспечивали надёжной изоляции резиновых уплотнений от воздействия раскалённых газов. Кроме того, из-за так называемой «ротации соединения» в нём образовалась щель, которую резиновые кольца, потерявшие при низкой температуре эластичность, быстро закрыть не смогли. О недостатках этой конструкции и имевших уже место прогарах резины Фейнману рассказали специалисты Лаборатории реактивных двигателей Калтеха, о близкой к нулю градусов температуре воздуха при запуске и потере резиной эластичности в этих условиях — член комиссии генерал Кутина. В ходе эффектного эксперимента, проведённого Фейнманом при помощи кольца из модели космического челнока, пассатижей и стакана со льдом, было показано, что при низких температурах кольцо теряло свою эластичность. Нарушение герметичности позволило горячим газам прожечь корпус правого ускорителя и пережечь его соединение с топливным баком. Повернувшись вокруг верхнего соединения, корпус ускорителя ударил по верхней части топливного бака, разрушив его и вызвав взрыв жидкого водорода. Именно это и случилось 28 января, когда низкая температура воздуха повлияла на качество термоизоляции и эластичность резиновых уплотнений.

Эксперимент, продемонстрированный по телевидению в прямом эфире, принёс Фейнману славу человека, разгадавшего тайну катастрофы, на что он, впрочем, и не претендовал. В НАСА знали о том, что запуск ракеты при низкой температуре воздуха чреват катастрофой, но решили рискнуть. Техники и обслуживающий персонал, тоже знавший о возможной катастрофе, были принуждены к молчанию.

История полета


Экипаж STS-51L. Второй ряд слева направо: Эллисон С. Онидзука , Шэрон Криста Маколифф , Грег Джарвис и Джуди Резник. Первый ряд слева направо: Майкл Дж. Смит , Дик Скоби и Рон Макнейр.


Момент взрыва шаттла «Челленджер»

В состав экипажа «Челленджера» входили семь человек — командир Фрэнсис Скоби, второй пилот Майкл Смит, научные специалисты Эллисон Онидзука, Джудит Резник и Роналд Макнейр, а также специалист по полезной нагрузке Грегори Джарвис и учительница Криста Маколифф.

Старт шаттла «Челленджер» был запланирован на утро 28 января 1986 года, но запуск был перенесен на два часа дня вследствие обнаружения мелких неисправностей, которые были устранены.

Американские телекомпании вели прямую трансляцию с мыса Канаверал, за стартом «Челленджера» наблюдали миллионы зрителей по всему миру. На гостевых трибунах собралось множество почётных гостей, в том числе президент США Рональд Рейган. Гости могли наблюдать за стартовой площадкой в бинокль.

После старта, на 73-й секунде полёта, на высоте 14 км произошёл отрыв левого твердотопливного ускорителя от одного из двух креплений. Провернувшись вокруг второго крепления, ускоритель пробил основной топливный бак. Вследствие нарушения симметрии тяги и увеличившегося сопротивления воздуха корабль отклонился от оси, что привело к его разрушению аэродинамическими силами.

Как выяснилось впоследствии, три члена экипажа (Майкл Дж. Смит, Эллисон С. Онидзука и Джудит А. Резник) пережили разрушение «шаттла», находились в сознании и успели включить персональные приборы подачи воздуха. Носовую часть, где они находились, оторвало от остальной части корабля. Падение с высоты 20 км и колоссальной силы перегрузка (около 200 g) при ударе о воду привели к гибели всех находившихся на борту астронавтов.

Свидетелями катастрофы стали миллионы телезрителей. Ведущий прямую трансляцию комментатор вначале даже не понял, что произошло, и в течение нескольких секунд после взрыва продолжал рассказывать о полете:

И лишь по прошествии некоторого времени осознал, наконец, весь ужас произошедшего:

Очевидец катастрофы Бен Провенсал так описывал реакцию зрителей: «Кто-то, стоявший в толпе передо мной, обернулся и сказал: „Это взрыв!“ Я помню, как взрослые говорили детям: „Не бойся, это неправда, всё хорошо“. Многие аплодировали, потому что думали, что это отсоединились ускорители».

Погиб весь экипаж шаттла — семь человек, включая и первого астронавта-непрофессионала — бывшую учительницу Кристу Маколифф, которая выиграла общенациональный конкурс на право лететь в космос, организованный по инициативе президента США Рональда Рейгана. Криста стала посмертно национальной героиней Америки.

Ссылки

  • Информация с сайта Нобелевского комитета (англ.)
  • Р. Фейнман. «Развитие пространственно-временной трактовки квантовой электродинамики». Нобелевская лекция, УФН, том 91, выпуск 1, январь 1967
  • Статьи Ричарда Фейнмана в журнале «Успехи физических наук»
  • Ричард Фейнман на сайте электронной библиотеки «Наука и техника»
  • Feynman Online(англ.)
  • Мистер Фейнман едет в Вашингтон (Фейнман о расследовании инцидента с «Челленджером»)
  • (англ.) (Набор классических видеолекций по физике Ричарда Фейнмана)
  • Картины Ричарда Фейнмана
  • Ричард Фейнман рассуждает об огне.
ar:ريتشارد فاينمان
az:Riçard Feynman
be:Рычард Філіпс Фейнман
bg:Ричард Файнман
bn:রিচার্ড ফাইনম্যান
bs:Richard Feynman
ca:Richard Feynman
cs:Richard Feynman
cy:Richard Feynman
da:Richard Feynman
el:Ρίτσαρντ Φίλλιπς Φάινμαν
eo:Richard Feynman
et:Richard Feynman
eu:Richard Feynman
fa:ریچارد فاینمن
fi:Richard Feynman
gl:Richard Feynman
hi:रिचर्ड फिलिप्स फाइनमेन
hr:Richard Feynman
ht:Richard Feynman
hu:Richard Feynman
id:Richard Feynman
io:Richard Phillips Feynman
is:Richard Feynman
ja:リチャード・P・ファインマン
jv:Richard Feynman
ka:რიჩარდ ფეინმანი
ko:리처드 파인만
ku:Richard Feynman
la:Ricardus Feynman
lad:Richard Feynman
lt:Richard Feynman
lv:Ričards Fainmens
mk:Ричард Фајнман
ml:റിച്ചാർഡ് ഫെയ്ൻമാൻ
mr:रिचर्ड फाइनमन
ms:Richard Feynman
nl:Richard Feynman
no:Richard Feynman
pam:Richard Feynman
pl:Richard Feynman
pms:Richard Feynman
pnb:رچرڈ فائنمین
pt:Richard Feynman
ro:Richard Feynman
sa:रिचार्ड फैनमन
sco:Richard Feynman
sh:Richard Feynman
sk:Richard Feynman
sl:Richard Phillips Feynman
sq:Richard Feynman
sr:Ричард Филип Фајнман
sv:Richard Feynman
sw:Richard Feynman
tg:Ричард Фейнман
th:ริชาร์ด ไฟน์แมน
tl:Richard Feynman
tr:Richard Feynman
vi:Richard Feynman
war:Richard Feynman
yo:Richard Feynman
zh:理查德·費曼
zh-min-nan:Richard Feynman

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Сыщик — нобелевский лауреат

Если отмотать историю космонавтики назад, то можно вспомнить о миссии «Аполлон-13», которая 13 апреля 1970 года едва не закончилась катастрофой из-за череды мелких технических ошибок. Но тогда команда инженеров и ученых, сплотившись, смогла чудом избежать катастрофы на Луне и вернуть астронавтов буквально с того света на Землю. На этот раз система принятия решений дала сбой.

Как показало расследование Фейнмана, о просчете в конструкции шаттла было известно многим: и инженерам, и руководству, но ничего не было сделано для предотвращения аварии. Менеджеры НАСА неоднократно получали предупреждение о неполадках, но игнорировали их, потому что находились под серьезным политическим давлением и не могли отменить запуск шаттла. В книге Фейнман рассказывает о возможных причинах спешки.

«Ходили слухи, что причина, по которой НАСА попыталось запустить шаттл 28 января, несмотря на холодную погоду, состояла в том, что тем вечером президент собирался обратиться с докладом к Конгрессу. По этой теории Белый дом устроил все таким образом, что во время обращения президента к Конгрессу миссис Маколифф будет говорить с президентом и Конгрессом из космоса. Это должно было быть просто великолепно: президент сказал бы: «Здравствуйте! Как ваши дела?» А она ответила бы: «Прекрасно», что выглядит очень впечатляюще».

Когда Фейнман думал о том, стоит ли ему заниматься расследованием (а для этого нужно было отказаться от других дел на полгода), решающими оказались слова его жены: «Если ты этого не сделаешь, то правительство получит 12 человек, которые группой будут ходить из одного места в другое. Но если к комиссии присоединишься ты, то 11 человек — группой — будут ходить из одного места в другое, а 12-й будет носиться как угорелый по всему месту и проверять всевозможные необычные вещи». Так и получилось. Именно нобелевскому лауреату по физике, который с детства любил разгадывать головоломки, удалось собрать улики, прояснившие причины катастрофы.

Личная жизнь[править | править код]

В 1950-х Фейнман женился повторно, на женщине по имени Мэри Лу (Mary Lou), но скоро развёлся, поняв, что принял за любовь то, что в лучшем случае было сильным увлечением.

В ранних 1960-х на конференции в Европе Фейнман встретил женщину, которая в будущем стала его третьей женой — англичанку Гвинет Ховарт (Gweneth Howarth). У пары Ричард-Гвинет родился ребёнок Карл (Carl), и они также взяли приёмную дочь, Мишель (Michelle).

Затем Фейнман заинтересовался искусством, чтобы понять, какое именно влияние искусство оказывает на людей. Он взял несколько уроков рисования. Поначалу его рисунки не отличались красотой, но с течением времени он наловчился и стал неплохим портретистом.

В 1970-х Фейнман, его жена и их друг Ральф Лейтон (сын великого физика Роберта Лейтона) задумали поездку в то, что когда-то было независимым государством Тува, маленькую, окружённую со всех сторон неприступными горами территорию, находящуюся между Россией и Монголией, бывшую под юрисдикцией Советского Союза (Тувинская АССР). Отчёт о поездке, по мнению единственного профессора, специализирующегося на Туве, удвоил бы количество знаний об этой области. О том, так это или нет, можно судить по тому факту, что Фейнман с женой перед поездкой перечитали всю существующую мировую литературу о Туве — обе книги. Поездка, к сожалению, не состоялась…

«НАСА собирается завтра убить семерых астронавтов»

За изготовление резиновых уплотнителей отвечали инженеры компании Thiokol. И, как выяснилось в ходе расследования, они обнаружили проблемы с кольцами задолго до запуска шаттла и даже ходили в компанию Parker Seal, которая производит резину, на консультацию. Там им ответили, что кольца не предназначены для такого применения, поэтому они ничего не могут посоветовать. Зная, что стык не работает должным образом, специалисты Thiokol не отказались от этой конструкции, а пытались ее усовершенствовать на протяжении многих лет.

Специалисты НАСА также знали о слабом месте шаттлов. Более того, у них были собраны улики из предыдущих полетов: почерневшие кольца с подпалинами и следы «эрозии», которые возникали из-за утечки газов. При этом проблема уплотнений не обсуждалась на совещаниях, а упорно замалчивалась примерно с 1977 года.

«Если бы все уплотнения давали утечку, то серьезность этой проблемы была бы очевидна даже для НАСА, — утверждал Ричард Фейнман, видевший фото подгоревших резиновых колец из прошлых полетов. — Но утечку давали лишь некоторые уплотнения и только во время некоторых полетов. Так что НАСА выработало весьма своеобразное отношение: если одно из уплотнений дает небольшую утечку и при этом полет проходит успешно, то проблема не так серьезна. Попробуйте сыграть таким образом в русскую рулетку: нажимаешь на курок, револьвер не стреляет, значит, нет никакой опасности в том, чтобы нажать на курок еще раз».

Как показал опрос свидетелей, оба главных специалиста по уплотнителям за день до старта сказали о том, что проводить полет не следует. Один из них, Роджер Бойсджоли, кричал на коллег и пытался их остановить, предсказывая катастрофу. В качестве аргумента он показывал те самые снимки обгоревших колец. Но его никто не послушал. Вместо этого специалисты НАСА посоветовали ему перестать думать как инженер и начать думать как менеджер. Об этом Бойсджоли сам рассказывает в документальном фильме «Секунды до катастрофы». Придя домой после совещания, он сказал жене, что НАСА собирается завтра запустить челнок и убить семерых астронавтов.

ГДЕ КУПИТЬ?

Уважаемые читатели!

Издание «Земля Беларуси. 100 страниц в истории мировой цивилизации» вышло весьма ограниченным тиражом (3 тыс. экземпляров).

В первую очередь оно рассчитано на читателей еженедельника «АиФ», так как создано  в удобном и привычном для многих формате фактов и аргументов. На обложке вы сразу увидите логотип еженедельника. Книга уже поступила в продажу.

Найти ее можно в книжных магазинах «Белкнига» по всей территории Беларуси, а также в некоторых павильонах и киосках «Союзпечать» в Минске.

Время работы: пн-чт с 8.30 до 17.00; пт — с 8.30 до 16.00; сб, вс — выходные.

По всем вопросам о наличии книги в нужном вам регионе страны вы также можете звонить по справочному телефону ОАО «Белкнига»: 8 (017) 399-73-80.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: