Качество образования: как его измерять?

Оценка качества образования: 9 советов экспертов

Как связаны профстандарты и оценка квалификации?

Оценка квалификации работников проводится на соответствие профессиональным стандартам, а значит, прежде чем начинать такую оценку, профстандарты в учреждении должны быть внедрены. Впрочем, применяя некоторые стандарты, учреждение все же не должно направлять соответствующих специалистов в ЦОК.

Как следует из положений ч. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ, квалификация должна подтверждаться в другом порядке, нежели путем профессионального экзамена в ЦОК, если в ТК РФ определены особенности регулирования труда той или иной категории работников (в том числе связанные с вредными и (или) опасными условиями труда). В частности, в Трудовом кодексе упоминаются следующие категории специалистов, которые входят в штат многих государственных и муниципальных учреждений:

  • педагогические работники (гл. 52 ТК РФ);

  • научные работники, руководители научных организаций, их заместители (гл. 52.1 ТК РФ);

  • спортсмены и тренеры (гл. 54.1 ТК РФ);

  • медицинские работники (ст. 350 ТК РФ);

  • творческие работники средств массовой информации, театров, концертных и других театрально-зрелищных организаций (ст. 351 ТК РФ).

Компетенции этих работников должны проверяться на основании иных федеральных законов и нормативных правовых актов РФ. Например:

  • для педагогических работников актуальны Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказы Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276 и от 30.03.2015 № 293;

  • для медицинских работников – Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказ Минздрава РФ от 23.04.2013 № 240н;

  • для тренеров – Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (порядок присвоения квалификационных категорий тренеров и квалификационные требования к их присвоению пока не утверждены – есть только проект приказа Минспорта).

Иными словами, в отношении многих работников, занятых в основной деятельности учреждений, нужно проводить существующие оценочные процедуры. Направлять этих специалистов в ЦОК не надо.

В большинстве случаев связь между профстандартами и оценкой квалификации будет такой. Основной персонал, который занят в профильной деятельности учреждения и в отношении которого введены обязательные для применения профстандарты, должен подтверждать свою квалификацию в специально установленном порядке. А административно-управленческий и вспомогательный персонал, в отношении которого действуют «рекомендательные» профстандарты, может проходить процедуру независимой оценки квалификации.

Россия – не исключение

Российские работодатели тоже испытывают трудности с поиском ИТ-специалистов, наделенных и практическими знаниями, и «корочкой» о профильном высшем образовании. Как сообщал CNews, закрытие всего лишь одной вакансии нередко затягивается на долгие месяцы.

Решение сложившейся проблемы лежит на поверхности – достаточно лишь перестать требовать от кандидатов диплом о высшем образовании. Многие работодатели, решившиеся на этот шаг, познали его эффективность, начав закрывать вакансии втрое быстрее.

Также можно переманить ИТ-специалиста из другой компании, предложив ему более высокую зарплату или престижную должность – это тоже втрое ускоряет поиск работника. CNews писал, что многие ИТ-шники готовы незамедлительно написать заявление об увольнении, если ему предложат работу в другой компании на более выгодных финансовых условиях.

Особенности национального импортозамещения: разбираем типичные проблемы (часть 2)
Импортонезависимость

Свой посильный вклад в увеличение в России числа дипломированных ИТ-специалистов пытаются внести отечественные вузы. В 2023 г. количество бюджетных мест на ИТ-специальности должно быть увеличено вдвое. Другими словами, вузы пытаются взять количеством, забывая при этом о качестве – как отмечают представители бизнеса и ученые, зачастую программы вузов не успевают за развитием ИТ-отрасли.

В дополнение к этому российские ИТ-компании больше не хотят вкладываться в подготовку студентов профильных вузов. Это стоит немалых денег и влечет за собой немалые риски – после выпуска новоиспеченные специалисты могут уйти работать к конкурентам, в том числе иностранным.

Какие бывают аккредитации

Любой аккредитационный процесс – это процедура оценки образовательных программ на соответствие критериям и требованиям российских или международных организаций. Цель такого процесса – повышение привлекательности и конкурентоспособности образования на международном рынке образовательных услуг. Отсутствие стандартов качества приводит к тому, что на рынке возникают программы MBA разного, порой спорного, качества.

Каждая бизнес-школа сама выбирает по какому пути идти: аккредитоваться у одного из мировых экспертов или получать национальную аккредитацию.

Национальная профессионально-общественная аккредитация

Национальная профессионально-общественная аккредитация – это оценка и признание качества образовательных программ на соответствие требованиям образовательных и профессиональных стандартов, а также требованиям рынка труда. Этот вид аккредитации:

  • учитывает российские традиции и передовую практику осуществления программ подготовки профессиональных кадров для бизнеса и государственного управления;
  • ориентируется на международные стандарты, процедуры и практику аккредитации, согласуемые в рамках международных проектов;
  • может рассматриваться как подготовительный этап для получения российскими программами международной аккредитации.

Материал подготовлен для спецпроекта «Гид по MBA»

Многие российские школы подают заявки на получение аккредитации в НАСДОБР – Национальный аккредитационный совет бизнес-образования в России. Это некоммерческая организация, основанная крупнейшими ассоциациями работодателей страны: Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой, Ассоциацией российских банков, Ассоциацией менеджеров, Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и Российской ассоциацией бизнес образования.

Международные аккредитации

Аккредитуются как бизнес-школы в целом, так и программы. В настоящее время наиболее авторитетными международными аккредитациями являются аккредитации трех ассоциаций: Association of MBAs (AMBA), European Foundation for Management Development (EFMD — аккредитация EQUIS) и Association to Advance Collegiate Schools of Business (AACSB).

Ассоциации AACSB и EQUIS проводят комплексный аудит бизнес-процессов и образовательных программ учебного заведения, включая бакалавриат, магистратуру и дополнительное профессиональное образование. Для EQUIS принципиально важен международный уровень школы и участие в серьезных международных исследованиях. AACSB больше ориентируется на результативность обучения – успехи и востребованность выпускников

Аккредитация AMBA предназначена непосредственно для программ МВА и ЕМВА, на ее наличие стоит обращать особое внимание при выборе соответствующей программы

«Золотой стандарт» аккредитаций — это AACSB, AMBA и EQUIS. Все три международные аккредитации образуют известный бренд – «Тройная корона аккредитаций» (Triple Crown Accreditation) . «Тройной короной аккредитаций» обладает лишь 1% бизнес-школ во всем мире. В России – только Высшая школа менеджмента СПбГУ (ВШМ СПбГУ).

Pro

Лекции профессоров МВА

Команда в огне: как этим управлять?

Высшая школа менеджмента СПбГУ

1 час 3 минуты

Смотреть запись

Программы дополнительного профессионального образования, к которым относятся программы MBA и Executive MBA, как правило, стремятся получить аккредитации, которые проводят международные аккредитационные агентства, являющиеся полноправными членами Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA) и входящие в Европейский реестр гарантии качества (EQAR).

«Самые главные принципы получения аккредитаций одинаковы — существуют международные стандарты, которым школа должна соответствовать. Различия в деталях

В AACSB, например, более длительный предаккредитационный процесс, гораздо большее внимание к процессам и показателям, комиссия взаимодействует со школой в течение полугода до момента аккредитации. В EQUIS таких коммуникаций нет

Однако главный смысл — в одном. Надо просто быть отличной бизнес-школой. Если ты плох — как бы ты ни «упаковывал» и ни «подавал» свою работу, в хорошую она не превратится», — отмечает Елена Скалон

Нужны ли стандарты в эпоху неопределенности?

«Я бы задалась вопросом – а насколько необходимо принимать профстандарт в эпоху неопределенности, которая сейчас царит в экономике? Недавно на просторах Facebook было большое обсуждение статьи психолога Людмилы Петрановской «Мы готовим детей к позавчерашнему миру». Вывод из статьи следующий – мы не знаем, какие профессии и с каким функционалом будут нужны в будущем, но уже сейчас понятно, что все изменится очень скоро. Если посмотреть под этим углом на создание правил в профессии, которая меняется с той же бешеной скоростью, что и рынок, то вопрос становится риторическим», – полагает эксперт с международным опытом в области HR София Еникеева.

Возможно, говорит она, и даже скорее всего, роль стратегического маркетинга в ближайший период станет одной из ключевых для бизнеса. А в стратегическом маркетинге нужны специалисты высокого уровня с глубокой или кросс-функциональной экспертизой. Профессия маркетолога имеет внутри себя огромное расслоение по специализациям и как такового маркетолога общего профиля уже не существует. Более того, появились гибридные профессии. Например, марчар – специалист по маркетингу в HR. А есть еще маркетинг, совмещенный с психологией, который использует знание архетипов для создания и продвижения бренда.

Таким образом, в описанной ситуации может оказаться, что сотруднику, чтобы быть успешным и полезным бизнесу, надо будет получать несколько образований в разных сферах. «Соответственно, идея среднего образования для маркетолога, описанная в профстандарте, вызывает у меня, как у специалиста, наблюдающего за современными трендами в этом направлении, как минимум недоумение», – заключает эксперт.

Новая кузница кадров

— В 2022 году в России стартовал федеральный проект «Профессионалитет». Наталия, расскажите о его содержании: каковы глобальные цели проекта и что он даст российской экономике?

— Профессионалитет — федеральный проект, цель которого — синхронизировать образовательный процесс в колледжах с запросом со стороны предприятий для системного развития российской экономики.

Принципиально меняется подход к управлению колледжами — вместо регионального оно становится отраслевым. Проект закрепляет связь «образовательное учреждение — работодатель», что позволяет привлечь потенциального работодателя на всех этапах под готовки кадров, реализовать практичный подход к получению профессии. Учащиеся отрабатывают навыки на современном технологичном оборудовании, точно таком же, как и на производстве. Им гарантировано трудоустройство, а это очень важная составляющая развития доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса. В итоге, когда выпускник приходит на производство, ему не нужна адаптация и время на знакомство с оборудованием, корпоративными ценностями организации, его не нужно переучивать.

Наша цель — к 2030 году запустить проект в каждом колледже нашей страны. В дальнейшем мы видим Профессионалитет в качестве нового уровня образования — наряду со специалитетом и бакалавриатом.

— О дефиците рабочих кадров известно давно, но в каких именно профессионалах нуждается сегодня рынок? Насколько это учитывалось при разработке проекта?

— Действительно, в определённых сферах производства полностью отсутствуют молодые специалисты. Дефицит молодых кадров — это комплексная проблема, но она решаема, тем более сейчас, когда рабочие специальности как никогда актуальны. Государство держит курс на импортозамещение, и Профессионалитет — его надёжный инструмент в этом вопросе. Это хорошо оснащённая кузница кадров.

Для того чтобы выбрать ключевые направления для запуска Профессионалитета, регионы анализировали рынок и вносили свои предложения. Далее наиболее актуальные и нужные направления определялись по результатам конкурсного отбора на получение субсидии из федерального бюджета. В 2022/23 учебном году в проект вошли восемь ключевых отраслей, в следующем году их количество возрастёт до 15 за счёт охвата новых отраслей.

Конечно, в проект входит блок программ подготовки по новым актуальным профессиям, например пилот квадрокоптера (БПЛА).

Система среднего профессионального образования оперативно и гибко перестраивается под новые запросы экономики, готовит востребованных специалистов именно под нужды отечественной промышленности.

В будущем в проект планируется включить отрасли реабилитационной индустрии, социальной сферы, туризма и сферы услуг, информационнокоммуникационных технологий, креативных индустрий. Основными заказчиками кадров в данных кластерах станут технопарки, в том числе представители малого и среднего предпринимательства, социальной сферы.

Все за и против получения высшего образования

Плюсы:

Вуз дает базовые знания, на основании которых можно получить дополнительное (расширенное) образование.
Обучение помогает прокачать soft skills, расширить кругозор, развить эмоциональный интеллект.
Образование учит быстро принимать решения, справляться с тяжелой нагрузкой.  
Наличие диплома говорит об образе мышления, о целеустремленности выпускника и умении доводить дело до конца.
При отсутствии опыта работы, реализованных проектов и прочих равных условиях из двух кандидатов выберут того, у кого есть диплом.
Во многих компаниях наличие диплома — все еще необходимое условие для приема на работу

Некоторые работодатели обращают внимание и на средний балл диплома.
Без образования «закрыты» многие должности (госслужба, медицина, преподавание, юриспруденция, экономика, инженерные технологии и т.д.), в том числе руководящие позиции.
Диплом дает возможность поступить в аспирантуру и получить ученую степень.. Минусы:

Минусы:

Знания, получаемые в университете, устаревают к окончанию вуза. 
Практических навыков дается мало.
Получить прикладные навыки проще в онлайн-ресурсах (Нетология, Яндекс.Практикум, TeachMeSkills, Skillbox, Skillfactory и др.), чем несколько лет изучать то, что не пригодится в будущем.
Работодатели зачастую не принимают во внимание наличие диплома.
90% выпускников разочарованы выбором профессии, многие их них не хотят работать по профилю.
70% выпускников не работают по профильной специальности.

Зачем нужны профессиональные стандарты?

Власти анонсируют предлагаемые изменения как качественно новый подход, который улучшит ситуацию в сфере производительности труда, наведет порядок в образовании, а также упростит нанимателям процесс подбора сотрудников. В перспективе, уверены в Минтруде, система квалификаций повысит профессиональную мобильность работников, качество образования и обучения, сформирует условия для участия граждан в непрерывном образовании, усилит роль профессиональных сообществ в развитии квалификаций.

Чиновники объясняют свои действия требованиями приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержки занятости». Как объяснял в одном из интервью министр труда Максим Топилин, применение профстандартов позволит выстроить в системе профессионального образования центры оценки квалификации, которые будут заниматься независимой оценкой того, что умеет тот или иной работник.

Замминистра труда Любовь Ельцова также отмечала, что профстандарты обязательны для применения в двух случаях. Первый – когда соответствующие требования установлены Трудовым кодексом, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, определяющими особые условия допуска к выполнению работы. Второй – когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений.

Таково мнение чиновников. А что думают по этому поводу эксперты?

Прогресс в соответствии со временем

Нынешняя система формирует обновлённую модель подготовки специалистов. Оценка качества образования вывела её на новый уровень, когда требуется учитывать не столько квалификационную модель специалиста, сколько его компетентность. Осведомлённого в своей сфере профессионала отличают не только знания, умения, навыки, опыт, но и способность реализовывать их, воплощать в жизнь, действовать, творить и создавать.

Качество образования в компетентностной модели специалиста связывают с интегрированными междисциплинарными требованиями к результату текущего процесса. То есть на первое место выходят качественные характеристики личности, которые как раз и будут сформированы современными просветительскими технологиями. Такая система на практике реализуется при помощи сетевых технологий обучения. Они, прежде всего, широко распространились среди представителей тех социально-возрастных групп, что получают глубокие знания без отрыва от своей основной трудовой деятельности. В результате более эффективное использование современных технологических достижений в традиционной системе образования приведёт к тому, что будет стёрта грань между очным, заочным и дистанционным обучением. И это, в свою очередь, является основной характерной чертой прогрессивного инновационного обучения современной молодёжи.

Фейки и реалии «Скандинавской системы»

На данный момент в тестах PISA лидируют азиатские страны. Почему же тогда в пример обычно ставят Финляндию, которая пусть и находится в ТОП-10, но всё же не в первой тройке? 

Обратимся к данным, опубликованным Андреасом Шляйхером, экспертом «Федерального института оценки качества образования», автором книги «Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века?». 

Финляндия лидирует по соотношению учебного времени в школе, учебного времени вне школы и баллов по исследованию естественнонаучных знаний на час общего учебного времени. То есть, Финляндия достигает своих высоких результатов, сохраняя психоэмоциональное здоровье учеников (и, к тому же, внушительные бюджетные средства). Соотношения у азиатских стран гораздо скромнее. Такие подходы как раз и призвана выявить и рекомендовать доказательная педагогика. Исследования также говорят о том, что в Финляндии школьные результаты в наименьшей степени зависят от внешних факторов — в отличие, например, от Германии или США, где социальное положение по-прежнему определяет многое.

Сегодня модно говорить о скандинавской модели образования, однако этот термин не совсем точный, поскольку страны Скандинавии развиваются разными путями, причём не всегда удачными. Например, Швеция сейчас активно внедряет новые методы, переходит к конструктивистской парадигме и, хотя остаётся в ТОП-е, после проведения реформ начала показывать ухудшение результатов.    

Финляндия придерживается простоты, и в этом её ключевое преимущество. Каждый финский ученик с первого класса понимает национальные цели образования. Все стандарты в стране вполне предметные: слухи о том, что в Финляндии отменяются учебные предметы — это фейк.  В выпускном аттестате ученика первого класса финской школы чётко прописаны следующие требования к социальному поведению: 

  • соблюдает правила поведения, 

  • высказывает желание помочь, 

  • поддерживает порядок в классе, 

  • соблюдает школьные правила. 

Что касается учебных дисциплин, то от выпускника первого класса требуется читать целыми словами, писать под диктовку, писать сочинения, считать от 0 до 100 и решать устные примеры. Всё вполне прозрачно и даже знакомо. В «Экспертизе Климе» (одной из авторитетнейших экспертиз по стандартам образования) говорится, что  стандарты будут способствовать улучшению школьной системы только в том случае, если они установят более ясные, более понятные ориентиры, чем большинство традиционных учебных планов и программ. Даже форма стандартов должна быть такой, чтобы её могли понять и принимали учителя и общественность.

В идеале высокое качество обучения нужно обеспечивать чуть ли не с рождения, начиная с семейного и ясельного образования. Но даже если организовать это не удаётся, задача школы: действительно постараться обеспечить достойное будущее каждому ученику. Как это сделать — продолжают выяснять мировые исследователи, в том числе и в России. Возможно, в скором времени ЕГЭ и другие наши системы оценивания перестроятся под формат PISA, чтобы добиваться высоких результатов не только за счёт увеличения нагрузки на ученика, но и благодаря применению зарекомендовавших себя международных методик.

Партнерский материал

Аккредитация учебной программы

От аккредитации самого учебного заведения следует отличать аккредитацию программ и всего того, что имеет отношение к содержанию и средствам образования (учебники, проверочные тесты). Аккредитация программы — это утверждение ее Министерством науки и образования РФ. Программа получает аккредитацию не раньше, чем проходит первый выпуск студентов. У одного и того же вуза, наряду с аккредитованными образовательными программами, могут быть неаккредитованные — скажем, новые

При выборе вуза (в крайнем случае — при подаче документов) обращайте внимание на то, какие образовательные программы аккредитованы, а какие — нет. Такое может встретиться часто, тем более что большое количество образовательных программ аккредитацию не проходят

И главная причина отказа в аккредитации — неудовлетворительное качество образования. (По сравнению с программами, даже у вузов в целом дела с аккредитацией обстоят лучше. Так, несмотря на то, что на октябрьской аккредитационной комиссии 2 университета из 6 не подтвердили свой статус, всё же за последние 4 года практически не было вузов, которые аккредитацию пройти не смогли вовсе.) По неаккредитованным программам диплом государственного образца выдать не могут. 

Что делать, если вы заплатили за обучение, и вам не нравится, как вас учат, — а до государственных проверок в вашей альма-матер еще далеко? Студенты-платники, которых не устраивает качество образования, теоретически могут обращаться с претензиями в территориальные органы управления образованием. Впрочем, сначала лучше перечитать свой же договор с вузом. Допустим, студента, не полностью внесшего оплату за обучение, не допустили до сессии. Но в контракте это условие может быть зафиксировано заранее. Старайтесь контролировать сами, хорошо ли вам преподают. Интересно, в каких облаках витал тот уральский заочник, который только по окончании университета обнаружил, что его плохо выучили, и подал в суд. Дело, конечно, завели, рассмотрели (это было в прошлом году) — но исковые требования оставили без удовлетворения. 

Образование в современной России

Многие учёные связывают начало двадцать первого века с наступлением эпохи инноваций. Они несут важнейшие преобразования в образовательную сферу, которая кажется, способна коренным образом изменить наши представления о её роли в современном обществе. Основой таких инноваций является развитие нестандартных подходов к процессу обучения с использованием в нём современных технологий, которые в значительной степени улучшат образование в России.

Роль просветительского процесса на современном этапе развития нашей страны определяется во взаимодействии его с поставленными задачами перехода к демократически-правовому государству, а также для исключения опасности отставания державы от мировых тенденций в сфере экономического и общественного развития. Именно современное образование связано с ростом влияния качества человеческого и интеллектуального капитала на общественное развитие, со всем процессом накопления и преемственной передачи знаний. Потому современным и будущим поколениям и необходима эффективная динамичная система обучения, основанная на инновационных технологиях.

Как управлять сложностью

Бьёрн Стенсакер назвал три возможности для университетов повышать качество в этих условиях.

  • Первое решение, по его словам, стандартное — усиливать ответственность лидеров (и повышать количество руководителей). Это тот самый процесс, который уже привёл к разрастанию управленческих команд, — если управление университетом становится слишком сложным, на каждый процесс надо назначить ответственного. Появляются проректоры по цифровизации, по международным отношениям, по стратегическим вопросам и так далее. Стенсакер считает, что этот способ неэффективен в условиях, когда главная проблема — расщеплённость, фрагментация организации. Это болеутоляющее вместо лечения, которое действовало бы на причину.
  • Второй вариант — переосмысление организации университетов. Она, по мнению Бьёрна Стенсакера, удивительно консервативна:

«Интересный парадокс для тех, кто изучает университеты, в том, что университет как институт резко изменился после Второй мировой войны. Высшее образование стало массовым, университеты взяли на себя новые задачи. <…> Но их оргсхема совершенно такая же, как была прежде, 40, 50, 100 лет назад. Она на удивление стабильна и устойчива».

Большинство критиков, считает Стенсакер, выбирают из двух вариантов развития в рамках этой консервативной структуры: или тотальное управление качеством через усиление руководства, или постепенное улучшение через внедрение новой культуры качества, изменение психологических установок сотрудников вузов. Стенсакер предлагает средний вариант: изучать и улучшать шаблоны конкретной повседневной работы в университете.

Третий вариант — внедрение более «умных» способов управления данными. Сейчас университеты собирают огромные массивы информации для отчётности, напомнил Стенсакер, но не применяют её для улучшения качества своей работы. Есть и технические трудности: данные разных платформ подчас невозможно объединить для анализа. «Технологические компании, чьими клиентами мы являемся, принуждают нас к тому, что называется цифровой замкнутостью, когда мы привязаны к одному поставщику и не имеем права или возможности пользоваться услугами других», — считает Стенсакер. Но если преодолеть эти сложности, анализ учебных данных поможет поддерживать студентов в процессе обучения и вести их к более высоким образовательным результатам.

Пока, по мнению Стенсакера, нет университета, который полностью реализовал бы потенциал учебной аналитики. Наиболее продвинутыми в этом отношении он считает австралийские университеты, но отмечает: им тоже не всегда удаётся связать данные учебной аналитики с управленческими задачами.

Финальные рекомендации Бьёрна Стенсакера связаны со способами преодолеть фрагментацию университета

Кроме разработки новых способов управления данными, на которую он вновь обратил внимание, он призвал вузы также совмещать экспертный опыт по разным направлениям. В каждом современном университете работает много экспертов: по управлению научными проектами, образовательными программами, социальными инициативами, по кадровым вопросам, развитию академических профессионалов, юриспруденции, технологическому менеджменту

Для управления вузом и повышения качества образования в нём нужны методы, которые позволят интегрировать все эти направления.

Но главный вывод эксперта — не спешить заимствовать чужие модели.

Университеты не должны имитировать принципы работы, принятые в частном бизнесе, уверен профессор. Ведь задачи у вузов другие, и модели, скопированные из бизнес-среды, нередко не срабатывают. Например, Стенсакер считает, что введение эффективных контрактов для преподавателей и учёных, как правило, не действует на качество образования. Лучшее решение — следовать своим принципам:

«В эту эпоху, когда от университетов ожидают так многого самые разные стейкхолдеры, невозможно выжить без определённой доли уверенности в том, что вы делаете, что считаете своей ключевой миссией. Хорошим советом было бы — доверять своей стратегии».

Какие функции у аккредитационной комиссии

Министерство науки и высшего образования предъявляет определенные требования к процессу проведения аккредитации специальной комиссией:

Проверка проводится как в главном учебном корпусе, так и в филиалах ВУЗа.
Комиссия исследует качество обучения студентов, а еще дает оценку состава педагогов, уровня научной деятельности преподавателей.
Аккредитация проводится без предупреждения – для ВУЗов это должно быть неожиданностью.
Особое внимание уделяется официальному сайту ВУЗа, наличию полной и правдивой информации, достоверным данным об уровне лицензии. В соответствующем разделе должно быть указано: полный перечень специальностей, доступные формы обучения (заочная, дневная, вечерняя), наличие военной кафедры.

Какое наказание за нарушения, выявленные при проведении процедуры

При проведении проверки учебного заведения аккредитационная комиссия может выявить ряд нарушений, которые могут стать основанием лишить ВУЗ права осуществлять образовательную деятельность. Изначально ВУЗу делается предупреждение, дается шанс на исправление допущенных ошибок, предоставляется возможность в течение 6 месяцев исправить ситуацию.

Если учебное заведение за полгода не смогло устранить все нарушения (причина может крыться в отсутствии финансирования), то комиссия приостанавливает или прекращает действие аккредитации. С этого момента ВУЗ может продолжить свою деятельность на основании лицензии, но не сможет выдавать дипломы государственного образца. Другие документы об образовании, которые разрешены законом и которые ВУЗ сможет выдавать, скорее всего, не будут котироваться среди потенциальных работодателей. Наличие диплома собственного образца не даст возможности дальше продолжить обучение (магистратура аспирантура, второе высшее образование), получить отсрочку от армии, а также получить работу по специальности в государственном учреждении, только в частной фирме, где документ о высшем образовании является лишь формальностью.

Если во время проверки аккредитационной комиссией не был подтвержден уровень ВУЗа, то его могут перевести в другой статус, например, академии, института. Вернуть аккредитацию он сможет спустя год, заново пройдя соответствующую процедуру.

Не делать места в рейтингах причиной для наказаний или поощрений

Рейтинги школ и вузов, а также регионов и стран стали очень популярны в последние пару десятилетий. Виктор Болотов упомянул, что в отдельных западных университетах видел целые стены дипломов за ведущие позиции в различных рейтингах. Можно ли на такой основе принимать управленческие решения? В очень ограниченном числе случаев, считают эксперты.

  • Во-первых, рейтинг можно использовать, если вы его заказчик и точно знаете, что отражают позиции в нём.
  • Во-вторых, можно использовать базы данных рейтингов, или рэнкинги. В таких списках нет фиксированных мест, участников можно упорядочить по любому показателю. Это позволяет оценивать участника не по среднему арифметическому разных оценок, а по конкретным данным.

А вот вариант, когда по итогам той или иной оценки тут же строится рейтинг, приведёт к неверным управленческим решениям, «наказанию невиновных и награждению непричастных», как выразился Болотов. Например, победы учеников школы в олимпиадах могут быть следствием совершенно разных причин. Может быть, учителя действительно много и результативно работают с одарёнными детьми. А может быть, это престижная школа, в которую массово переходят ученики уже с заметными достижениями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: