Церковь иоанна богослова на варяжках

Храм иоанна богослова (смоленск)

Неизвестный каменный храм на набережной («церковь Пятницы на Малом Торгу» по Белогорцеву)

В 2012 году близ набережной Днепра (в районе улиц Бакунина и Большая Краснофлотская) был обнаружен фундамент неизвестного ранее каменного храма. Его изучением уже в этом году занималась особая экспедиция Российской Академии Наук. По мнению руководителя экспедиции, члена-корреспондента РАН Владимира Седова, этот храм был построен смоленскими мастерами на рубеже XII–XIII столетий и просуществовал до рубежа XIV–XV веков. Название храма неизвестно — первоначальное его определение Пятницким (по названию местности) не подтверждается. Ведь и в 1951 году, при строительстве поблизости жилого дома на Большой Краснофлотской улице, располагающегося ныне к востоку от храма Иоанна Богослова, были обнаружены остатки древней церкви. Археологическими раскопками тогда руководил начальник отдела архитектуры при облисполкоме Игорь Белогорцев. Обнаруженный храм он первым определил церковью Пятницы на Малом Торгу — постройка домонгольского периода находилась близ Пятницкого ручья и Пятницкой проездной башни крепостной стены. Археологи Николай Воронин и Павел Раппопорт в книге «Зодчество Смоленска XII—XIII вв.» говорят о том, что «называть раскопанную Белогорцевым церковь Пятницкой можно лишь очень условно». Тем не менее, именно так называется она в официальных документах.

Как будет назван недавно обнаруженный храм в официальных документах, станет ясно в ближайшее время. Ведь его необходимо ставить на государственный учет как вновь выявленный объект культурного наследия. Засыпать грунтом и законсервировать для будущих поколений археологов — один из вариантов сохранения, но не самый лучший для развития Смоленска как туристического центра. Второй вариант современного отношения к историко-культурному наследию и его рациональному использованию — музеефикация. Накрыть стеклянным саркофагом, воссоздать внешний вид храма, обустроить прилегающую территорию — и поток туристов обеспечен. Как на рисунке Сергея Гонкова, представившего один из рабочих вариантов.

Внешний вид храма, по мнению ученых, повторял храм Петра и Павла, расположенный на улице Кашена. В это сложно сейчас поверить, но и церковь Иоанна Богослова близ моста через Днепр была когда-то почти его двойником, разве что, возможно, несколько выше. Эта церковь была построена во второй половине XII века в качестве дворцового храма смоленского князя Романа Ростиславовича. К концу XVII столетия храм оказался почти полностью разрушенным. Ученые определили, что в это время храм Иоанна Богослова стоял без столбов, сводов, главы и приделов.

А в 1763 году «старанием майора А. Васильевского и смоленского мещанина Никифора Верзина» и повторно, спустя 23 года, в 1786-м — епископа Парфения храм «реконструировали». В кавычках, потому что от древней постройки мало что осталось — сломаны и переложены своды, заложены древние узкие окна и сделаны новые широкие, фасады покрыты толстым слоем штукатурки… «Храм сей через переделку… совершенно утратил свой древний вид», — констатировал первый смоленский историк Никифор Мурзакевич. О том, как церковь выглядела до этой кардинальной перестройки, можно судить по проекту реконструкции ученых.

По материалу Владислава 

Информация и местонахождение

Церковь Иоанна Богослова расположена на невысоком холме над
Днепром, по адресу: улица Большая Краснофлотская, дом 11.
Представляет собой одноглавую четырёхстолпную церковь. Общий облик
данного храма близок к облику
Петропавловской церкви. Изначально фасады завершались
полукружиями. На внешних угловых лопатках до наших дней сохранились
декоративные кресты, изготовленные из плинфы. В XVIII веке церковь
была перестроена, фигурное основание главки было оштукатурено,
равно как и световой восьмерик под лотковым куполом. Над арочными
окнами восьмерика расположены ниши, которые разделены замковым
камнем. Нынешний пол в храме почти на два метра выше, чем
первоначальный. Ранее к зданию примыкали галерея и два придела у
углов церкви с восточной стороны. Внутри церковь была расписана
фресками (сохранились фрагментарно). Первоначальная постройка 1173
года из кирпича на булыжном фундаменте сохранилась на высоту стен
основного объёма, своды, восьмерик и подкупольные столбы были
переложены в XVIII веке, тогда же частично были замурованы древние
окна и пристроены трапезная и
колокольня (до наших дней не сохранились, уничтожены в годы
немецкой оккупации).


Alexander Frolov-Rudinskiy @ Foursquare

История

Храм Иоанна Богослова был возведён в 1173 году по указу князя Романа Ростиславича. Согласно сохранившимся летописям, храм был богато украшен золотом и финифтью. В первозданном своём виде он просуществовал до 1611 года, когда Смоленск после длительной осады был захвачен польским войском под предводительством короля Сигизмунда III. В годы, когда Смоленск находился в составе Речи Посполитой, храм был превращён в костёл. После возвращения Смоленска в состав Русского государства храм вновь был передан православным.

В XVIII веке храм был частично перестроен. В 1812 году он пострадал от французских войск во время Отечественной войны.

В годы советской власти храм действовал до 1933 года, после чего был закрыт и передан под музей и библиотеку. В годы Великой Отечественной войны храм сильно пострадал, были уничтожены все его пристройки.

В 1958 году в 30 метрах западнее княжеского храма Иоанна Богослова Даниилой Авдусиным были обнаружены остатки сложенной из узкого кирпича плинфы ротонды диаметром около 18 м, оставшиеся от церкви «Немецкой Богородицы» («немецкой божницы», «латинской церкови»), построенной во второй половине XII века по заказу живших в Смоленске иноземных купцов. В ней хранился один из двух эталонов веса — «вощной пуд».

В 1970-е годы была проведена реставрация храма по проектам архитекторов Подъяпольского и Каменевой. С фасадов здания была удалена поздняя штукатурка, а в нижних частях — восстановлены полуколонны и профилировки проёмов.

В 1993 году храм был передан Смоленской епархии Русской православной церкви в состоянии, непригодном для совершения богослужений. Реставрация храма продолжается до наших дней.

  • Открытка начала XX века

  • Своды

  • Иконостас

  • Современный вид с моста через Днепр

Заключение

Как мы уже упоминали, каменные строения домонгольского периода сохранились в немногих старинных русских городах: Новгороде, Смоленске, Владимире, Суздале, Ярославле, Пскове.

Наш город вполне мог и должен был быть в этом списке на первых позициях. Но, увы, подавляющее большинство смоленских храмов того времени не дожило до наших дней. И будет вполне логичным задаться вопросом, почему так произошло.

Не надо быть корифеем в истории и археологии, чтобы понимать: все масштабные разрушения, в том числе, и древних церквей, произошли в Смоленске в связи с тем, что на протяжении сотен лет он находился на пути всех агрессоров, которые шли вой­ной на Русь.

Действительно, нет другого такого города ни в современной России, ни в бывших Российской империи и Советском Союзе. Ведь все главные войны, боевые победы и поражения, начиная с XVI– XVII веков, были непосредственно связаны со Смоленском.

Все вражеские армии, огнем и мечом прошедшие через наш город, несли ему бесчисленные беды и разрушения. Наполеон Бонапарт испытывал просто–таки патологическую ненависть к смоленской крепостной стене. Именно французы в 1812 году разрушили значительную часть башен и прясел. И взорвали бы всю крепость, если бы не бежали так стремительно.

После освобождения Смоленска в сентябре 1943 года город полностью лежал в руинах. Но, что поразительно, три ныне существующих домонгольских храма, Успенский собор и Смоленская крепость выжили и в 1812 и в 1941 годах.

А вот после польской оккупации 1611–1654 гг. многие каменные церкви и монастыри Смоленска не пережили, пришли в упадок и в скором времени исчезли с лица земли. И суть здесь видится в том, что ни XIX–м веке, ни в XX–м веках захватчики не покушались на православную веру. Французам после своего термидора и немцам после прихода бесноватого к власти на веру было наплевать. Ими двигали жадность, гордыня и ненависть.

А вот Речь Посполитая в 17–столетии в первую очередь старалась вытравить, искоренить, убить именно нашу православную веру. И тем самым поляки были гораздо хитрее, изощреннее и даже в чем–то умнее и Наполеона и Гитлера. Всех русских физически убить было невозможно. Вместо одного павшего встанет другой. А убив веру, убьешь всех. Вот и боролись с нашими церквями паны четыреста лет назад не хуже, чем «новоявленные иуды» в веке двадцатом.

Но три храма выстояли, пережили все лихолетья и беды. И будут стоять, покуда жива вера в сердцах смолян, в сердцах русских людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: