Найден самый древний наскальный рисунок с изображением охоты

10 удивительных наскальных рисунков, которые произвели переворот в научном мире

Царица Сай-суу[править]

памятник, расположенный в зоне видимости села Бижиктиг-Хая, известно очень мало. Первое его описание сделал хакасский ученый Л. Р. Кызласов, проводивший исследования в Туве, во время подготовки территории к затоплению Саяно-Шушенским водохранилищем. Во время раскопок им были обнаружены остатки жертвенного костра и кости животных, присыпанные речной галькой. В ограждении из высоких плоских камней находились каменные изваяния мужчины и женщины, сидящие в позе лотоса на каменном постаменте в виде «коврика». Мужчина изображен со всеми атрибутами высокого чина: традиционный кожаный пояс, огниво, кинжал, сосуд, который он держит в руке. Некоторые утверждают, что женщина была изображена стоящей, но с течением времени «потеряла» ноги, обе фигуры были обезглавлены.

Женские изваяния для каменного искусства являются редкостью. Ученые предполагают, что появление других фигур стало следствием правления Сай-Суу. По легенде, царица Сай-Суу правила своим племенем вместо мужа, который из-за болезни (или ранения) потерял подвижность. Как гласит легенда, Сай-Суу обратилась к своему народу: «В связи с потерей подвижности мужа мне, женщине, выпала доля управлять вами. Я, царица, своим сердцем и всем телом предана вам, моему народу…».

Изваяние воина. Хранитель степи или Чингисхан[править]

Это очень тщательно проработанная мощная фигура, даже время не смогло затушевать детали одежды, кожаный орнаментированный пояс, являвшийся признаком высокого чина, сосуд в руках воина, массивную серьгу в левом ухе, косичку, мощные развернутые плечи, уверенное и даже несколько надменное выражение лица с глазами, которые, кажется, смотрят прямо на тебя, на гранитной щеке которого поблескивает кристалл кварца.  … Изваяние датируется VI—VII века, эпохой Тюркского каганата.Этот каменное изваяние и по сей день стоит в степи недалеко от скал Бижиктиг-Хая. В народе его именуют «Чингисханом», а прозрачный кристалл считают его окаменевшей слезой

Как пишут в легендах, в древности в тайне привезли каменную фигуру (замурованное тело) очень важного человека, установили на кургане посреди поля, сказав народу: «На колени — перед вами Чингисхан. Кто осквернит — казним со всей семьей и всем родом». Говорят, один тракторист пытался с помощью троса вытащить камень из земли, но у него ничего не вышло, он даже не смог сдвинуть его с места, но вскоре вся его семья погибла при загадочных обстоятельствах

Хотя, заметим, изваяние, по крайней мере, на 500 лет старше Великого Завоевателя Степи.

Шаманы? Воины? Рогатые люди?

Кто создал этот шедевр древней живописи, и кто послужил «моделями» для древних художников, так же доподлинно неизвестно. Классическая гипотеза утверждает, что на скале были запечатлены фигуры танцующих шаманов в рогатых головных уборах — со времени экспедиций академика Окладникова эта гипотеза ни разу не подвергалась сомнению в официальных научных кругах.

Рога символизируют принадлежность шамана к пятой ступени, — комментирует Сергей Волков. — На Саган-Забе танцевали 17 фигур — трудно поверить, что в одной местности находилось столько великих шаманов.

Кроме того, шаманы носили ветвистые, оленьи, рога, а у людей с Саган-Забы рога длинные, прямые.

Так может, и на байкальских петроглифах изображены не шаманы, а воины? Вспомним, что рога (и именно прямые!) встречались на шлемах у воинов многих народов — они символизировали могущество, власть и мудрость. И действительно, у самых больших фигур, — их «рост» достигает 70 сантиметров, — можно рассмотреть широкие ремни, перекинутые через левое плечо. Это вполне могут быть ремни от колчанов со стрелами, которые обычно носили за спиной — а вот в шаманских костюмах таких «деталей туалета» не было. К слову сказать, одежда шамана представляет собой свободный плащ, свисающий наподобие балахона — а у всех «наскальных» фигур подчеркнуто широкие приподнятые плечи, мощный треугольный торс и узкая талия. Затем, в своих руках рогатые люди держат наперевес то ли дубинки, то ли копья — конечно, это могут быть и шаманские трости, но их держали вертикально, опирались на них, а не размахивали ими направо и налево! А вот еще одного непременного атрибута шамана — бубна — не видно ни одной из танцующих фигур. Да и танцуют ли эти люди на самом деле — или они все-таки стоят в боевой позе, на полусогнутых ногах, как перед ожесточенной схваткой?

Впрочем, возможны и другие интерпретации наскальных рисунков. Так, у одной из фигур кроме рогов можно рассмотреть еще и хвост: может быть, это классический черт, а может быть — инопланетянин в скафандре с антеннами. Вспомним, что в древних мифах недалекого отсюда Китая говорится о «сынах неба» — рогатых божествах. Китайский прародитель человечества Фуси (также как и египетская богиня плодородия Изида) всегда изображался с рогами. Легенды и предания о рогатых людях — таврах — были широко распространены в средние века в Скандинавии, Германии и Британии. Так что, простор для воображения здесь открывается огромный.

«Папа, смотри, быки!»

Дон Марселино Санс де Саутуола был археологом-любителем — бродил по испанским пещерам в поисках следов первобытного человека. В 1876 г. он заглянул в пещеру Альтамира в провинции Кантабрия, вход в которую за несколько лет до этого случайно обнаружил охотник из этих мест — его собака застряла в камнях, пришлось спасать её, отодвигая камни, и так открылся проход. В темноте, однако, Саутуола ничего примечательного не заметил — ну, пещера и пещера, да, с какими-то чёрными знаками на сводах, но и только-то. Он хотел начать там раскопки — Саутуолу интересовали не стены, а каменные орудия и останки, скрытые в почве. И кое-что действительно удалось обнаружить в 1879 г., но самое главное «просвещённый идальго» не замечал.


Марселино де Саутуола и его дочь Мария. (elcotidiano.es)

Дону Саутуоле помогла его дочь. Однажды он взял восьмилетнюю Марию с собой, и пока отец ковырялся в культурном слое, девочка рассматривала залы пещеры. Ей, маленькой, нетрудно было пробраться по узким и низким коридорам туда, куда отец ещё не захаживал. Там она и увидела их — бизонов: «Папа, смотри, быки!» Вот так Мария и открыла самые красивые в мире наскальные рисунки первобытного человека. Находка стала сенсацией. Картины оказались столь впечатляющими, что научный мир отнёсся к ним со скепсисом — не могли примитивные предки так рисовать! На любителя-Саутуолу обрушились профессионалы — мол, на скалах писал художник, якобы гостивший незадолго от «открытия» у дона Марселино. Дона объявили фальсификатором. Прошло больше двадцати лет, прежде чем учёные открыли другие подобные рисунки в разных уголках Европы и признали великое открытие Альтамиры. Произошло это в 1902 г. Но Саутуола скончался раньше, в 1888 г., и пережил долгие годы несправедливых обвинений в шарлатанстве.


Археологи в пещере. (ok.ru)

Рисунки на скалах в бухте Ая

Бухта Ая находится на западном берегу оз. Байкал примерно в 3 км к северу от устья р. Анги, впадающей в оз. Байкал, и в 12 км от поселка Еланцы. Наскальные изображения на берегах бухты Ая сохранились в трех местах.

Основная группа рисунков высечена на скале из белого мрамора, обращенной на южную сторону, т. е. в сторону озера. От берега Байкала скала находится примерно в 100 м. Фигуры людей и животных на скале изображены различными способами: сплошное высекание, высекание по контуру, протирка всей фигуры.

Три человеческие фигуры, высеченные по контуру, изображают шаманов. Размер наибольшей фигуры 25х45 см. Глаза у этих фигур обозначены точками, поперек тела проведены линии. У одной фигуры на плечах изображены гвоздевидные придатки. Поднятые вверх руки, возможно, являются символом молитвенного обращения к небу. Подобные изображения шаманов на Байкале сохранились на скале Саган-заба, есть они также на скалах в удинской степи, на р. Белой, вблизи Мальты, и на многих скалах Приангарья.

Две человеческие фигуры, переданные сплошным высеканием, изображают стрелков, стреляющих из лука с колена. Размер этих фигур 7х10 см. Отдельно высечено изображение стрелы длиной 23 см. Из животных на скале сплошным высеканием очень правдиво переданы фигуры лебедя (1.0х16 см), осетра (7х30 см), нерпы (5х23 см) и лося. В одной фигуре, изображенной внизу слева, художник, возможно, пытался изобразить верблюда.

На этой же скале между древними, глубоко высеченными фигурами, сохранились слабо вырезанные по контуру изображения человека, коз, оленей, собаки и других животных. Некоторые рисунки трудно поддаются объяснению, возможно, что они изображают отдельные атрибуты шаманства, эмблемные знаки или тавро — родовые знаки собственности.

Рисунки на скале имеют различную давность, к более древним относятся глубоко высеченные фигуры стрелков, лебедя, нерпы, осетра, лося. Эти рисунки одновременны изображениям первой группы на горе Сахюртэ. Изображения людей и животных, а также фигуры шаманов, переданные по контуру неглубокой резьбой, относятся, вероятно, к рисункам курыканского времени. В 80 м на запад от этой основной группы рисунков, почти у самого берега Байкала, на одном из выступов скалы, сложенной из серого мраморовидного известняка, на высоте около 2 м над озером сохранилось изображение шамана с бубном, около которого высечен лук со стрелой. Высота фигуры шамана 13 см. Это изображение, по-видимому, относится к числу древнебурятских рисунков.

В 1948 г. на больших гранитных плитах, находящихся на террасе в южной части бухты Ая, автором статьи были обнаружены слабо высеченное изображение солнца и родовой знак. Эти изображения покрыты накипным лишайником серого и красно-бурого цветов. Давность этих изображений определить затруднительно. Разнообразные изображения людей и животных сохранились также на скале, сложенной из розового мрамора, расположенной в 10 км на юг от устья р. Анги вблизи улуса Быркин.

Бронзовый век

Это время важных перемен древних времен Прибайкалья, время возникновения патриархально–родовых общин. Перед нами проходят странные и чудовищные образы. Плывут целые процессии лодок, направляющихся в Мир Мертвых. Изображения шаманских бронзовых штандартов, которые служили воплощениями духов умерших предков–шаманов, воображаемых защитников и могущественных покровителей.

В изображениях бронзового века отражены культурные связи со странами Востока и Запада. До берегов Лены дошли идеи и мифы земледельческих племен Скандинавии бронзового века. Образ  космического чудовища, глотающего солнце и луну, показывает, что около Шишкинских скал чувствовалось дыхание культуры Восточной Азии.

Таинственные рогатые люди Саган-Забы

Среди «соседок», серых скал западного побережья, утес Саган-Заба выделяется беломраморной стеной — он хорошо виден издалека. В 18 веке русские поселенцы разглядели в нескольких метрах над водой на скале целую картинную галерею бронзового века. На скале начертаны рогатые люди, лебеди и бегущие вдаль олени. С тех пор древние картины, высеченные на крутом беломраморном утесе, являются одной из самых интригующих загадок «священного моря»…

Инопланетяне в скафандрах с антеннами, черти или танцующие шаманы — кто же все-таки изображен на байкальском утесе Саган-Заба? Как и кто оставил их портреты на почти трехметровой высоте? Споры вокруг «байкальских писаниц» не утихают столетиями.

Первобытная «Сикстинская капелла»

Наука затрудняется сказать, когда именно люди начали создавать наскальные изображения при помощи краски. 60 тыс. лет назад? 40 тыс. А может, раньше? Так или иначе, это был homo sapiens, наш вид, которому свойственна тяга к художественному творчеству. Подобных палеолитических пещер с рисунками в возрасте 35 — 11 тыс. лет в Евразии известно более трёхсот, в том числе на территории России, но большая часть — во Франции и Испании. Рисунки в Альтамире, «королеве расписных пещер» (по выражению Герберта Кюна) — лишь самые совершенные с точки зрения живописи. Богатство цвета и тени, умело выраженные движения животных, гравировка и штриховка, резьба по камню для придания объёма изображениям, использование естественной фактуры каменных сводов — всё это поражает и современных художников. Самая крупная фигура быка — размером 2,2 м, вместе с другими составляет целые композиции. Бизоны и лошади, козлы, олень, кабан и кошка будто оживают, когда на них падает свет играющих языков пламени.

А ведь всё, что имел художник (или художники), — это лампа, резец, древесный уголь, охра и мастерство. Соперничать с ним могли лишь живописцы французской пещеры Ляско («Версаля первобытной живописи»), которые жили примерно в то же время с разницей всего от одного до нескольких тысячелетий. Некоторые приёмы первобытной живописи среди европейских художников считались новинками 19-го века, но оказалось, что всё это уже было. Восхищённый посещением Альтамиры Пикассо даже всерьёз говорил, что «ни один из современных художников не смог бы написать такое!»

Один из сводов Альтамиры. (Wikimedia Commons)

Ещё один рисунок пещеры. (ngorod.net)

Изображение бизона. (ethnomir.ru)

Учёные по данным культурного слоя и радиоуглеродного анализа образцов древесного угля (довольно точный метод) полагают, что возраст изображений Альтамиры — от 13 до 16,5 тыс. лет (скорее всего около 14 тыс.). 280 метров залов пещеры покрыты рисунками, нарисованными в несколько этапов, — здесь и отдельные фигуры, и большие скопления. Самая прекрасное полотно — так называемый «Большой плафон», 18-метровый потолок одного из залов, покрытый изображениями бизонов и других зверей. Как и другие первобытные художники, мастер из Альтамиры рисовал в основном животных, так как вокруг них вращалось всё существование и быт человека палеолита. Животные — это жизнь, источник мяса, материала для изготовления одежды, жилища и инструментов. На зверей охотились, от них же спасались (хищники тоже времени зря не теряли).

Этническое происхождение художников Альтамиры неизвестно — ни следов его языка, ни иных признаков не осталось

Но так ли это важно? Это был человек. Наскальная живопись ещё в начале 20-го века заставила учёных пересмотреть свой взгляд на первобытность — высокие художественные способности предков не позволяют говорить о них как о примитивных созданиях

Художники из Альтамиры, Ляско, Шове и других пещер уж точно были способны на всё, на что способен человек 21-го века.

I в нашей эры

В это время происходят события, в которых скрещиваются судьбы народов Востока и Запада. Орхонские тюрки, завладев Монголией, ведут борьбу с Китаем и всеми соседями. За временем империи орхонских тюрков следует уйгурская эпоха на Орхоне. На протяжении тысячи лет, вплоть до монгольского нашествия, тюркские племена были соседями восточных славян. В наскальных рисунках отражена основа курыканов – скотоводство, коневодство, охота. Писаницы дают представление об одежде и общем облике самих курыканов, в них отражена общественные отношения и социальная структура.

В писаницах Шишкинских скал звучат мотивы начальной саги якутского народа – мифа о праотцах якутов Омогое и Эллее. Буряты почитают Шишкинские скалы как местопребывание реки Лены Хара–Ажирая и Харамцай Мэргэна, миф о которых в основе является почти точной копией якутской легенды, рассказывающей о появлении предков якутов на Средней Лене.

Рисунки-близнецы

Древние петроглифы сибиряки обнаружили в скалах восточного побережья северной части озера. На рисунках изображены пляшущие человечки с ромбовидными телами. Они очень напоминают всемирно известные писаницы с пляшущими шаманами на мысе Саган-Заба (западное побережье Байкала). Возраст тех рисунков, по примерным подсчётам, около 4-5 тысяч лет. Ещё 400 лет назад их обнаружили казачьи ватаги, и с семнадцатого века о них пишут многие исследователи и путешественники.

Мраморный утёс Саган-Заба удалён от места находки новых писаниц почти на триста километров.

Обнаружив наскальные рисунки, я был настолько удивлён, что первым делом позвонил улан-удэнскому профессору Алексею Тиваненко, автору научной монографии «Наскальная пиктографическая письменность Центральной Азии и Сибири», связался со знакомыми иркутскими археологами, пересмотрел все доступные публикации по этой теме… Все подтвердили, что находка науке неизвестна. Возможно, случайные редкие туристы или местные рыбаки видели их раньше. Но учёные прежде не слышали о петроглифах близ Хаманкита, нет их и в туристических путеводителях.

Все изображения нарисованы охрой под скальным козырьком на отвесной скале, примерно в 15-22 метрах над уровнем озера. Тропы по берегу в этом месте нет, отвесная скала обрывается прямо в воду, поэтому люди здесь бывают редко.

Возрастные трудности

Принято считать, что эта мраморная галерея была выполнена в новокаменном и бронзовом веках — примерно 2500 лет назад. Об этом говорят погребения того времени, найденные в непосредственной близости, и стиль наскальной росписи.

Автор путеводителей по Байкалу Сергей Волков считает, что рисунки Саган-Забы гораздо моложе. Утес не защищен от ветра и влаги, к тому же, он ориентирован на восток — днем скала сильно нагревается Солнцем, а ночью охлаждается. За тысячелетия ветер и солнце давно должны были давно стереть изображения.

В начале XVIII века монахи Посольского монастыря, чтобы ослабить влияние шаманского культа, выбили на скале два креста. Так вот, несмотря на то, что кресты выбиты гораздо глубже петроглифов, сейчас они очень сильно размыты и читаются не столь отчетливо, как 30 лет назад. Быть может, кто-то периодически обновляет «древние» изображения? Тогда мы имеем дело с очень древним культом.

И действительно, в стародавние времена обитавшие в этих краях племена проводили здесь свои молитвенные обряды с обязательным принесением жертв. По бурятским поверьям, сюда опустились Бурал Саган-нойон и его жена Буга Саган-Хатан (Седовласый господин и Белая госпожа). По легенде, именно они сделали на скале свой зураг (рисунки) и поселились в этих местах. Расположенное здесь древнее шаманское святилище — одно из наиболее почитаемых на Байкале.

Однако среди животных, изображенных на Саган-Забе, встречаются лебеди — эта птица считается тотемом бурят хоринского племени. Но, согласно летописям, хори буряты пришли откочевали на Байкал лишь 400 лет назад. Когда же появились петроглифы — остается загадкой.

История изучения Шишкинских писаниц

Памятник древнего наскального искусства Шишкинская писаница был открыт для науки в начале XVIII в. одним из руководителей Великих Северных экспедиций Г.Ф. Миллером. По его приказу некоторые рисунки скопировал художник Люрсениус. Однако, мировую известность петроглифы приобрели в середине XX в. после публикации большей части материалов академиком А.П. Окладниковым.

В конце XX в. писаница была повторно изучена иркутскими археологами Л. В. Мельниковой и В.С. Николаевым. С применением новых научных методик сканировано 1762 изображения на 298–и плоскостях скального массива.

Самые древние рисунки относятся ко времени позднего неолита (IV тыс. до н.э.) это крупные фигуры животных – оленей, лосей, кабанов. Их сохранилось незначительное число.

Следующую группу петроглифов представляют рисунки, относящиеся к эпохе бронзы (III– начало I тыс. до н.э.) это изображения байкальских нерп, медведей, оленей, быков, странных мифических животных лодок орнамента хвостатых антропоморфных фигур с лучами над головой. Часть из них окрашена бордовой охрой.

Немногочисленную группу составляют рисунки, относящиеся к эпохе раннего железного века (I тыс. до н.э.). Они передают реалистические образы лосей и оленей. Преобладают изображения эпохи раннего средневековья (I тыс. н.в.)., выполненные в специфичной технике протира – лошади, кабаны, лоси, верблюды, птицы, люди в коротких и длинных одеждах.

Группа рисунков относится к первой половине II тыс. н.э. Они выполнены тонкими царапанными линиями и лёгким протиром и передают образы диких копытных животных домашних верблюдов, змей, всадников, знаков, жилищ, деревьев.

Последняя группа рисунков – различные надписи, изображения соборов и церквей, христианские восьмиконечные кресты, парусные кораблики, ведомые лошадьми, они датируются XVI – XIX вв.

Благодаря стараниям А.П. Окладникова и иркутского археолога П.П. Хороших ещё в 1948 г. знаменитая писаница под названием «Шишкинская шаманка» была поставлена на государственный учёт и охрану, но и сейчас этот уникальный археологический памятник страдает от варварских действий несознательных туристов.

Анализ писаниц показывает, что Шишкинские скалы являются своеобразным зеркалом, в котором отразилась вся сложная и многокрасочная история Ленского края и Прибайкалья. Здесь рассказывается не только повседневная жизнь, не только борьба за существование, но и мироощущение древних людей, их духовный мир, созданные ими идеи, древние мифы и легенды.

Древняя галерея

Галерею на скале описал известный археолог, академик Алексей Окладников в 1937 году. Известный исследователь Байкала с восторгом писал: «Петроглифы Саган-Забы — подлинная жемчужина древней культуры и искусства народов Восточной Сибири. По композиции, манере письма и разнообразию сюжетов они самые сложные из всех известных наскальных рисунков на всем пространстве от Урала до Тихого океана».

Тогда было отчетливо видно 17 рогатых человеческих фигур, сегодня их сохранилось только 13. Всего до нас дошло 5 групп рисунков, на которых можно более или менее уверенно разобрать 23 изображения.

Рисунки сделаны на отвесной и гладкой 15-метровой мраморной скале. Как это удалось древнему художнику — загадка сама по себе. Нижние рисунки расположены на высоте 2-3 метров над уровнем пляжа, верхние — на высоте 4,5 метра. Обычно древние наскальные рисунки выполнялись процарапывались по камню или рисовались охряной краской. На Саган-Забе живописцы пробивали верхнюю, более темную мраморную корку и, прорезая мрамор до белизны внутренних слоев породы. То есть для того чтобы создать галерею, требовалась надежная пятиметровая стремянка и не одна!

Хоровод и пиктограммы

В группе рисунков отчётливо видны шеренги из четырёх-пяти людей, которые колонной движутся на зрителя. На самом крупном можно разглядеть, что цепочка людей держится за руки. У народов Азии подобное изображение олицетворяет единение родо-племенной общины (яркий пример – круговой бурятский танец ёхор). Однако из-за возраста рисунков и их частичной размытости трудно определить точно, что за процессия изображена на скале. Это может быть как сцена переселения народа, так и похоронная процессия.                                                                      

Досье:

Сергей Волков — путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.Подробнее>>

Над рисунками изображён знак в виде закруглённого перечёркнутого ромба. Справа от колонны с шеренгами людей видно крупное изображение человека с ромбовидным телом на полусогнутых ногах. Рисунок очень напоминает изображения танцующих шаманов на беломраморной скале Саган-Заба.

На скале мы увидели множество линий и знаков. Они вполне могут оказаться как полустёртой пиктографической письменностью, так и простыми засечками о количестве убитых медведей или нерп. Примечательно, что название мыса Хаманкит дословно переводится как «искусный стрелок на морского зверя». До строительства Иркутской ГЭС уровень Байкала был почти на метр ниже и древние эвенки могли добывать здесь нерпу. Здесь же, по преданиям, молодые охотники проходили посвящение и метали стрелы, а одна из скал считалась олицетворением эвенкийской богини Дианду.

Найденные рисунки теперь могут стать одной из главных исторических достопримечательностей Северного Байкала и им необходимо присвоить статус памятника истории.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: