Архитектура времен монгольского нашествия

Церковь богоявления с запсковья и плотина на пскове

Псков: спокойные церкви со сдержанным декором

Несмотря на сильное влияние Новгорода, в Пскове появляется самобытная архитектура. В этой части разберем отличительные черты церквей и звонниц.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки


Автор урока
Дмитрий Беззубцев
Историк архитектуры, экскурсовод, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»

Церковь Василия на Горке, Псков, Россия, начало 15 века

В Пскове много строили в 15 веке. Постройки 16века, которые появились после монгольского ига, продолжают псковские самобытные традиции.

Что такое псковская архитектурная школа

Спокойные церкви со сдержанным декором. Построены из белого камня с кирпичными элементами. Белый камень в этих местах не очень качественный, поэтому церкви обмазаны и забелены. Также нет таких резных украшений, как во Владимире.

Церковь Василия на Горке. Сам храм построен в начале 15 века, приделы появились позже. Обычная церковь с позакомарным покрытием. Много поребрика и бегунца — в несколько слоев на барабане, апсидах, главке придела. Это отличительная черта Пскова. Остальной декор очень сдержанный.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Церковь Богоявления с Запсковья, Псков, Россия, конец 15 века

Перед нами Церковь Богоявления с Запсковья. Это уже более поздний памятник конца 15 века, приделы и колокольню пристроили еще позднее.

Что мы видим

Объем храма выполнен в новгородской традиции: с ползучими арками, восьмискатным завершением. Но, в отличие от Новгорода, здесь нет выложенных крестов и обильного декора.

Звонница типично псковская. Это не колокольня, а плоская конструкция из столпов и арок, на которых подвешены колокола. Во Пскове такую звонницу могли поставить на сам четверик. Но если звонница слишком большая, и конструкция могла не выдержать — ее ставили отдельным объемом.

1–8. Церковь Покрова и Рождества от Пролома, Псков, Россия, конец 16 века
9. План церкви

Теперь посмотрим церковь Покрова и Рождества от Пролома, построенную в конце 16 века. Ее появлению предшествовали драматические события русской истории.

Церковь поставлена на месте большой битвы. В ходе Ливонской войны польский король Стефан Баторий, захватив Великие Луки и Полоцк, на пути в Новгород осадил Псков. Войска Батория сделали пролом в южной части городских укреплений Пскова, но атаку удалось отбить. Церковь поставили рядом с этим проломом в память о тех событиях.

Пример суровой псковской архитектуры. По плану видно, что сдвоенная церковь кривовата — будто ее не спроектировали, а она сама выросла на этом месте. На главах знакомые псковские поребрики и бегунцы.

В интерьере в стену вделаны керамические полости — голосники. Это улучшает акустику храма. Такие голосники встречаются везде, но для Пскова это характерная деталь.

1, 2, 3, 4. Псковский Кром, Псков, Россия, начало 15 века
5. Вид на Кром и Довмонтов город. Макет. Около 16 века
6, 7. Крепостные стены, Изборск, Россия, начало 16 века

Псков находился на границе русских земель, его часто осаждали — поэтому исторический центр огорожен несколькими слоями крепостных стен.

Ядро крепости — Псковский Кром (Кремль). Это укрепления начала 15 века с захабом — специальным сооружением для защиты крепостных ворот. Затем идет второй ряд оборонительных стен — Довмонтов город. Третий ряд — каменный Окольный город, построенный во второй половине 15—начале 16 веков.

Изборск. Пограничная крепость недалеко от Пскова начала 15 века. Изборск часто осаждали, поэтому он был очень укреплен. От него сохранились башни и каменные крепостные стены.

Церковь Петра и Павла с Буя

GPS: 57.8202153, 28.3377668

Краткая историческая справка: 
Храм Петра и Павла – исторический памятник, находящийся под охраной государства. Здание храма было построено в XV – XVI на месте древнего городского кладбища – Буя (отсюда храм и получил свое название). Первой здешней постройкой была церковь 1373 г., перестроенная в 1540 г. По утверждению одной из многочисленных легенд, храм Петра и Павла являлся любимым местом молитв великого российского императора Петра I. Именно здесь Петр, во время посещения Пскова, активно участвовал в богослужениях и читал священное Евангелие.

27. Вид на храм со стороны рыночной площади

Здание церкви является типичным представителем псковского зодчества.

28. Главный вход

29.

Заходим внутрь храма.

30. Алтарь и купол

31. Внутреннее убранство

Описать словами состояние, которое испытываешь в этой постройке XV века, просто невозможно. Думаю, что понять меня сможет только тот, кто хоть раз прочувствовал это на себе. В таких местах явно чувствуется определенная энергетика. Наверное, это и имеют в виду, когда говорят о местах силы.

32. Главный купол и люстра. Вид снизу

Довольно массивные колонны поддерживают не менее массивные своды перекрытия храма. Впрочем, ничего удивительного. В те далекие и неспокойные времена, церкви и монастыри выполняли роль не только Божьего дома, но также служили военными укреплениями.

33.

Бросаем последний взгляд на Церковь Петра и Павла, и направляемся в сторону парка Куопио.

34.

35. Вид на реку Пскову

36. Частные владения современных псковичей

37. Церковь Косьмы и Дамиана с гремучей горы и Гремячая башня

38.

По бетонному мосту переходим через реку и направляемся в сторону храма Богоявления Господня с Запсковья.

То, что мы уже потеряли

До чего мы довели Мелётово нашим невежеством? До того, что пошли конструктивные трещины по стенам – самому главному сегодня среди псковских храмов. Я никого не хочу винить, но на всех нас этот грех – трещина прямо в алтаре, хорошо хоть притвора, а не основного храма. Но она сильно влияет на все стены. Тут уже не до фресок, тут архитектуру надо спасать. И мы спасали её как могли.

На фото: Мелётово. Церковь Успения Божьей Матери – 1461-62 гг — внутренние интерьеры

Теперь остается проследить, чтобы все конкурсы прошли вовремя, потому что 6 лет у нас осталось. Вот где наша забота должна быть. И фрески тоже надо спасать – их уже увидеть сложно.

Мелётово. Церковь Успения Божьей Матери. Фреска «Омовение ног «- сегодняшнее состояние

А ещё недавно  было можно. Получается, что на наших глазах эта живопись ушла в стену.Её надо копировать немедленно, многократно, силами художников и цифровых технологий.

Мелётово. Церковь Успения Божьей Матери. Копия-реколнструкция фрески «Уверение Фомы» 

У нас есть копии фресок, сделанные хорошими художниками, но их в Пскове немного.Профессор Александр Константинович Крылов в Академии художеств, бросил, наконец, всё, чем занимается моя любимая almamater в Санкт-Петербурге, и занялся не Рафаэлем, Леонардо и Тицианом, а Псковом. И понял, что это симфония, равная Тициану, а то и повыше. От его реконструкции псковской живописи голова кружится. Крылов сделал немало для копирования живописи псковских храмов, все это надо собрать в один музей фрески.

Московский реставратор Адольф Николаевич Овчинников сделал графические реконструкции алтаря в Мелётове, теперь мы хотя бы понимаем, что там было, и чего сегодня нет. Мастер понял, как её можно зрительно-виртуально восстановить.

Значит, можно сделать не только копию, которая сохранит утраты, но и копию, как реконструкцию, когда мастер видит фреску, какою она была в 15 веке. А это уже другое дело – на это интересно будет смотреть – можно видеть разницу между тем, как это сохранилось. Рядом и реконструкция, и реальное изображение, которого мы почти не увидим сегодня, даже если попадем в само Мелётово.

Чтобы в этих фресках разобраться, надо сидеть и смотреть каждую отдельно. И читать про них – тогда можно получить огромное, колоссальное удовольствие. Искусство – это великая философия. И одновременно – это невероятная красота. По верхам тут летать нечего… Это вам ангел, а это скоморох. Нужно объяснить, почему он псковский, почему он интересный, что в нём такого особенного. А чтобы учиться, нам нужны копии.

В небольшом селе Карамышеве жители сами захотели сохранить мелётовские фрески. Если вы едете в Мелётово, то в храм можете и не попасть – его могут не открыть, потому что дождь, снег, влажность, другие причины — в этом вопросе надо слушать музейщиков. Они отвечают и обязаны строго  хранить это достояние. Но можно заехать по пути в Карамышево, там есть культурный центр, в котором местные жители сделали первый реальный шаг, связанный с созданием музея фрески – на свои средства они сделали фото копий фресок псковских памятников, особенно в Мелётово. И теперь каждый приехавший может начать знакомство с псковской живописью.

Да, это первый робкий, но музей фрески. Только поддержки этому светлому начинанию от властей нет никакой — скорее наоборот. С прошлого лета инициатору проекта Татьяне Павловой, много сделавшей для воплощения этой идеи, — не зазвать ответственных лиц, чтобы посмотреть на этот удачный старт идеи. Вот такая цена нашим словам о том, что туризм — главное в Псковской области.

Тамара ШУЛАКОВА,

кандидат искусствоведения

Все фото и иллюстрации предоставлены автором

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Мелётово. Церковь Успения Божьей Матери. Фреска алтаря «Святители» — сегодняшнее состояние

Копия-реконструкция фрески «Святители»

Мелётово. Церковь Успения Божьей Матери. Фреска «Пророк Илия и жрецы Ваала» — сегодняшнее состояние

Фреска «Пророк Илия и жрецы Ваала» — копия-реконструкция

Мелётово. Церковь Успения Божьей Матери. Фреска «Ант-скоморох» на западной стене храма — сегодняшнее состояние

Фреска «Ант-скоморох» — копия-реконструкция

Мелётово. Церковь Успения Божьей Матери. Фреска «Пророк Илия посрамляет жрецов Ваала» — сегодняшнее состояние

Фреска «Пророк Илия посрамляет жрецов Ваала» — копия-реконструкция

История церкви Богоявления с Запсковья

Первое летописное упоминание о церкви относится к 1398 году. Летописи сообщают, что в 1433 году был выстроен новый притвор. В те времена церковь была деревянной. Большой пожар, случившийся в 1458 году в Запсковье, уничтожил её. Строительство каменного, ныне существующего здания, завершилось к 1496 году.

Ю.П.Спегальский выделял три этапа строительства храма:

  1. основной четверик с западным притвором,
  2. приделы и галереи,
  3. звонница.

Такое многоэтапное строительство композиционно сложного здания имело свои рациональные причины:

  • предупреждение последствий неравномерной осадки стен,
  • облегчение строительных работ,
  • поиск наиболее рационального соотношения масс и форм.

Церковь имела два придела: во имя усекновения главы Иоанна Предтечи и Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. На первом этаже были устроены глубокие подклеты для хранения церковного имущества. В XVI веке с северо-запада до юго-запада была построена каменная галерея, к северо-западной стене пристроена звонница.

Церковь Богоявления с Запсковья, рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского

В дальнейшем продолжились отдельные переделки здания. Так, в XVII веке были растесаны окна, старые восьмискатные крыши переделаны в четырехскатные. В XVIII веке расширены окна. Большие перестройки произошли на рубеже XVIII-XIX веков: с западной стороны к звоннице был пристроен контрфорс, луковичная глава была заменена на полусферическую с карнизом у основания и ложным фонариком. В храме и приделах появился новый иконостас.

Глава церкви Богоявления с Запсковья

Однако все эти перестройки не затронули структуру древнего строения. Тем не менее, клировые ведомости от 1823 и 1900 годов сообщают о трещинах в стенах здания.

Церковь Богоявления с Запсковья и контрфорс звонницы

В 30-х годах XX века церковь была закрыта, в ней долгое размещался склад одного из псковских магазинов.

Большой урон церкви Богоявления нанесла Великая Отечественная война. В 1941 году произошел пожар, уничтоживший западную пристройку с лестницей рубежа XVIII-XIX веков, крышу и все деревянные части здания. Более всего пострадал южный притвор с придельной церковью первой четверти XIX века. Погиб и резной иконостас.

После пожара несколько лет церковь простояла без покрытия. Впрочем, благодаря этому под отслоившейся штукатуркой XVIII — начала XX веков обнаружились первоначальные формы одного из самых совершенных храмов Пскова.

В 1990-х годах начались реставрационные работы.В 2005 году церковь была передана в ведение Псковской епархии. 6 ноября 2006 года в ней состоялась первая служба. 13 октября 2008 года был проведен обряд освящения и поднятия на звонницу 7 колоколов, отлитых в Воронеже. Вес самого большого колокола составляет 2 тонны!

Звонница церкви Богоявления с ЗапсковьяДорожка около церквиИконостас церкви Богоявления с Запсковья, фотография с сайта Sobory.ru

От Примостья по Званице

Сразу за мостом располагается небольшой квартал Примостье, центром которого всегда был так называемый Званницкий крест, то есть перекрёсток дорог, одна из которых называлась Званицей. На этом кресте всегда стояла церковь. Сейчас это церковь Козьмы и Дамиана с Примостья.

Это так называемая кончанская церковь, то есть главная во всём конце. Бывают ещё уличанские, главные на улице, но они проще и меньше кончанских.

Церковь Ильи-Пророка Мокрого

Церковь Ильи Пророка-Мокрого, Запсковье, Псков

Так как в древности почти всё Запсковье было покрыто болотом, поэтому и церковь прозвали Мокрой. На самом деле, полное её название — церковь Ильи Пророка с Мокрого Луга.

Впервые упоминается в 1465 году, и то в связи с пожаром в Ильинском монастыре, которому принадлежала. В 1764 году монастырь упразднили, церковь стала приходской, и её приписали Космодамианской с Примостья.

По архитектуре Ильинская церковь вполне себе псковская. Основной четверик, четырёхстолпный одноапсидный, застроен с севера приделом, а с юга галереей и колокольней. Как видим, здесь не знаменитая псковская звонница, а бастионоподобная колокольня, подобная Троицкой в Кроме.

Около неё Званица с северного направления изгибается на запад.

Канатная фабрика Мейера

Канатная фабрика Мейера и водонапорная башня, Старое Запсковье, Псков

Напротив находится здание канатной фабрики Мейера в стиле модерна. Точнее это не сама фабрика, а лишь административный корпус, производственный же находится рядом.

27 мая 1900 года прежнее здание фабрики сгорело, и Генрих Юльевич Мейер сразу же приступил к новой отстройке. Уже 11 марта 1901 года состоялось освящение и запуск обновлённого завода.

В Советское время использовалось по назначению — была шпагатной фабрикой им. Калинина. С 1970-х годов здание отдали под общежитие Псковского льнокомбината.

Улица Леона Поземского в районе канатной фабрики, Старое Запсковье, Псков

На самом деле, фабрика занимает целый квартал, от одного сквера до другого, и это старейшее предприятие Пскова. Генрих Юльевич основал его 1896 году. Работали в основном девушки из окрестных деревень: перерабатывали лён, изготавливали бечеву, шпагат, верёвки.

На территории бывшей фабрики бросается в глаза водонапорная башня 1954 года постройки. Объект явно можно отнести к сталинкам. Удивительно, но рядовая архитектура второй половины XX века становится настолько убогой, что любая водонапорка становится достопримечательностью.

Церковь Богоявления с Запсковья

Церковь Богоявления с Запсковья, Псков

Находится сразу за пешеходным мостом, ведущим из парка Куопио. Эта церковь в каменном виде датируется 1495 годом. Она была крупнейшей кончанской церковью, а постепенно становилась крупнейшей и во всём городе.

По архитектуре — это четырёхстолпная крестово-купольная трёхапсидная церковь. Стандартная для севера восьмискатная крыша. Основной объём четверика оброс один приделом с севера и галереей от севера до юга. К галерее и примыкает звонница.

Звонница церкви Богоявления с Запсковья, Псков

Одним из главных украшений храма является его звонница. Первоначально она была отвесной до самой земли, и звонили по старинке, прямо с земли. Потом пришлось соорудить контрфорс во всю ширину западного фасада, и так звонить стало невозможно. Пришлось по покатой кровле поставить деревянный помост, а с северной стороны соорудить лестницу, чтобы на него забираться. Эта звонница немного напоминает при успенской церкви с Пароменья, но так немного уже — имеет не шесть, а пять столбов с четырьмя пролётами под колокола.

  • Церковь Богоявления с Запсковья, Псков
  • Церковь Богоявления с Запсковья, Псков
  • Церковь Богоявления с Запсковья, Псков
  • Церковь Богоявления с Запсковья, Псков

Источники[править | править код]

  • Спегальский Ю. П. Псков. — Л.; М.: Искусство, 1963. — (Серия «Архитектурно-художественные памятники городов СССР

     — 2-е изд. — Л.: Искусство, 1978.

    »).

  • Скобельцын Б. С., Храброва Н. С. Псков: Памятники древнерусского зодчества. — Л.: Искусство, 1969.
  • Скобельцын Б. С., Проханов А. Земля Псковская: Памятники древнерусского зодчества. — Л.: Искусство, 1972.
  • Спегальский Ю. П. Псков: Художественные памятники. — Л.: Лениздат, 1972.
  • Спегальский Ю. П. По Пскову XVII века. — Л., 1974.
  • Достопримечательности Псковской области / Сост. Л. И. Маляков. — 2-е изд., испр. и доп. (изд. 3-е — 1981). — Л.: Лениздат, 1977. — 360 с. — С. 11-22.
  • Аршакуни О. К. Народное зодчество Пскова: Архитектурное наследие Ю. П. Спегальского. — М.: Стройиздат, 1987.
  • Бологов А. А. Псков. — Л.: Лениздат, 1988.
  • Морозкина Е. Н. Древний Псков уходит от нас // Новости Пскова. — 1998. — 3 декабря.
  • Храм Богоявления взывает о спасении // Новости Пскова. — 1999. — 16 июля.
  • Памятники архитектуры в Советском Союзе / Ред. А. С. Щенков. — М.: Памятники исторической мысли, 2004. — С. 382, 383.
  • Голубева И. // Псковская губерния. — 2009. — № 40 (461; 21 октября).

Церковь Михаила Архангела с колокольней

В начале XX века из-за церковного раскола этот храм, пусть и ненадолго, всего на несколько лет, стал главным кафедральным собором Пскова.

«С приходом советской власти «обновленцам» отдали Троицкий собор, который считается главным, но люди в него ходить не стали. Нашим кафедральным собором стал храм Михаила Архангела. В 1920-е годы, когда избирается патриарх Тихон, приверженец старых традиций церкви, появляются те, кто стали призывать вступить в союз с новой властью. Был очень серьезный раскол в церкви этого периода, все, кто остался верным прежним устоям церкви, каноническим, ушли из Троицкого собора», — поясняет Людмила Громова.

Церковь Михаила Архангела с колокольней Алексей Семенов/ТАСС

С 1922 по 1926 год обновленцы были единственной официально признаваемой властями РСФСР православной церковной организацией.

«Мнение же народа было высказано на Соборе 1917 года: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим избрания Патриарха», — рассказывает
собеседница.

Архангельская церковь построена в 1399 году, на тот момент храм располагался практически в крепостной стене. Позже, в XVII веке, на этом месте возвели каменную церковь. Первая после многолетнего перерыва служба в храме состоялась в июле 1995 года.

«Узнав об открытии церкви, люди несли иконы. Над восстановлением иконостаса трудились разные мастера: нижний местный ряд икон написан в Москве, Царские врата, дьяконские двери, второй праздничный ряд
написаны в Твери, а третий и четвертый ряд иконостаса — в Пскове», — уточнила Громова.

Ансамбль Снетогорского монастыря: собор Рождества Богородицы

Собор Рождества Богородицы тоже хранит в себе фрагменты уникальных древних фресок. Только здесь, в отличие от Преображенского храма, изображения исключительно псковских мастеров, которые в древности
создали свою школу фресковой живописи. Собор сейчас на реставрации, но монахини любезно сопровождают туристов внутрь, разрешая взглянуть на бесценные росписи. Чтобы осмотреть храм и всю территорию монастыря, придется забраться на вершину Снятной горы, образующей мыс.

Ансамбль Снетогорского монастыря: собор Рождества Богородицы Алексей Семенов/ТАСС

А если смотреть на скалу с водной глади, увидишь, как говорят

геологи, чудо природы — отложения древних горных пород, относящиеся к девонскому периоду палеозойской эры.

«Монастырь основывался как форпост Пскова, вероятнее всего, его основал князь Довмонт-Тимофей в конце XIII века. Важна его значимость как военного монастыря, в обитель отбирались крепкие и сильные монахи, они первыми принимали на себя удар, потому что враг, как правило, шел с устья Великой и захватывал этот монастырь. В разные годы его занимали войска Стефана Батория и шведского короля Густава Адольфа. Сейчас это территория женского монастыря», — рассказывает Громова.

Вообще Псков — рекордсмен по количеству монастырских храмов. Шутка ли — в древности вдоль берега реки Великой, которая разделяет город на две части, стояло целых 12 монастырей.

Троицкий мост и Золотая набережная

Троицкий мост через Пскову и Золотая набережная, Псков

Разобравшись с границами Старого Запсковья, вернёмся к его началу, а начинается оно с моста, который носит название Троицкого (Советского). К сожалению, я почему-то не заснял его, но на фото выше он виден в перспективе реки. На том де фото чуть левее виднеются дома. Это так называемая «Золотая набережная», о которой я тоже пару слов скажу.

Нужда в мосте через Пскову возникла очень рано, так как это дорога к Балтийскому морю. Да и навести его было проще, чем через соседнюю Великую — русло уже.

Первый деревянный мост был перекинут в 1388. Нынешний построили в 1849 году по системе американского инженера Тауна, за что и получил в народе название Американского.

Сразу за ним по левую руку выстроен квартал «Золотая набережная». Это элитное жильё с видом на Кром. Но есть тут и пара отелей. При случае хотел бы остановиться в одном из них.

Часовня Святой Равноапостольной княгини Ольги

GPS: 57.820017, 28.3249314

Краткая историческая справка:
Древние летописи гласят, что во времена пребывания Киевского князя Игоря на земле псковской, повстречалась ему красивая и отважная девушка – Ольга. Она помогла князю перебраться на противоположный берег. Князь был сражен её красотой и, когда настало время жениться, он вспомнил об Ольге. «И послал за ней родича своего, князя Олега, и взял её в жены с подобающей честью, и так сочетались они законным браком».
После гибели князя Игоря, Ольга стала править Киевом. Приезжала она и в Псков – на свою родную землю.
Согласно одной из многочисленных легенд, именно на этом самом месте, где сегодня находится часовня, было княгине видение на противоположном берегу реки – пересечение трех лучей. И постановила она своим указом основать там собор (Троицкий собор в Кремле).
Здание современной часовни было построено в 2000 г.

100.

Сделав несколько кадров того самого собора, о котором рассказывалось в легенде, мы направляемся в сторону моста, чтобы немного прокатиться по вечернему Пскову.

101.

102.

103.

Так, рассматривая ночной город, мы попадаем на набережную у Мирожского монастыря.

104. Троицкий собор Кремля

105. Мирожский монастырь

106. Набережная у стен монастыря

107.

А когда на улице совсем стемнело, мы отправились в гостиницу, ещё раз радуясь её удачному расположению. На этом закончился первый день нашего небольшого путешествия в Псков.

Карта посещённых объектов

Скачать точки одним файлом можно Скачать road Book можно Посмотреть сводную карту всех посещенных объектов можно здесь.

Если пост Вам понравился или показался для Вас полезным, не забудьте подписаться на новости, чтобы всегда первым получать информацию о новых публикациях.

Псков — край церквей и отдыха поэта (день 1)

Подробный отчёт о выезде к одному из самых древних городов Российского государства с посещением церквей и храмов, а также родовой усадьбы великого поэта — А.С.Пушкина

Анастасиевская часовня

GPS: 57.8185095, 28.3253658

Краткая историческая справка:
Анастасиевская часовня (часовня Анастасии Римлянки) была построена в 1911 г. на месте утраченной часовни 1711 г. Часовня знаменита тем, что в росписи её интерьера участвовал художник с мировым именем Н.К. Рерих.
Здание имеет квадратную форму и выполнено с намёком на традиционный псковский стиль.
После революции 1917 г. часовня была закрыта, а бесценные росписи забелены. Долгое время здание использовалось в хозяйственных целях.
В 1970 г. остро встал вопрос о демонтаже часовни. Однако силами активистов и псковских архитекторов, здание уцелело и подверглось реставрации.
На сегодняшний день, миниатюрное здание Анастасиевской часовни потерялось на фоне развалин советской промышленности и огромного Ольгинского моста. Её словно посадили в клетку за стальной забор, но, не смотря ни на что, она продолжает горделиво тянуться вверх, поглядывая с невысокого холма на вечно текущие воды реки Великая.

95.

96.

А мы продолжаем изучение местности и направляемся к храму Успения Божией Матери “с Пароменья”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: