Коперниканская революция в науке: открываем новые горизонты понимания вселенной

Открытия коперника: кратко и понятно

Введение

В данной лекции мы рассмотрим коперниканскую революцию – одно из ключевых событий в истории науки. Коперниканская революция, произошедшая в XVI веке, изменила наше представление о мире и стала отправной точкой для развития астрономии и физики. Мы рассмотрим основные принципы коперниканской системы, ее влияние на науку и общество, а также критику и принятие этой революции. Давайте начнем наше погружение в историю науки!

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Дисциплина была не просто строгой, а порой жестокой

До 1860-х годов практически во всех учебных заведениях России рукоприкладство в «воспитательных» целях считалось нормой. Так, принятый в 1828 году Устав уездных и приходских гимназий и училищ, состоящих в ведомстве Санкт-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского университетов, содержал такое положение:

«§ 31. Как, несмотря на все старания, иногда нельзя обходиться без строгих и даже телесных наказаний, то учитель может в случае нужды употреблять и сии меры исправления, но не иначе, как истощив уже все другие: увещевания, выговоры, запрещение участвовать в играх, оставление ученика на несколько часов в запертом классе и так далее».

Секли розгами и били (иногда очень жестоко) даже учеников престижных гимназий и кадетских корпусов. Однако после реформ Александра II подобное поведение учителей в средней школе стало быстро сходить на нет.

В начальных школах формально заявлялась приверженность гуманистической традиции, но на практике (особенно в селе) рукоприкладство было практически обычным делом. Да и сами крестьяне просили быть с детьми «построже».

В средней школе физического насилия практически не было, а вот унижений хватало (впрочем, это сильно зависело от личности конкретного учителя). К тому же школа изобиловала чрезмерно строгими правилами. Гимназистам и гимназисткам, а также ученикам реальных училищ нужно было строго соблюдать форму одежды даже за пределами учебных заведений. Учитывались самые незначительные нюансы, вплоть до длины рукавов и обязательной застёгнутости всех пуговиц. Интересно, что такие драконовские меры не одобряли даже некоторые родители, помогавшие своим детям выбираться в город в гражданском платье.


Гимназисты. 1900-е годыФото: МАММ / МДФ / История России в фотографиях

Ещё ученикам запрещалось ходить в театры, синематограф и прочие заведения, даже время прогулок по городу было ограничено (в летнее время до десяти часов вечера, в зимнее и осеннее — до восьми часов вечера). При этом при себе нужно было всегда иметь ученический билет с обозначенным на нём именем, отчеством, фамилией, учебным заведением и классом. За нарушение этих правил мальчикам грозила гауптвахта. Не менее строгий режим действовал в духовных семинариях.

В женских же гимназиях за нарушение дисциплины и невыполнение учебных заданий девочек могли оставлять в классе после занятий на несколько часов.

Впрочем, были и заведения, в которых, наоборот, пропагандировалось бережное и уважительное отношение к детям. Правда, это в основном были частные экспериментальные школы.

Новые научные идеи и учёные

Одним из достижений Нового времени стала замена геоцентризма на гелиоцентризм. Это изменение также называют Коперниканской революцией в астрономии. Её начал Николай Коперник в 1543 году, а завершил Исаак Ньютон в своём труде «Математические начала натуральной философии» в 1687 году.

Средневековая теория импетуса была заменена открытием инерции. Учение древнеримского врача Галена о несвязанных друг с другом системах артериальной и венозной крови заменили открытием английского врача Уильяма Гарвея о том, что кровь циркулирует из артерий в вены и наоборот.

Рождение новой европейской науки, а именно ученых и их открытия, можно представить в таблице:

Учёный

Достижение

Николай Коперник

Земля вращается вокруг солнца, гелиоцентрическая система

Джордано Бруно

Представления о бесконечности вселенной

Галилео Галилей

Открыл спутники Юпитера, горы на Луне и пятна солнце, подтвердил учения Коперника

Исаак Ньютон

Создал зеркальный телескоп, открыл закон всемирного тяготения и провёл опыт разложения солнечного света

Фрэнсис Бэкон

Создатель новых методов познания в философии

Рене Декарт

Аналитическая геометрия

Джон Локк

Учение о правах человека

Франсуа Виет

Основоположник современной алгебры

Периферия Европы была слабо задета научной жизнью XVII века. Это касается консервативных католических Испании и Португалии, а также большей части Италии, Балкан под контролем Османской империи, Ирландии и России. В последней о науке можно говорить только со времён Петра I и его реформ в 1699–1725 годах.

Рис. 3. Исаак Ньютон.

Что мы узнали?

Кратко развитие науки в XVI–XVIII веке изучают в школьном курсе 7 класса по истории Нового времени. Для понимания той эпохи следует знать основных учёных и их научные открытия, например, Николая Коперника, Исаака Ньютона и Дени Дидро.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

↑оПНЖЕЯЯ МЮЙНОКЕМХЪ ГМЮМХИ Б яПЕДМЕБЕЙНБЭЕ

пЮЯОПНЯРПЮМХБЬЕЕЯЪ Б еБПНОЕ УПХЯРХЮМЯРБН СОПЮГДМХКН БГЦКЪД МЮ ХЯРНПХЧ, ЙЮЙ МЮ ОНБРНПЪЧЫХЕЯЪ ОЕПХНДШ Х ЯНГДЮКН БШЯНЙНПЮГБХРСЧ АНЦНЯКНБЯЙСЧ МЮСЙС (ПНДХБЬСЧЯЪ Б НФЕЯРНВ╦ММШУ АНЦНЯКНБЯЙХУ ЯОНПЮУ Я ЕПЕРХЙЮЛХ Б ЩОНУС бЯЕКЕМЯЙХУ яНАНПНБ), ОНЯРПНЕММСЧ МЮ ОПЮБХКЮУ КНЦХЙХ. нДМЮЙН, ОНЯКЕ ПЮГДЕКЕМХЪ ЖЕПЙБЕИ Б 1054 ЦНДС, Б ГЮОЮДМНИ (ЙЮРНКХВЕЯЙНИ) ВЮЯРХ НАНЯРПХКЯЪ ЙПХГХЯ АНЦНЯКНБХЪ. рНЦДЮ ХМРЕПЕЯ Й ЩЛОХПХЙЕ (НОШРС) АШК ЯНБЕПЬЕММН НРАПНЬЕМ, Ю МЮСЙЮ ЯРЮКЮ ЯБНДХРЭЯЪ Й РНКЙНБЮМХЧ ЮБРНПХРЕРМШУ РЕЙЯРНБ Х ПЮГБХРХЧ ТНПЛЮКЭМН-КНЦХВЕЯЙХУ ЛЕРНДНБ Б КХЖЕ ЯУНКЮЯРХЙХ. нДМЮЙН РПСДШ ЮМРХВМШУ СВ╦МШУ, ОНКСВХБЬХУ ЯРЮРСЯ «ЮБРНПХРЕРНБ» — еБЙКХДЮ Б ЦЕНЛЕРПХХ, оРНКЕЛЕЪ Б ЮЯРНПНМНЛХХ, ЕЦН ФЕ Х оКХМХЪ яРЮПЬЕЦН Б ЦЕНЦПЮТХХ Х ЕЯРЕЯРБЕММШУ МЮСЙЮУ, дНМЮРЮ Б ЦПЮЛЛЮРХЙЕ, цХООНЙПЮРЮ Х цЮКЕМЮ Б ЛЕДХЖХМЕ Х, МЮЙНМЕЖ, юПХЯРНРЕКЪ, ЙЮЙ СМХБЕПЯЮКЭМНЦН ЮБРНПХРЕРЮ Б АНКЭЬХМЯРБЕ НАКЮЯРЕИ ГМЮМХИ — ДНМЕЯКХ НЯМНБШ ЮМРХВМНИ МЮСЙХ ДН мНБНЦН бПЕЛЕМХ, ОНЯКСФХБ ПЕЮКЭМШЛ ТСМДЮЛЕМРНЛ, МЮ ЙНРНПНЛ АШКН ГЮКНФЕМН БЯ╦ ГДЮМХЕ ЯНБПЕЛЕММНИ МЮСЙХ.

б ЩОНУС бНГПНФДЕМХЪ ОПНХЯУНДХР ОНБНПНР Й ЩЛОХПХВЕЯЙНЛС Х ЯБНАНДМНЛС НР ДНЦЛЮРХГЛЮ ПЮЖХНМЮКХЯРХВЕЯЙНЛС ХЯЯКЕДНБЮМХЧ, БН ЛМНЦНЛ ЯПЮБМХЛШИ Я ОЕПЕБНПНРНЛ VI Б. ДН М. Щ. щРНЛС ЯОНЯНАЯРБНБЮКН ХГНАПЕРЕМХЕ ЙМХЦНОЕВЮРЮМХЪ (ЯЕПЕДХМЮ 15-ЦН БЕЙЮ), ПЕГЙН ПЮЯЬХПХБЬЕЦН АЮГС ДКЪ АСДСЫЕИ МЮСЙХ. оПЕФДЕ БЯЕЦН ОПНХЯУНДХР ЯРЮМНБКЕМХЕ ЦСЛЮМХРЮПМШУ МЮСЙ, ХКХ studia humana (ЙЮЙ МЮГШБЮКХ ХУ Б ОПНРХБНОНКНФМНЯРЭ АНЦНЯКНБХЧ — studia divina); Б ЯЕПЕДХМЕ XV Б. кНПЕМЖН бЮККЮ ХГДЮ╦Р РПЮЙРЮР «н ОНДКНФМНЯРХ йНМЯРЮМРХМНБЮ ДЮПЮ», ГЮКНФХБ РЕЛ ЯЮЛШЛ НЯМНБШ МЮСВМНИ ЙПХРХЙХ РЕЙЯРНБ, ЯРН КЕР ЯОСЯРЪ яЙЮКХЦЕП ГЮЙКЮДШБЮЕР НЯМНБШ МЮСВМНИ УПНМНКНЦХХ.

оЮПЮККЕКЭМН ХД╦Р ЯРПЕЛХРЕКЭМНЕ МЮЙНОКЕМХЕ МНБШУ ЩЛОХПХВЕЯЙХУ ГМЮМХИ (НЯНАЕММН Я НРЙПШРХЕЛ юЛЕПХЙХ Х МЮВЮКНЛ ЩОНУХ бЕКХЙХУ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ НРЙПШРХИ), ОНДПШБЮЧЫЕЕ ЙЮПРХМС ЛХПЮ, ГЮБЕЫЮММСЧ ЙКЮЯЯХВЕЯЙНИ РПЮДХЖХЕИ. фЕЯРНЙХИ СДЮП ОН МЕИ МЮМНЯХР Х РЕНПХЪ йНОЕПМХЙЮ, ОЕПЕЛЕЯРХБЬЮЪ ГЕЛКЧ ХГ ЖЕМРПЮ лХПЮ МЮ НДМС ХГ НПАХР яНКМЕВМНИ ЯХЯРЕЛШ Х ДЮБЬЮЪ ГЮРЕЛ дФНПДЮМН аПСМН НЯМНБЮМХЪ СРБЕПФДЮРЭ ХДЕХ Н ЛМНФЕЯРБЕММНЯРХ яНКМЖ БН бЯЕКЕММНИ Х, ЯННРБЕРЯРБЕММН, Н ЛМНФЕЯРБЕММНЯРХ НАХРЮЕЛШУ ЛХПНБ.

б ЩОНУС бНГПНФДЕМХЪ БМНБЭ БЕПМСКЯЪ ХМРЕПЕЯ Й АХНКНЦХХ Х УХЛХХ. нДМЮЙН, ЯНБПЕЛЕММНЕ ЩЙЯОЕПХЛЕМРЮКЭМНЕ ЕЯРЕЯРБНГМЮМХЕ ГЮПНФДЮЕРЯЪ РНКЭЙН Б ЙНМЖЕ XVI БЕЙЮ. еЦН ОНЪБКЕМХЕ АШКН ОНДЦНРНБКЕМН ОПНРЕЯРЮМРЯЙНИ пЕТНПЛЮЖХЕИ Х ЙЮРНКХВЕЯЙНИ йНМРППЕТНПЛЮЖХЕИ, ЙНЦДЮ ОНД БНОПНЯ АШКХ ОНЯРЮБКЕМШ ЯЮЛШЕ НЯМНБШ ЯПЕДМЕБЕЙНБНЦН ЛХПНБНГГПЕМХЪ. рЮЙ ФЕ ЙЮЙ кЧРЕП Х йЮКЭБХМ ОПЕНАПЮГНБЮКХ ПЕКХЦХНГМШЕ ДНЙРПХМШ, ПЮАНРШ йНОЕПМХЙЮ Х цЮКХКЕЪ ОПХБЕКХ Й НРЙЮГС НР ЮЯРПНМНЛХХ оРНКЕЛЕЪ, Ю РПСДШ бЕГЮКХЪ Х ЕЦН ОНЯКЕДНБЮРЕКЕИ БМЕЯКХ ЯСЫЕЯРБЕММШЕ ОНОПЮБЙХ Б ЛЕДХЖХМС. щРХ ЯНАШРХЪ ОНКНФХКХ МЮВЮКН ОПНЖЕЯЯС, МШМЕ МЮГШБЮЕЛНЛС МЮСВМНИ ПЕБНКЧЖХЕИ.

Образование

Николаю было пятнадцать лет, когда он окончил учёбу в школе родного города, дальнейшее образование получал в кафедральной школе Влоцлавска. Именно здесь он начал живо интересоваться астрономией. Этому способствовал преподаватель, у которого была необычная фамилия Водка. Сам по себе учитель придерживался трезвого образа жизни и просил коллег со студентами называть его Абстемиус, что в переводе с латинского языка значило «воздерживающийся». Преподаватель Водка превосходно мастерил солнечные часы. Общаясь с ним, Коперник впервые задумался о том, что Земля по отношению к Солнцу располагается взаимно.

В 1491 году дядюшка Лукаш составил протекцию для своих племянников Николая и Анджея для поступления в Краковский Ягеллонской университет. Это заведение на тот момент славилось своими учебными программами по астрономии, математике и философии. Парни были приняты в университет на факультет искусства. Здесь поощрялся подход к науке с философской стороны. Братья Коперник занимались углублённым изучением математики, теологии, астрономии, медицины и богословия. В учебном заведении присутствовала интеллектуальная атмосфера, что развивало у учащихся критическое мышление.

В Краковском университете молодой Коперник занялся астрономией уже не на уровне праздного интереса, а довольно серьёзно. Он ходил на лекции знаменитых учёных.

В 1494 году Николай окончил университет, но при этом не получил никакого учёного звания. Вместе с братом он хотел отправиться в Италию для продолжения учёбы. Но денег на такую поездку не было, и братья планировали, что материально им поможет дядя Лукаш, который к тому моменту стал епископом Эмерландским. Однако дядя сказал, что у него нет свободных денег. Он предложил племянникам заработать, став в его епархии канониками, а на полученные средства потом отправиться учиться за границу.

Коперник проработал чуть больше двух лет и в 1497 году отправился в Италию. Дядя Лукаш поспособствовал тому, что племяннику предоставили трёхлетний отпуск для обучения, выдали наперёд жалование, а также заочно выбрали в епархию Вармии каноником.

Николай поступил в старейшее учебное заведение Европы – Болонский университет. Он выбрал юридический факультет, где изучал каноническое церковное право. Студентам преподавали древние языки (особенно Николая увлекал греческий язык) и богословие, также он вновь получил возможность заниматься астрономией. Увлекала молодого Коперника и живопись, с той поры до наших дней дошло полотно, которое считается копией его автопортрета. В Болонье Николай познакомился и стал тесно общаться с итальянским учёным Сципион дель Ферро, открытия которого положили начало возрождению европейской математики.

Но решающей в судьбе Коперника стала встреча с профессором астрономии Доменико Марией Новарой де Феррара. Вместе с преподавателем Николай провёл первое в своей жизни астрономическое наблюдение, в результате которого они сделали вывод, что в полнолуние и новолуние расстояние до Луны в квадратуре одинаковое. После этого наблюдения Коперник впервые усомнился в действительности теории Птолемея, согласно которой Земля есть центр Вселенной с вращающимися вокруг неё небесными телами.

Отучившись в Болонском университете три года, Николаю нужно было возвращаться на родину, так как закончился срок предоставленного ему для обучения отпуска. Он снова не получил диплома и звания. Прибыв в 1500 году на место службы в город Фрауенбург, они вместе с братом вновь попросили отсрочить им выход на работу и предоставить отпуск для того, чтобы завершить учёбу.

В 1502 году просьба братьев Коперников была удовлетворена, и они снова отправились в Италию для дальнейшего обучения медицинской науке в Падуанском университете.

В 1503 году в университете Феррары Николай всё-таки сдал экзамены и вышел из учебного заведения доктором канонического права. Дядюшка Лукаш разрешил ему не возвращаться домой, и Николай занялся медицинской практикой в итальянской Падуе.

Оценка теории Коперника современниками

Его ближайшими сторонниками первых трёх десятилетий после опубликования книги «О вращениях небесных сфер» был немецкий астроном Георг Иоахим Ретик, одно время сотрудничавший с Коперником, считавший себя его учеником, а также астроном и геодезист Гемма Фризий. Сторонником Коперника был и его друг, епископ Тидеман Гизе.

Книга «Об обращении небесных сфер» Коперник

Но большинство современников из теории Коперника «вырвали» только математический аппарат для астрономических вычислений и практически полное игнорирование его новой, гелиоцентрической космологии. Это произошло, возможно, потому, что предисловие для его книги писал лютеранский богослов, и в предисловии было сказано, что движение Земли является остроумным вычислительным приёмом, но понимать Коперника буквально не следует.

Многие в XVI веке так и считали, что это мнение самого Коперника. И только в 70-е — 90-е годы XVI в. астрономы стали проявлять интерес к новой системе мира. У Коперника появились как сторонники (в том числе философ Джордано Бруно; богослов Диего де Цунига, который использует представление о движении Земли для интерпретации некоторых слов Библии), так и оппоненты (астрономы Тихо Браге и Христофор Клавий, философ Фрэнсис Бэкон).

Противники системы Коперника утверждали, что если бы Земля вращалась вокруг своей оси, то:

  1. Земля испытывала бы колоссальные центробежные силы, которые неминуемо разорвали бы её на части.
  2. Все находящиеся на её поверхности лёгкие предметы разлетелись бы во все стороны Космоса.
  3. Любой брошенный предмет отклонялся бы в сторону запада, а облака плыли бы, вместе с Солнцем, с востока на запад.
  4. Небесные тела движутся, потому что они состоят из невесомой тонкой материи, но какая сила может заставить двигаться огромную тяжёлую Землю?

Отношение церкви

Католическая церковь вначале не придала большого значения учению, предложенному Коперником. Но, когда выяснилось, что оно подрывает основы религии, его сторонники начали подвергаться преследованию.

За распространение учения Коперника в 1600 году был сожжен на костре Джордано Бруно, итальянский мыслитель.

Сожжение Джордано Бруно

Научный спор между сторонниками Птолемея и Коперника превратился в борьбу между реакционными и прогрессивными силами. В конце концов победили последние.

От религии к науке

Николай Коперник появился на свет в 1473 году в городе Торунь на берегу Вислы в купеческой семье. Когда он был совсем маленьким, его отец погиб во время эпидемии чумы. Заботу о мальчике взял на себя дядя со стороны матери, занимавший высокую должность епископа в иерархии католической церкви.

Так сложилось, что Николай с детства воспитывался в лоне католической церкви. Находясь под непосредственным покровительством епископа, своего дяди, он готовился к церковной стезе. Уже в 24-летнем возрасте получил должность каноника. Однако помимо увлечения богословием Коперника с детства отличал живой интерес к другим сферам знания: к математике, медицине, философии.

По окончании Краковского университета Николай отправился в Италию. И это стало переломным моментом в жизни 19-летнего юноши. Здесь, в Италии, всё было иначе: другой климат, другое небо, живопись, архитектура. Коперник искренне влюбился в эти земли и делал всё возможное, чтобы как можно дольше оставаться в итальянских университетах. На Апеннинском полуострове он провёл в общей сложности 10 лет. И даже когда чувствовалась нехватка денег, когда церковь настаивала на его возвращении и начале выполнения обязанностей каноника, Николай находил всяческие оправдания, чтобы не покидать Италию.

Первым университетом, где оказался Коперник и где он начал изучать каноническое право, был Болонский университет. Именно здесь, в Болонье, юному богослову удалось осуществить первые самостоятельные астрономические наблюдения и убедиться, что теория Птолемея, общепризнанная и благословлённая церковью, вовсе не столь верна, как это казалось. Затем были годы обучения в Падуе, где Николай изучал медицину. И, наконец, Феррара, где он получил искомую степень доктора богословия.

Школьное образование не было обязательным

К концу XIX века в России, в отличие от ведущих стран Европы, США, а также Японии, так и не было введено всеобщее обязательное образование — не только среднее, но даже начальное. Планы по его введению разрабатывались и многократно обсуждались, но так и не воплотились в жизнь.

Какие-то подвижки, разумеется, происходили. В 1901–1903 годах Министерство народного просвещения начало щедро субсидировать земские школы — раньше они содержались лишь на деньги местных органов самоуправления (земств), и поэтому школ было мало. Но благодаря субсидиям их количество стало быстро расти. Тем не менее в 1914 году школьным образованием было охвачено лишь 30% детей от 8 до 11 лет (в городах — 46,6%, в сельской местности — 28,3%). Из взрослых, особенно из крестьян, многие оставались неграмотными. В 1913 году грамотностью могло похвастаться лишь около 40% населения России, в некоторых регионах и того меньше.

В 1907 году появился законопроект «О введении всеобщего начального обучения». Он предполагал, что в течение десяти лет государство увеличит траты на образование и откроет сеть школ, которые будут расположены не дальше трёх вёрст (3,2 километра) от места жительства потенциальных учеников. Проект даже рассматривали в Госдуме, но законом он так и не стал. Постоянно что-то мешало — то роспуск самой Думы, то разногласия с Государственным советом, то Первая мировая война.

Декрет о всеобщем начальном обучении был принят уже в СССР, и то не сразу — в 1925 году. В тех же 1920-х годах началась борьба по ликвидации безграмотности населения.

Среднее образование было платным

В начальных школах, как правило, учили бесплатно, и учебники тоже были бесплатными, но это зависело от типа школы. Например, школы грамоты крестьяне фактически зачастую открывали сами и содержали в складчину.

А вот обучение в школах старше «началки» — даже находившихся в ведении Министерства просвещения — в основной своей массе было платным. Деньги, которые родители платили за образование детей, шли в специальные фонды, из них покрывалось и жалованье преподавателей, и оборудование для классов, и даже материальная помощь беднейшим воспитанникам.

Кроме того, родители нередко вынуждены были оплачивать проживание своих детей в школах-пансионах, потому что школьная сеть была развита слабо и не у всех в ближайшей доступности было подходящее учебное заведение.

Основные принципы коперниканской революции

Коперниканская революция, предложенная Николаем Коперником в XVI веке, внесла революционные изменения в наше понимание космоса и места Земли в нем. Основные принципы этой революции включают:

Гелиоцентрическая система

Основной принцип коперниканской революции заключается в том, что Солнце находится в центре Солнечной системы, а Земля и другие планеты вращаются вокруг него. Это отличается от геоцентрической системы, которая предполагала, что Земля является центром вселенной.

Вращение Земли вокруг своей оси

Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг своей оси, что объясняет смену дня и ночи. Это противоречило традиционному представлению о неподвижности Земли.

Орбиты планет

Коперник предложил, что планеты движутся по эллиптическим орбитам вокруг Солнца. Это объясняло наблюдаемые изменения в положении планет на небосклоне и позволяло предсказывать их движение.

Равноправность Земли и других планет

Коперник утверждал, что Земля не является особенной или уникальной планетой, а лишь одной из множества планет, вращающихся вокруг Солнца. Это отвергало идею о привилегированном положении Земли во Вселенной.

Основные принципы коперниканской революции имели огромное значение для развития науки и философии. Они открыли новые горизонты для исследования космоса и стимулировали развитие астрономии, физики и других научных дисциплин. Коперниканская революция также повлияла на общество, вызывая изменения в религиозных и философских взглядах и открывая путь к новым научным открытиям и технологиям.

Единой системы подготовки учителей тоже не было

Как типы школ были очень разными, так и учителя сильно отличались друг от друга по уровню собственного образования, жалованью и статусу. Скажем, преподавателя гимназии и учителя школы грамоты или начального училища в городе разделял космос. Первый имел университетское образование, довольно неплохое по тем временам жалованье и уважаемый статус, второй мог и вовсе не иметь никакого образования, кроме школьного, и жил впроголодь. Учителя же городских училищ находились где-то между этими двумя крайними типами педагогов.

Группа учителей уездного училища. 1908 годФото: Муромский историко-художественный музей / История России в фотографиях

Дело в том, что увеличение количества школ в 1900-х годах требовало и большого количества учителей, но на высокообразованных людей рассчитывать тут не приходилось, учитывая, что и просто грамотных-то было меньше половины населения. К тому же учителям обычных школ, особенно начальных и сельских, могли предложить лишь весьма скудное жалованье, так что люди с университетским образованием такой «карьерой», как правило, не прельщались, если только не действовали из идейных соображений ради просвещения народа.

В начале XX века подавляющее большинство учителей начальных школ составляли женщины. Увы, это было вызвано не успехами эмансипации, а непрестижностью занятия. Учительство стало самой массовой интеллигентной профессией, а шли в неё в основном просто за неимением других вариантов.

Учителем можно было стать, окончив специальные учительские семинарии, институты и даже одногодичные курсы или специальные педагогические старшие классы в средних школах (училищах и гимназиях). Учителями церковно-приходских школ и школ грамоты могли быть выпускники духовных семинарий. Дьячок в роли учителя в деревенской школе был обычным явлением. Окончание городского училища давало право преподавания в школе простейшего типа — школе грамоты, окончание специальных старших классов церковно-приходской школы — право преподавания в аналогичных школах.

Учительница В. Борункова с учениками Городновской школы Данковского уезда Рязанской губернии. 1913 годФото: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник / История России в фотографиях

Более того, любой желающий, независимо от того, какое образование он получил, мог сдать специальные экзамены на звание народного учителя, чтобы преподавать в начальных школах. Так стал учителем, например, Циолковский, который вообще не оканчивал школу, а получил образование самостоятельно.

Николай Шубкин, с 1907 по 1937 год преподававший литературу и русский язык в гимназиях и средних школах Барнаула, оставил после себя дневник, в котором, в частности, описывал эти экзамены. Он очень возмущался тем, что для звания народного учителя не нужно было специально где-то учиться педагогическим методикам и что экзаменуют кандидатов учителя гимназий (то есть средних школ), которые и сами о начальном образовании представления не имеют. «Ненормально также, что для этих кандидатов на учительское звание не требуется никакого практического стажа в виде посещения школы и некоторой практики там», — писал он.

Особенности науки в Новое время

Во время научной революции учёные стали не только получать новые представления об окружающем мире — изменились их представления о том, как делать научные открытия, то есть сам научный метод.

Рис. 1. Николай Коперник.

В Новое время в науке распространился эмпирический подход. Его признали в XVII веке. Ранее, ещё со времен древнегреческого философа Аристотеля, знание, основанное на опыте, не особо ценилось. Истинным знанием считали то, которое получено с помощью чистой логики, а главным методом познания была дедукция. Другой метод, индуктивный, то есть, основанный на выводе и заключении об общем, исходя из частных наблюдений, постепенно набирал популярность.

Теоретическое обоснование этой новой научной методики, то есть перехода от дедуктивного к индуктивному, сделал Фрэнсис Бэкон в своём трактате «Новый органон» в 1620 году.

В Новое время латынь перестала быть языком науки. На такое изменение повлияла и Реформация, когда библию стали переводить на немецкий и другие языки, а также рост популярности французского языка к началу XVIII века.

Особенностью Нового времени было отсутствие привязанности учёных к университетам. Исаак Ньютон был профессором Кембриджа, но это, скорее, исключение. Также учёные той эпохи не ограничивались одной дисциплиной, а интересовались всеобщим знанием, например, мыслитель Дени Дидро в 1751 году основал «Энциклопедию».

Рис. 2. Энциклопедия Дени Дидро.

Монетная революция

Идеи Коперника затронули и экономику Польши. В 16 веке во многих городах были свои чеканщики. Поскольку раньше пользовались монетами, которые изготавливались из золота и серебра, то многие «изготовители» таких монет могли снижать содержание драгоценного металла в них. Это приводило к тому, что деньги стали обесцениваться. Николай Коперник несколько раз предлагал польскому правительству создать единый центр для чеканки монет. Первое время словам ученого никто не предавал значения. Но позже меры все же были приняты.

«Монетный договор» был важной работой Коперника в области экономики, которую он провел по просьбе правителя Сигизмунда Старого

Грешем и Коперник открыли новый закон денег. Согласно этому закону, деньги одинакового вида и достоинства, но разного качества металла будут иметь разную судьбу. Деньги, которые сделаны из лучшего металла, будут сохраняться, а остальные – плохого качества — будут переданы простому народу. Благодаря этому закону монеты с меньшим содержанием золота или серебра постепенно вышли из оборота. А деньги высокого качества сохранились в государстве. Основные идеи и открытия Коперника, как мы видим, касались многих сфер жизни.

Личная жизнь

Николаю было уже за пятьдесят лет, когда он впервые по-настоящему влюбился. В 1528 году он познакомился с юной девушкой Анной, которая была дочерью его хорошего друга Матца Шиллинга, работавшего резчиком по металлу. Анна и Николай встретились в родном городе Коперника – Торуни.

Так как он был католическим священнослужителем, то иметь связи с женщинами и жениться Николаю запрещалось. Тогда он поселил девушку в своём доме, как дальнюю родственницу и экономку. Но вскоре Анна была вынуждена уехать из дома учёного, так как новый епископ чётко и ясно объяснил своему подчинённому, что церковь подобных действий не приветствует.

ссылки

  1. Билириски Б. (1973). Самая ранняя биография Николая Коперника, датированная в 1586 году Бернардо Балди. Студия Коперникана IX, 126-129.
  2. Fallon. F. (2016). Изобретения науки: новая история научной революции. 580-584.
  3. Kuhn, T.S. (1957). Коперниканская революция: планетная астрономия в развитии западной мысли (т. 16). Издательство Гарвардского университета.
  4. Богданович В., Аллен М., Браницкий В., Лембринг М., Гаевска М. и Купец Т. (2009). Генетическая идентификация предполагаемых останков известного астронома Николая Коперника. Известия Национальной академии наук, 106 (30), 12279-12282
  5. Зильсел Э. (1940). Коперник и механика. Журнал истории идей, 113-118.
  6. Нокс Д. (2005). Учение Коперника о гравитации и естественном круговом движении элементов. Журнал Институтов Варбурга и Курто, 68, 157-211.
  7. Рабин, Шейла, «Николай Коперник», Стэнфордская энциклопедия философии (издание 2015 года), Эдвард Н. Залта (изд.).
  8. Ротбард, М. Н. (2006). Австрийский взгляд на историю экономической мысли: классическая экономика (т. 1). Институт Людвига фон Мизеса.

Альберт Эйнштейн

Энциклопедический случай. Основатель современной физики, будущий лауреат Нобелевской премии, Альберт Эйнштейн молчал до 4 лет, а читать научился только в 7. В школе он учился плохо, и был исключен в 15 лет за неуспеваемость. Затем образованием будущего гения занимался дядя, который давал знания, опережавшие школьный уровень. По другой версии, учился Эйнштейн хорошо, а вот авторитет учителей совсем не уважал, за то и был исключен. Существует и версия о том, что Эйнштейн был аутистом. Даже в зрелые годы гениальный физик не интересовался гуманитарными науками, он плохо писал и читал, что не помешало ему открыть теорию относительности.

Гидравлические системы и водопровод Коперника

Изобретения Коперника затронули не только астрономию, ему принадлежит и проект водопровода. Изобретатель создал гидравлическое устройство, которое могло снабжать водой несколько домов, колодцы, административные здания. Оно явилось прототипом первого водопровода.

После смерти ученого им еще долго время продолжали пользоваться. Благодаря его изобретению вода появилась во многих домах, горожане могли использовать ее в своих бытовых целях. Это открытие Коперника и стало своеобразной защитой от недоброжелателей. Некоторые церковники и желали бы уличить Николая в ереси и осудить, но тронуть его было затруднительно из-за мощной поддержки власть имущих и горожан. Простой люд любил Коперника и не дал бы его в обиду.

Командир Ольштына

В 1516 году Николай Коперник стал управляющим капитула в Мельзакском и Аллештейском округах. Эти земли принадлежали Вармии. Велись военные действия с крестоносцами, Копернику поручили командование небольшим гарнизоном. С его помощью замок обеспечивался всем необходимым: оружием, боеприпасами, провизией. Проявились воинский талант Николая, его смелость и смекалка, гарнизону удалось выстоять, хотя противник превосходил численностью небольшую армию пол командованием Коперника.

После окончания боевых действий ученого назначили сначала комиссаром, а потом администратором Варнии, а затем и канцлером. В 1525 году образовалось герцогство Пруссия, первое лютеранское государство. И Коперник стал одним из его отцов-основателей.

Заключение

О личной жизни Николая Коперника известно не так много, его мать и отец умерли рано от чумы. Благодаря своему дяде мальчику удалось получить отличное образование, но судьба ученого была тесно связана с церковью и ее догмами. В Европе Коперник изучил астрономию, медицину, математику, физику. Он пробовал себя даже в живописи, до наших дней дошел его автопортрет. Стоит отметить, что его исследования и открытия, которые опережали свое время, полностью перевернули прежние представления о мироустройстве.

Система Коперника ставила Солнце в центральное положение по отношению ко всем планетам, а Земля теряла свои лидирующие позиции как главная планета Вселенной. Все эти представления меняли не только научный, но и философский и религиозный уклад людей того времени

Церковь могла пойти против открытий Николая Коперника, но он действовал очень осторожно и первое время не предавал огласке свои исследования.Достижения Коперника повлияли на ход истории, совершили революцию в умах его современников. Познания ученого в разных областях были глубокими, поэтому Николаю удалось применить их в различных сферах жизни

Многие его открытия используются и сегодня.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: