Изучение финансов, официальная продленка и пение гимна: что изменилось в школах с 1 сентября

Научить ученых: ран определила школы для подготовки будущих академиков

Введение ФООП

С нового учебного года во всех школах страны вводятся федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП), которые заменят прежние рекомендации Минпросвещения. 

До сих пор каждая школа могла использовать собственную программу, а каждый учитель — выбирать учебники и трактовать темы по своему усмотрению. Реформа образования 2023 года предполагает, что рабочие программы и учебные пособия будут утверждены на законодательном уровне: для всех школ они станут едиными и обязательными к исполнению. 

В перспективе для каждой классной параллели останется только один учебник базового уровня и один для углублённого изучения. При этом ФООП определяет только базовый уровень знаний, меньше которого давать нельзя, но больше — можно. За учителями сохраняется право использовать собственные методики, но делать это можно будет только с учётом требований «золотого стандарта». 

В частности это касается порядка изучения тем и предметных результатов в каждый год обучения, чтобы ребёнок при переводе в другую школу не был вынужден устранять пробелы в знаниях, вызванные различиями в программах. 

Переход на новый стандарт будет происходить постепенно и завершится к началу 2027/28 учебного года. С 1 сентября 2023 года в начальной школе унифицируют преподавание русского языка, литературного чтения и окружающего мира, а в средней — также русского языка, литературы, истории, обществознания, истории, географии и ОБЖ.

Из перечня обязательных предметов будут исключены экономика, право, астрономия, естествознание, экология и «Россия в мире». В рамках математики кроме алгебры и геометрии появится курс «Вероятность и статистика».    В старших классах сокращена максимальная нагрузка: с 2 590 часов до 2 516. Вне зависимости от учебного профиля общими для всех десяти- и одиннадцатиклассников останутся 13 предметов: русский язык, литература, математика, информатика, иностранный язык, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физкультура и ОБЖ (об изменениях здесь читайте ниже). 

<<Лидген для статьи>>

По каждому предмету — один учебник

Практически по каждому предмету в школе будет один учебник, заявил министр просвещения Сергей Кравцов. Это тоже часть Федеральной общеобразовательной программы. Минпросвещения создает новый федеральный перечень учебников, приказ о его создании вступил в силу 10 марта. 

Минпросвещения будет осуществлять государственный заказ на разработку учебников и утверждать авторский коллектив. Авторские права на все пособия будут принадлежать РФ. Министр Сергей Кравцов считает, что это сделает учебники дешевле и сэкономит региональные бюджеты, поскольку не нужно будет платить авторское вознаграждение.

Переход на новые учебники будет постепенным. Пособия с экспертными заключениями, действующими на 31 декабря 2022 года, можно будет использовать еще пять лет. 

Фото: Егор Алеев/ТАСС

Воспитательная работа

В новых образовательных стандартах прописаны не только предметные, но и личностные результаты обучения. Помимо учебной программы, на федеральном уровне также вводятся единая рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы. 

За их исполнение будет отвечать советник директора по воспитательной работе. В 2022 году эта должность была введена в 45 субъектах РФ, а с 1 сентября 2023 года появится в школах ещё 35 регионов. Советник по воспитанию будет участвовать в разрешении школьных конфликтов и привлекать учеников к участию в проектах детских и молодёжных объединений, устраивать культурные и спортивные мероприятия. 

В рамках учебных дисциплин появятся темы, связанные с гражданским и нравственным самосознанием. Например, на обществознании, истории и литературе школьники будут обсуждать вопросы противодействия коррупции. 

Основные направления деятельности базовых школ РАН

Проект создания базовых школ РАН предусматривает реализацию трех основных направлений деятельности базовых школ РАН.

1

Повышение качества образования и его доступности для обучающихся, которые ориентированы на освоение научных знаний и достижений науки, в том числе проведение:

  • профильных учебных курсов и факультативов;
  • курсов внеурочной деятельности, связанных с научно-исследовательской тематикой;
  • индивидуальных консультаций с ведущими учеными;
  • научно-практических конференций и других мероприятий, связанных с популяризацией и пропагандой науки, распространением научных знаний, включая научно-консультационную деятельность;
  • научно-популярных и образовательных проектов и сетевых лекториев, вовлекающих школьников в исследовательскую и творческую деятельность;
  • интеллектуальных и творческих конкурсов и соревнований.

2

Повышение профессиональной квалификации педагогических работников, включая:

  • информационные и обучающие семинары, мастер-классы и консультации;
  • курсы повышения квалификации и переподготовки, предусматривающие рассмотрение сложных научных понятий и современных научных открытий (включая возможности онлайн-курсов и сетевого взаимодействия), освоение новых методов обучения, образовательных технологий;
  • научно-практические конференции по актуальным проблемам современного образования.

3

Укрепление материально-технической базы, необходимой для реализации целей и задач проекта создания базовых школ РАН.

БИОТЕХНОЛОГИИ И РЫБАЛКА

Школы для участия в проекте в каждом регионе отбирались не случайным образом. В федеральном ведомстве смотрели на рейтинг учреждения и успеваемость учеников. Так, от Московской области были выбраны шесть школ. Теперь в каждой из них особый упор сделают на естественно-научное направление. При этом программы занятий и дополнительных кружков будут разрабатывать совместно с Московским физико-техническим институтом. Высшее учебное заведение выступит главным куратором школ в рамках проекта.

Одной из школ для будущих гениев стал Балашихинский лицей. Как рассказали в учреждении, к подобным программам подготовки учеников им не привыкать: лицей уже 20 лет является профильной образовательной площадкой МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Школа уже определила четыре приоритетных направления, с которыми и будет участвовать в проекте. Это робототехника, искусственный интеллект, биотехнологии и физические исследования. Для каждого направления уже выделены помещения для создания лабораторий. Со дня на день в учреждении ждут поступления нового оборудования, которое, к слову, закупается на средства регионального Министерства образования.

– Развивать именно эти направления мы решили, потому что ранее наши дети уже занимались подобным, – пояснил директор лицея Дмитрий Белоусов. – Например, на занятиях по биотехнологиям ученики ходили на рыбалку на реку, а после проводили анализ чешуи у пойманной рыбы, чтобы выяснить, насколько особи подвержены загрязнению химическими веществами.

Пока в школе началась теоретическая подготовка. Как только в учреждение заве­зут новые компьютеры, центрифуги, анализаторы, запустится и практическая работа.

Зачем вводят единую программу?

В России хотят создать единое образование, чтобы дети получали одинаковые знания «как в столичной школе, так и в самом отдаленном муниципалитете, в селе, в ауле», по словам председателя Комитета по просвещению Ольги Казаковой. Она подчеркнула, что это будет «золотой стандарт качества знаний», базовый уровень, одинаковый для всех — как для государственных, так и для частных школ. И это «возвращает к лучшему, что было в советской системе образования», считает депутат Яна Лантратова.

При переводе ребенка из одной школы в другую «возникают вопросы несоответствия школьных программ», отмечает спикер Госдумы Вячеслав Володин. Теперь они будут унифицированы, а значит, не нужно будет «нагонять одноклассников и нанимать репетиторов». 

Успешная сдача ЕГЭ зависит от того, «повезло или не повезло с примерной программой», считает вице-спикер Госдумы Ирина Яровая. Но теперь «дети будут отвечать на экзаменах только на те вопросы, которые они изучали в течение всего своего обучения», заявил Петр Толстой, зампредседателя Госдумы. 

Основные пути реализации проекта

Если коротко, для достижения поставленных целей нужны специальные программы, высококвалифицированные кадры и, конечно же, средства.

Первый вопрос, касающийся создания специальных программ, оказался самым простым. Программы уже разработаны и дефицита в них нет. Относительно легко решился вопрос и с кадрами: предполагается, что опорные школы будут работать на базе институтов и университетов, где такие кадры есть.

Даже решен вопрос о принципах разделения детей по способностям, в соответствии с требованиями психологии и педагогики. Отбор детей для обучения по специализированным программам планируется проводить не с первого класса, как было раньше, а с шестого. То есть, поскольку в 11-12 лет интересы ребенка к изучению тех или иных учебных дисциплин уже, в основном, сформированы, отбор в этом возрасте не нарушает принципов педагогической этики, которая так беспокоила учителей прошлых лет.

Оставался открытым самый сложный вопрос для реализации любых идей: откуда взять средства? Плачевное финансовое положение отечественной системы образования не критикуют только ленивые и безразличные. Школа, как и образование в целом – бюджетная сфера, которая, по старой советской традиции до сих пор финансируется по остаточному принципу. Но, похоже, что у этого правила наступил переломный момент.

Летом 2017 года намерение О. Васильевой, Министра образования РФ, провести реформу «по возвращению школ в государство» для создания единого образовательного пространства натолкнулось на возражения губернаторов, не желающих обременять себя дополнительными хозяйственными вопросами.

Тем не менее, в августе 2018 года школы в 16 регионах Российской Федерации были переданы в региональное подчинение, при поддержке учительского профсоюза. Это буквально означает, что финансирование в них отныне ведется не из муниципального бюджета, а из федерального, так же как и более организованно, на федеральном уровне, решаются вопросы с кадрами. Лучшие школы в этих субъектах федерации дополнительно финансируются из муниципального бюджета, по результатам рейтинга.

Если же говорить более предметно о финансировании проекта опорных школ РАН, то, по словам Ольги Васильевой, одна половина денег на него будет выделена из федерального бюджета, а другая половина – оплачивается за счет бизнеса (а если конкретнее, то компанией «Просвещение»).

Ожидается, что на закупку нового оборудования для опорных школы будет выделено около 1 млрд рублей. Набор учащихся в опорные школы планируется проводить из числа учащихся лучших школ, с учетом близости научных институт и крупных федеральных НИИ.

Такая оптимизация, как считают в министерстве просвещения, будет способствовать укреплению единого образовательного пространства и обеспечению качественного образования для всех детей РФ. Дополнительно проект направлен на сокращение управленческих звеньев и создание единого потока финансирования.

Вопросы статуса

Обязательное условие отбора школ — их статус, они должны быть муниципальными. Но предполагается постепенный переход этих учебных заведений на региональный уровень. Замначальника управления по взаимодействию с госорганами и научным сообществом РАН Александр Соломатин рассказал «Известиям», для чего это нужно.

— Во-первых, региональная школа сможет демонстрировать свой уровень образования и делиться опытом со всеми муниципалитетами, включая села и маленькие города, — пояснил он. — Во-вторых, региональная школа имеет возможность расширять свои ресурсы и зачислять ребенка из любого города. Муниципальная так сделать не может.

Еще одна из привилегий региональной школы — создание интернатов. Там смогут получать более высокий уровень образования не только местные дети, но и приезжие из небольших городов.

Правда, некоторые муниципалитеты не хотят отдавать свои школы регионам. Возможно, власти опасаются, что в нее нельзя будет устроить обычных детей с микроучастка учебного заведения. Однако в РАН спешат заверить: такого не случится. Согласно закону об образовании, в первый класс сможет поступить любой ребенок.

— Возможно, при поступлении в пятый и десятый классы будут проходить некие дополнительные собеседования, — пояснил Александр Соломатин. — Но эти собеседования призваны лишь определить склонности ребенка к определенным наукам или деятельности, а не исключить его. Процедуру отбора придется провести лишь в том случае, если заявлений будет больше, чем максимальное количество детей в классе.

Изначально для проекта были отобраны только муниципальные школы, поэтому в списке не оказалось московских и петербургских средних учебных заведений, так как все они имеют региональный статус.

— На следующий день после того, как я представил презентацию проекта базовых школ на президиуме РАН, мне позвонил руководитель департамента образования и науки Москвы Исаак Калина и попросил, чтобы мы реализовали аналогичный проект и в московских школах, — поделился с «Известиями» Алексей Хохлов. — То есть не исключено, что РАН подключится и к курированию нескольких учебных заведений столицы.

Спецшколы в СССР: ретроспектива

При реализации совместного амбициозного проекта Минпросвещения, РАН и компании «Просвещение», в котором предполагается воспитывать интерес школьников к математическим и естественным наукам, очень пригодился опыт работы советских школ.

В СССР научная элита воспитывалась на базе специализированных школ с углубленным изучением предметов, ориентированных на развитие ведущих отраслей экономики. К сожалению, после распада СССР, устоявшаяся система советского образования дала трещину. Началось массовое тиражирование школ-гимназий, которое происходило под влиянием модных тенденций и ложного престижа, основанного на стремлениях родителей «устроить» будущее ребенка, и нередко – просто похвастаться в кругу знакомых «успехами» своего чада.

Спрос, как известно, рождает предложение, особенно, когда общеобразовательная школа советского периода, в которой дети получали бесплатное образование, в условиях перехода к капитализации и коммерциализации была поставлена в условия выживания. Это привело к ожидаемому снижению качества образования, падению престижа специализированных школ-гимназий, несмотря на то, что идея дифференцированного подхода к обучению в принципе дает высокие результаты.

Главный критерий отбора детей для обучения по специальным программам — выявление способностей к изучению точных и естественных наук у детей, а также дальнейшее развитие интереса их к учебе. Правда, некоторые учителя «советской закалки» до сих пор считают, что такая форма лишает ребенка права выбора, поскольку его дальнейшую судьбу решают взрослые, определяя его круг интересов на ранней стадии развития и воспитания.

Однако «старая гвардия» сильно сгущает краски. Опорная или спецшкола не лишает ребенка возможности изучать остальные предметы, воспитывая всесторонне образованную личность, а лишь делает упор на некоторые предметы. При желании, в более старшем возрасте, ребенок может изменить выбор взрослых и принять самостоятельное решение, выбирая профессию.

ОТКРЫТИЯ ЗАПАТЕНТУЮТ

Серьезно к участию в проекте подошел Одинцовский «Десятый лицей». В учреждении выбрали самое большое количество лабораторий: нейротехнологии робототехники, цифровая электроника и программирование, транспортная робототехника и несколько смежных направлений. При этом в школе уже утвердили несколько проектов, работа над которыми начнется в ближайшее время.

Например, проект «Виртуальный музей литературных жанров» будет представлять собой сайт с поисковиком, где пользователи смогут получить всю возможную информацию. Или совместный с Мосэнергосбытом проект «Модернизация наружного освещения Одинцово». Ребята разработали систему, которая сама будет включать и выключать уличное освещение. Это позволит городу сэкономить большие средства.

– Пока что это учебные открытия, – акцентирует директор лицея Валерия Карева. – Но в будущем, в процессе сотрудничества с РАН, мы планируем делать уже настоящие открытия и патентовать их. Например, сейчас наши лицеисты заявили в разработку прибор с рабочим названием «Контроллер стресса». Это стык биологии, информатики и физики. Дети держат подробности работы в секрете, хотят получить на прибор авторские права.

ДЕСЯТИКЛАССНИКИ В ТЕМЕ

В Королевском лицее научно-инженерного профиля для участников проекта уже начались вводные занятия, которые ведут выпускники и преподаватели МФТИ. Они читают лекции по трем выбранным учреждением направлениям: биотехнологии, компьютерной лингвистике и искусственному интеллекту.

– Пока к проекту подключились три десятых класса, – говорит директор лицея Ольга Домашина. – Через пару месяцев к ним присоединятся и девятиклассники. Со временем дети определятся, нужно им это или нет. Самые усердные и талантливые будут реализовывать научные проекты. И дети, и родители смотрят на этот проект с воодушевлением.

Еженедельные занятия по профориентации

С 1 сентября 2023 года по четвергам в школах вводятся обязательные занятия по профориентации для учеников с 6-го по 11-й класс. Каждая школа сможет выбрать, сколько часов нужно отвести под эти занятия в течение учебного года: 40, 60 или 80. 

Работу со школьниками будут проводить по следующим направлениям:

  • профильные классы: с медицинским, космическим, педагогическим и другими уклонами;
  • урочная деятельность;
  • внеурочная деятельность, например экскурсии на предприятия;
  • посещение организаций допобразования по выбору школьников;
  • производственная практика в колледжах и на предприятиях с выдачей свидетельств о получении профессии;
  • проведение родительских собраний и участие родителей в школьных встречах с представителями разных профессий.  

Вариативность уходит в прошлое?

В сентябре 2023 года школа полностью изменится. Вариативности в образовании практически не будет — это признают в Госдуме и Министерстве просвещения.

«Мы идем к тому, чтобы от вариативности, которая была заложена в Законе “Об образовании в Российской Федерации”, перейти к единым программам, никоим образом не исключая возможность самореализации учителей, использования различных методик, своих подходов», — заявил Сергей Кравцов. 

Вариативность образования уходит в прошлое, сказал позднее автор поправок к закону «Об образовании» Петр Толстой. А вице-спикер Ирина Яровая подчеркнула, что из-за вариативности в образовании ущемляются права детей. 

Фото: Depositphotos.com / Wavebreakmedia

Единый подход к образованию может лишить уникальности частные и инновационные школы, считает Ксения Горячева, первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке.

«Это самый настоящий удар по их уникальному предложению на рынке и появлению новых образовательных подходов», — отметила она, добавив, что будет держать данный вопрос на контроле и взаимодействовать с директорами таких школ.

Также единая программа не учитывает особенностей учеников, считает научный сотрудник Института образования ВШЭ Ирина Абанкина. Педагоги не смогут адаптировать программу под конкретных детей, что приведет к снижению уровня знаний. «Любая унификация отрицает ребят с нестандартными способностями — как талантливых, так и испытывающих трудности», — заключила она.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

С 1 сентября 2023 года российские школы перейдут на Федеральную общеобразовательную программу, где почти по каждому предмету будет по одному учебнику.

Грядущие перемены

РАН предлагает шесть моделей, по которым могут быть организованы опорные школы (см. справку). Для этих учебных заведений академия будет предоставлять лекторов, проводить повышение квалификации учителей, организовывать ученикам практику в близлежащих институтах и университетах.

Справка «Известий»

Предлагаемые модели базовых школ РАН

1. Школа, осуществляющая обучение по одному или нескольким профилям для ориентации детей на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий.

2. Школа с углубленным изучением отдельных предметов, в которой подготовка происходит на всех уровнях, начиная с начального.

3. Школа-лаборатория, организующая научно-исследовательскую деятельность учеников с использованием лабораторной базы (как собственной, так и научных организаций, ведущих региональных университетов).

4. Школа при университете (научной организации), имеющая многолетний опыт использования научно-образовательного потенциала региональных и федеральных вузов, НИЦ.

5. Школа — ресурсный (сетевой) центр, обладающий потенциалом для проведения консультаций, лабораторных и факультативных занятий с учениками других школ, имеющими склонность к научно-исследовательской деятельности.

6. Смешанная модель, включающая в себя несколько вариантов представленных выше моделей.

В РАН заверили «Известия», что программа обучения в опорных школах существенно изменена не будет, учебным заведениям просто будет предоставлено больше возможностей. Более того, по словам регионального координатора проекта в Татарстане Суфии Зиганшиной, вероятно, каждый субъект сможет формировать свою модель функционирования опорной школы РАН. Дело в том, поясняет она, что все регионы разные, как и способы поиска заинтересованных в науке школьников. Где-то проект начнет работать практически с нуля, а где-то такие механизмы уже развиты, и нужно будет лишь помогать им работать эффективнее.

Например, в выбранном РАН в качестве опорной школы лицее Краснодара № 90 подобная программа существовала с начала 1990-х годов и до массового введения ЕГЭ, то есть до 2003–2004 годов.

— Несколько лет в лицее были профильные направления, по которым с детьми занимались преподаватели из вузов нашего города, — рассказывает директор учебного заведения Владимир Белоусов. — Школа имела официальную возможность оплачивать преподавателям из вузов их работу. Однако с вводом ЕГЭ такая профильная подготовка стала ненужной, так как поступление определяли баллы этого экзамена. Так что теперь для нашего лицея проект РАН отчасти будет возвращением прежних возможностей образования.

Правда, теперь профильные занятия будут совмещены с подготовкой к ЕГЭ — возможно, это приведет к повышению нагрузки на учеников, особенно старших классов.

— Нынешняя школьная программа и так перегружена, — говорит Владимир Белоусов. — Думаю, программа будет скорректирована с учетом нововведений РАН. Но проект нам действительно интересен, да и морально к изменениям мы готовы. Во что он выльется на самом деле — увидим.

Родители детей из будущих опорных школ знают о проекте, но пока лишь в общих чертах, хотя стартует он с нового учебного года.

— Родителям сообщили, что требования к успеваемости повышаются, хотя цифр по оценкам не привели, — поделилась с «Известиями» Мария Войнова, мама учащегося гимназии № 19 в Саранске (гимназия попала в список опорных школ РАН). — В пятый и десятый классы дети будут проходить по конкурсу, и баллы для зачисления будут высокими. Детям, которые не прошли в следующий класс по конкурсу, предложат выбрать другое учебное заведение. Один мой ребенок идет в 10-й класс — им сообщили, что режим обучения с 1 сентября изменится. Сначала будут занятия до обеда, потом большой перерыв и после него начнутся дополнительные занятия.

За увеличение нагрузки на детей родители не переживают, ведь выбранные для проекта школы и раньше обеспечивали высокий уровень качества образования, поэтому туда идут те, кто привык учиться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: