Что такое реверберация: исчерпывающее руководство

Общие постулаты акустического проектирования залов.

Разбираем зал по частям. Что сделать для улучшения акустики

Потолок немаловажен в вопросе хорошей акустики. Решением может стать использование подвесного акустического потолка. Они поглощают шум и создают акустический комфорт в помещении. Использовать звукопоглощающие блоки также необходимо в случае, если плоскость потолка разделена высокими перекрытиями. До того, как начать проектировать звукоизолирующую систему, убедитесь, что она не будет мешать оборудованию, которое вы планируете разместить позднее. Речь идет о проекторе или занавесе, который нужно прикреплять к потолку, а так же различных элементов коммуникации, которыми оснащены концертные залы. Например, пожарную сигнализацию стоит установить на стенах, чтоб она не звенела. Следует заранее продумать этот момент, и, исходя из расчетов, начинать процесс установки. Ведь демонтировать потолок довольно сложно, а без этого изменить расположение коммуникационных систем вряд ли удастся.
Звукоизоляция пола – одна из самых важных. При помощи одних только перекрытий не удастся достичь нужного результата. Звукоизоляция для пола троцеллен акустик устранит проблемы

Окна – следующий пункт, которому стоит уделить внимание при создании хорошего концертного зала. Они, так или иначе, склонны к резонансу, поэтому при большой громкости могут звенеть

Чтобы исправив это, можно повесить на окна плотные шторы. Еще более тщательно стоит поработать над областью эстрады, так как чаще всегда она выполнена из дерева и является сильным резонатором. Это можно решить, не оставляя под ней пустого пространства, а саму сцену стоит отделать звукопоглощающим материалом. Занавес же служит не только элементом декора, но и улучшает акустику сцены. Также для улучшения шумоизоляции можно установить настенные звукопоглощающие панели.

Параметры реверберации

К этому моменту у вас уже должно быть общее понимание, что такое реверберация и что представляют из себя различные её типы. Но зачем же нам теория без практики?

Предлагаю разобрать схему работу ревера на примере горячо мною любимого ревербератора Valhalla Vintage Verb. Этот VST-плагин так же прост, как и функционален. В нем присутствуют три подменю, а именно:

  • Presets (там содержатся различные уже готовые пресеты на любой вкус),
  • Color Mode (меняет цвет ревербератора, на звук влияния не оказывает) и
  • Mode (основы пресетов, исходя из них вы можете составлять свои собственные пресеты).

Меню плагина Valhalla

Перейдем к разбору параметров.

Predelay – временной интервал от начального сигнала до первичных отражений, де-факто имитирует размер помещения;

Mix – регулятор соотношения чистого и обработанного сигналов, если говорить совсем просто: больше Mix – больше накрученного вами ревера, меньше Mix – меньше ревера;

Decay – регулирует время затухания хвоста, диапазон от 0.20 до 70 секунд.

Далее идет меню Damping, он же демпфирование – отвечает за погашение частот. В природе высокие звуки затухают быстрее низких, с помощью этого меню мы можем имитировать этот «естественный порядок вещей», а можем наоборот, накрутить «космический», неестественный ревер.

High Freq и Bass Freq отвечают за погашение частот до определенного числа в Hz, другими словами, делает их реже;

High Shelf – гасит частоты в диапазоне от 0 до 24 децибел, дополняя собой High Freq и делая верх тише.

Bass Mult – коэффициент времени затухания низкочастотных отражений, соотносится с параметром Decay, диапазон от 0.25 до 4X, где X – знак умножения.

Далее следует меню Shape – форма, включает в себя два параметра:

Size – размер помещения, от 0 до 100, выбираем на свой вкус;

Attack – атака, представляет из себя длительность периода активных отражений, диапазон так же от 0 до 100.

Меню Diffusion – отвечает за «расплывчатость» нашего ревера, за интенсивность первичных и более поздних отражений, что и отражено в названии параметров: Early (ранние, первичные) и Late (более поздние).

Меню Mod, с двумя параметрами Rate и Depth, соответственно отвечающими за скорость и ширину модуляции, то есть за смещение реверберации в частотном диапазоне

Добавляет дополнительной глубины звука, но важно не перестараться, иначе итоговое звучание получит неприятную размытость.

Меню Eq – эквализация, срезает верх и низ в частотном диапазоне, дабы лишние, не нужные нам частоты не подвергались реверберации.

Зачем нужен ревербератор?

В некоторых случаях песня может звучать сухо, и хотя вокал и инструментарий несут эмоции, они могут не заполнить достаточное пространство в музыке. Тестирование нескольких камер реверберации поможет вам выбрать то, что лучше всего подходит для звучания в целом.

Конечно, всегда есть возможность изменить комнатную реверберацию в интересах производства, но многие студийные помещения не имеют специфической акустики для комнатной реверберации. Добавление реверберации может оказаться сложнее, чем ожидалось, поскольку такие параметры, как время затухания, размер и расстояние, должны быть настроены в соответствии с конкретными потребностями треков.

Параметр, который легко понять неправильно, и который обычно устанавливается из-за импульсного отклика для заполнения пространства, — это мокрый сигнал ревербератора. Конечно, высокий уровень влажного сигнала заполнит пространство, но он также может столкнуться с другими элементами в песне. Никогда не помешает надеть студийные наушники, чтобы убедиться, что вы слышите каждую деталь, что позволит вам создать ревербератор с наилучшими настройками.

Дополнительные факторы влияющие на акустику

Архитектурная акустика во многом зависит и от качества и размещения звуковоспроизводящей аппаратуры. Среди распространенных ошибок – размещение часто используемых широкополосных порталов по краям сцены. Они не в состоянии воспроизвести низкие частоты, чем ухудшат звучания.

Можно значительно улучшить ситуацию, устранив лишние препятствия на пути звука к слушателю. Для этого порталы стоит устанавливать не на сцене, а на стойках, либо подвешивать их под потолок под определенным углом.

Стоит обратить внимание и на другие факторы, к которым чувствительна акустика помещений.  Это и время года, и температура воздуха, и одежда присутствующих людей – легкая или плотная. Не только концертные залы нуждаются в качественной шумоизоляции

Это и студии звукозаписи, и конференц-залы, и квартиры. Так что, ознакомившись с основными принципами акустики, можно начинать процесс устранения нежелательных шумов

Не только концертные залы нуждаются в качественной шумоизоляции. Это и студии звукозаписи, и конференц-залы, и квартиры. Так что, ознакомившись с основными принципами акустики, можно начинать процесс устранения нежелательных шумов.

Что влияет на качество акустики

Чтобы улучшить качество акустики помещения, стоит более подробно ознакомиться с условиями, без которых не достичь позитивного результата. Но для начала рассмотрим несколько примеров, которые позволят рассмотреть проблему на практике.

Исследования открытых театров, известных своей высококачественной акустикой и минимальным отражением, показали, что большинство проблем со звучанием зависит от реверберации. Также важным является расположение отражающих поверхностей на небольшом расстоянии от источника звука. При соблюдении последнего критерия можно улучшить звучание, как музыки, так и речи. Это объясняется тем, что скорость звуков, отраженных от поверхностей, которые находятся вблизи источника, увеличивается и приходит незамедлительно после прямого звука, поэтому хорошо сказывается на акустике.

Таким образом, рассмотрев пример открытых театров, полученные знания можно применить и при устранении проблем, на которые прямо влияет акустика помещения. Существует заблуждение о том, что отражение со сцены требуется для увеличения громкости в зале. Однако, отражающие поверхности служат для того, чтобы исполнители могли «слышать себя».

В помещениях с большой площадью отражение действительно имеет влияние на усиление акустического звука в зале, но оно незначительно. Усиления происходит только первые несколько отражений, последующие же никак не сказываются на восприятии звучания залом. Ключевую роль же тут играют системы звукоусиления.

Практика использования реверберации

Собственно, в цель реверберации?

  • Во-первых, она позволяет создать необходимый объём, в случае нехватки такового. Например, если саундпродюсер при обработке вокала необходимо достичь такого эффекта, словно бы певец находится в концертном зале, он прибегнет к помощи реверберации.
  • Точно так же, используя современные ревербераторы, можно внести в вокал или инструмент мягкость и теплоту путем ревера низких частот.
  • Мы также можем создавать эффект приближения или удаления звука, что часто применяется в кино, а если мы реверберируем шепот, то достигнем зловещего, готического эффекта.

Таким образом, цель реверберации – подчеркивание художественной выразительности музыки. Ревер может быть твоим другом, но может стать и твоим врагом – при неправильном применении реверберации обрабатываемый звук может «утопить» все остальные, превратив микс в неразборчивую мешанину.

Краткая история реверберации

До появления причудливых и настраиваемых алгоритмических ревербераторов или даже уникальных звуков аппаратных ревербераторов, музыканты работали с естественным ревербератором. Органическая реверберация от природных элементов практически неизбежна, и люди использовали этот звук, разрабатывая способы его улучшения с течением времени. Примером может служить особая архитектура концертных залов, позволяющая использовать и контролировать акустику особым образом.

Создание аппаратной и алгоритмической реверберации произошло по нескольким причинам. Одной из этих причин была настройка и модификация. При записи с реверберацией из помещения есть несколько элементов реверберации, которые нельзя настроить постфактум. Алгоритмические ревербераторы легко устранили эту проблему.

Вопросы и ответы по реверберации

Должны ли вы накладывать реверберацию на все?

Нет, не каждый инструмент нуждается в добавлении реверберации. Слишком большое количество ревербераторов может накладываться друг на друга и загромождать производство. Например, инструмент, который записан и содержит комнатную реверберацию, может не нуждаться в дополнительной реверберации поверх нее.

Нужно ли добавлять реверберацию при мастеринге?

В большинстве случаев вы хотите сосредоточиться на добавлении реверберации к отдельным инструментам, а не к мастер-каналу. Это приведет к тому, что вы услышите реверберацию на каждой отдельной дорожке в вашей песне. Проработка параметров реверберации для каждого трека позволяет им идеально вписаться в микс.

Как добиться идеальной реверберации каждый раз?

В некоторой степени это субъективный вопрос, поскольку каждая песня имеет специфические потребности, основанные на остальных вокальных и инструментальных элементах. Будь то искусственная реверберация или естественная комнатная реверберация, вы должны убедиться, что она сочетается с другими звуками аудиопродукции. Вы не хотите, чтобы различные типы реверберации вступали в противоречие с остальными элементами песни, а, скорее, дополняли каждый элемент.

Является ли использование реверберации обманом?

Вовсе нет; технология предоставляет огромное количество вариантов цифровых ревербераторов, и вы можете настроить их миллионом различных способов. В свою очередь, это только подстегнет новые творческие идеи. Иногда определенные инструменты могут звучать несколько суховато по сравнению с остальной частью трека, поэтому не помешает попробовать несколько различных камер реверберации.

Слишком много реверберации — это плохо?

Слишком большое количество реверберации может плохо сказаться на общей целостности звучания. Обычно это можно легко контролировать, регулируя сигнал мокрой реверберации. Но если на каждой отдельной дорожке используется один и тот же ревербератор, производство будет слишком загромождено, чтобы исправить ситуацию только регулировкой сигнала мокрого ревербератора.

Сколько реверберации достаточно?

Помните, что в контексте того, что реверберация используется для заполнения сухого, пустого пространства в песне, вы хотите добавить ровно столько, чтобы заполнить это пространство. Если не контролировать хвосты реверберации на каждой дорожке, можно легко испортить весь микс.

Нужно ли добавлять реверберацию в вокал?

Да, применение реверберации к вокалу важно для обеспечения большей устойчивости и более полного звучания. В некоторых студиях звукозаписи реверберация естественным образом отражается от отражающих поверхностей и даже может создавать эхо-камеру в больших помещениях

Цифровая реверберация дает гораздо больше возможностей для настройки и позволяет работать в сложном пространстве, что может помочь вам выбрать определенный стиль реверберации.

Какой тип реверберации лучше всего подходит для вокала?

Пластинчатый ревербератор рекомендуется для вокала благодаря его гладкому звучанию и яркому тону. Использование этого типа реверберации может усилить звучание вокала, делая его более мощным. Будьте осторожны, так как при неправильном использовании пластинчатая реверберация может сопровождаться неприятным металлическим звуком.

Как вы называете комнату без реверберации?

В связи с этим вопросом вы часто будете слышать слова «звукоизоляция». В некотором смысле это верно, но правильная терминология для этого называется безэховой камерой. Безэховая означает, что помещение не отражает звук. Такие помещения обычно проектируются и строятся специально для поглощения звука.

Считается ли реверберация автонастройкой?

Нет, это две разные вещи, поскольку реверберация — это просто реверберация звука. В то время как автонастройка, как указано в названии, используется для подстройки вокала и инструментов к остальному звуку, чтобы все было в ключе и единообразно. Кроме того, полезно знать, что существуют различные уровни автоподстройки, и иногда она вообще не заметна в конечном релизе.

В чем разница между эхо и ревербератором?

Эхо — это одиночное отражение от какой-либо поверхности вдали. Эта поверхность должна находиться на расстоянии более 50 футов, чтобы человеческое ухо уловило эхо. Реверберация — это множественные отражения от близлежащей поверхности, когда звуковые волны складываются и сталкиваются друг с другом.

Методы для проверки акустики залов

Главным методом проверки акустики зала есть акустический расчет, он помогает создать правильный звук с учетом конфигурации зрительного зала. Главная проблема состоит в том, что существует нарастание и затухание звука в разных помещениях. Как упоминалось выше, эта проблема влияет на переход первых отражений звуковых волн и дальнейшей их передачи и звучания.

Как известно, основными звукообразующими плоскостями являются стены и потолок

Очень важно при проверке учитывать обзор материалов поглощающих реверберацию звуковых волн, иными словами — возникновение эха из-за неправильно подобранных материалов для зала. Обязательным есть наличие отражателя звука, применяется на музыкальных и симфонических концертах

Для лучшего образования звуковых и подавления шумовых волн.

При проверке нужно помнить, что рядом с залом не должно быть помещений с источниками шума, а также различные ограждающие конструкции, которые могут повлиять на изоляцию и сохранность звука.

Для проверки акустики зала задействуют также физику, она помогает рассчитать время прохода звука, время поглощения ревербераций, чтобы обеспечить самые лучшие условия для восприятия звука.

Используется проверка разборчивости речи в зале

Ведь важно знать, что при качественной подаче звука, зритель все четко слышит. Это очень важно в больших залах, с большим количеством слушателей

Особенно такую проверку проходят лекционные залы, для которых это является главной задачей. Важным есть отделка зала — очень ценима симфоническими оркестрами, для которых отделка зала важна для передачи атмосферы выступления и влияет на подсознание слушателя путем звучания и созерцания.

Некоторые исследования

С концертными помещениями меньших размеров дело обстоит несколько иначе. В ходе исследований изменений свойств звука в закрытых пространствах выяснилось, что музыкантам больше импонирует игра в реверберирующих помещениях, а слушатели же считают, что музыка воспринимается лучше там, где отсутствует эхо.

Для достижения эффективной реверберации, необходимо наличие в стенах материала, который будет поглощать звуковые волны. Благодаря этому после эха звук будет постепенно затухать.

Так, когда стены в части, где разместились музыканты стали отражать звук, исполнители стали «слышать себя», а часть со слушателями стала работать по принципу открытых театров, стены которого поглощают звук.

Но, естественно, имеет значение отражение звука или его поглощение не только стенами. В ходе еще одного эксперимента выяснилось, что чем ниже над исполнителями расположен отражатель, тем лучше и качественней звучание, как для музыкантов, так и для слушателей.

Визуализация интерьера помещений — Дизайн-проект зала

Проектные работы выполняются с учетом общей концепции учреждения и подбора технологического оборудования.

Дизайн-проект включает в себя:

  • объемно-пространственную перспективу изображения, 3D-визуализация. Моделирование помещения, максимально приближенное к реализации;
  • планировочные решения, детали интерьера и отделочные материалы;
  • размещение мебели — театральные кресла, мебель для фойе, гардероб;
  • размещение технологического и электрооборудования — звукового, светового, видео, механизации сцены;
  • интерьерное освещение — люстры, точечные светильники, дизайнерские световые приборы;
  • текстильное убранство помещения — одежда сцены, расписные занавесы, шторы, кулисы, механизированные системы зашторивания.

Примеры архитектурной акустики в знаменитых зданиях

Сиднейская оперная театр

Сиднейская оперная театр – одно из самых известных архитектурных сооружений в мире, известное своим уникальным дизайном и превосходной акустикой. Здание было спроектировано таким образом, чтобы обеспечить идеальную реверберацию и отчетливость звука внутри зала. Внутренняя отделка зала выполнена из специальных материалов, которые позволяют равномерно распределить звуковые волны и предотвратить эхо. Это создает идеальные условия для выступлений оперных певцов и оркестров.

Концертный зал Венского музыкального дома

Концертный зал Венского музыкального дома – одно из самых престижных мест для проведения классической музыки в мире. Зал славится своей превосходной акустикой, которая позволяет музыкантам и оркестрам полностью раскрыться и передать эмоции своих произведений. Внутренняя отделка зала выполнена из дерева и других природных материалов, которые обеспечивают идеальное отражение и диффузию звука. Кроме того, зал оснащен специальными акустическими панелями, которые позволяют регулировать реверберацию в зависимости от требуемого звукового эффекта.

Симфонический зал Джеймса Л. Найта в Далласе

Симфонический зал Джеймса Л. Найта в Далласе – это одно из самых современных и технически продвинутых зданий для проведения концертов и симфонических выступлений. Зал оснащен передовыми акустическими системами, которые позволяют точно настроить реверберацию и отчетливость звука в зависимости от требований конкретного произведения. Кроме того, зал имеет специальные акустические панели, которые можно регулировать в реальном времени, чтобы достичь оптимального звукового эффекта.

Концертный зал Сиднея Майер Мьюзик Холл

Концертный зал Сиднея Майер Мьюзик Холл – это одно из самых современных и инновационных зданий для проведения концертов и музыкальных выступлений. Зал был спроектирован с использованием передовых технологий акустического моделирования, чтобы обеспечить идеальную реверберацию и отчетливость звука. Внутренняя отделка зала выполнена из специальных материалов, которые позволяют равномерно распределить звуковые волны и предотвратить эхо. Кроме того, зал оснащен передовыми акустическими системами, которые позволяют точно настроить звуковой эффект в зависимости от требований конкретного произведения.

Это лишь некоторые примеры знаменитых зданий, в которых архитектурная акустика играет важную роль. В каждом из этих зданий были применены различные методы и техники акустической обработки помещений, чтобы создать идеальные условия для выступлений и прослушивания музыки.

Параметры реверберации

Очень важно понимать, как правильно применить нужный тип реверберации к вашему треку. Знание параметров и правильного их использования может легко вывести ваше аудиопроизводство на новый уровень

Ниже мы расскажем о нескольких важнейших параметрах более подробно.

Предварительная задержка

Это довольно просто: предварительная задержка — это время, необходимое для срабатывания отражения после воспроизведения начального источника звука.

Атака

Регулируя параметр атаки, вы можете установить, сколько времени потребуется ревербератору для достижения своего уровня интенсивности в устойчивом состоянии. Этот параметр также подходит для смягчения проблем со столкновением элементов дорожки, давая больше пространства для исходного источника звука перед включением реверберации.

Распад

Параметр затухания контролирует количество времени, необходимое для полного затухания ревербераций. Убедитесь, что этот параметр находится на нужном уровне, и каждое пространство будет заполнено правильно, без столкновений ревербераций.

Диффузия

Этот параметр определяет сложность самого ревербератора. Диффузия позволяет задать плотность или форму реверберации, которой можно манипулировать для получения более тонкого или более жирного звучания.

Смешать

Один из самых важных параметров, микс, — это то, как вы контролируете баланс между мокрым и сухим сигналами. Когда вы увеличиваете сухой сигнал, больше оригинального звука просвечивает, а при более высоких значениях мокрого сигнала вы получаете больше реверберации. Именно здесь вы должны найти идеальный баланс между оригинальным звуком и мощностью используемого ревербератора.

Размер

Когда речь идет о размере ревербератора, имеется в виду длина отражений реверберации. Для наглядности, увеличивая размер ревербератора, вы, по сути, увеличиваете размер комнаты реверберации.

Ранние размышления

Их следует понимать четко, поскольку это первая часть реверберации, которую вы услышите. Ранние отражения работают отдельно по сравнению с остальной частью реверберации, которую вы услышите на хвосте. Поэтому вам нужно убедиться, что они попадают в точку, поскольку слушатель улавливает их в первую очередь.

Факторы, влияющие на акустику помещений

Акустика помещений зависит от множества факторов, которые влияют на звуковое восприятие внутри помещения. Вот некоторые из основных факторов, которые нужно учитывать при проектировании акустических условий:

Размеры и форма помещения

Размеры и форма помещения имеют огромное значение для акустики. Большие помещения могут создавать эхо и реверберацию, в то время как маленькие помещения могут вызывать звуковую давку. Форма помещения также может влиять на отражение звука и создание нежелательных резонансов.

Материалы отделки стен и потолка

Материалы, используемые для отделки стен и потолка, могут существенно влиять на акустику помещения. Некоторые материалы могут поглощать звук, уменьшая отражения и реверберацию, в то время как другие материалы могут отражать звук, усиливая его. Выбор правильных материалов для отделки помещения может помочь достичь желаемых акустических характеристик.

Расположение звуковых источников и слушателей

Расположение звуковых источников и слушателей в помещении также играет важную роль в акустике. Размещение звуковых источников и слушателей в определенных местах может помочь достичь равномерного распределения звука и улучшить его восприятие. Неправильное расположение может привести к неравномерности звука и созданию нежелательных эффектов, таких как эхо или затухание звука.

Акустические свойства мебели и оборудования

Мебель и оборудование в помещении также могут влиять на акустику. Некоторые материалы мебели могут поглощать звук, в то время как другие могут отражать его

Также важно учитывать акустические свойства оборудования, такого как акустические системы или микрофоны, чтобы они соответствовали требуемым акустическим характеристикам помещения

Акустическая обработка помещения

Акустическая обработка помещения включает в себя использование специальных материалов и технологий для управления звуковыми характеристиками помещения. Это может включать в себя установку акустических панелей, диффузоров, абсорберов и других устройств, которые помогают контролировать отражения, реверберацию и другие акустические параметры.

Учитывая все эти факторы, архитектурная акустика стремится создать оптимальные условия для восприятия звука в помещении, обеспечивая ясность, отчетливость и достаточную громкость звука для комфортного прослушивания и наслаждения.

Архитектурное проектирование

Включает в себя планировочные решения, выбор технологии производства работ и отделочных материалов в соответствии с функциональными особенностями помещений, являющихся частью зрелищных зданий и сооружений.

Наша компания разрабатывает комплексные архитектурно-планировочные и технические решения для учреждений культуры.

Основная классификация производится по видам помещений:

  • демонстрационные — зал и сценическое пространство, артистические грим-уборные, аппаратные звуко-свето инженера, костюмерная;
  • зрительские — входная зона, представленная вестибюлем и фойе, административные помещения;
  • учебные — студия звукозаписи, хореографический зал, театральная студия и оркестрово-хоровой класс;
  • лекционно-библиотечные и выставочные — читальный залы, библиотека, музей, галерея.

Расчет и проектирование архитектурной акустики помещения

Основными явлениями, изучаемыми архитектурной акустикой является распространение, отражение и поглощение звуковых волн в помещении, их влияние на субъективное восприятие музыкальных и речевых программ.

Моделирование является основой при проектировании залов с естественной акустикой. Правильное построение моделей позволяет выявить акустические дефекты помещения и исправить при помощи акустических материалов.

Проектирование архитектурной акустики включает в себя следующие этапы:

  1. Проведение акустических измерений для определения условий проектирования с выдачей протокола акустических измерений. Оценка реверберационных характеристик зала и рекомендациями по их корректировке.
  2. Разработка проекта акустических решений для приведения реверберационных характеристик помещений в соответствие со стандартами.
  3. Авторский надзор на этапах строительства с консультациями строительных и проектных организаций по вопросам звукоизоляции и шумопоглощения.
  4. Контрольные акустические измерения после выполнения всех строительных работ с выдачей протокола измерений.
  5. Коррекция характеристики реверберации, выполняется при необходимости.

Типы реверберации

Выделяют несколько основных типов реверберации. Начнем с основы основ – комната.

Комнатная реверберация

Эффект комнатной реверберации, который мы встречаем в обычной жизни, нам всем хорошо знаком. Это приятный эффект в меру расширенного и мягкого звука.

В современных цифровых ревербераторах комната может с легкостью изменить свои характеристики – можно менять её размер, количество стен. Звук, отраженный от комнат с измененными характеристиками, принимает необычную окраску за счёт необычной модальной интерференции, flutter-отражений и резонансов, что позволяет достичь именно того эффекта, который вы хотите слышать от комнаты.

Второй тип реверберации – концертный зал

При такой реверберации звук становится более равномерен, идеально подходит к оркестровым партиям. Если же сделать упор на низкий частоты, то мы получим пафосный, пышный звук, свойственный классической музыке.

Следующий тип – камерные ревербераторы

Они напоминают залы своей шириной, но при этом лишены определенной доли размытости. Этот тип ревера характерен для рока 60-ых, потому как владельцы студий организовывали запись этой реверберации в ванных, на лестничных площадках и в коридорах. Этот тип идеально подойдёт для реверберации голоса и струнных инструментов.

Plate Reverb, он же пластинчатая реверберация

Изначально этот тип реверберации предполагал наличие в студии звукозаписи металлического листа со звукоснимателями. При такой реверберации звука выделяются высокие частоты за счёт металлического отзвука и повышенной скорости распространения звука в металле. Это позволяет уместить много отражений в короткий промежуток времени, тем самым достигнув равномерности реверберации.

Plate Reverb, или пластинчатый ревербератор

Пружинные ревербераторы

Пружинные ревербераторы по механике действия похожи на plate, но вместо пластин здесь, как уже стало понятно, пружины. При такой реверберации мы получаем длинный колеблющийся хвост, придающий большую окраску верхним частотам. Этот тип ревера завоевал рок 70-ых и впоследствии органично вписался в металл. Эта неувядающая классика всегда будет к месту, если вы реверберируете эмулированную или записанную гитару.

Классический пружинный ревербератор

Gated Reverb

  • Gated Reverb – популярных в 80-ых годах тип реверберации, характерен коротким хвостом и небольшим эхо, делая звук как бы мощнее. Особенно часто применялся (и применяется поныне) при обработке ударных партий.
  • Так же существует такой цифровой тип реверберации, как нелинейный или non-linear. Все перечисленные выше типы реверберации имеют линейную структуру, то есть ясно выраженную атаку и равномерно спадающий decay, нелинейная же реверберация может искажаться как угодно саундпродюсеру. Например, можно вовсе лишить инструмент атаки, или полностью обрезать ему хвост. Этот тип ревера может позволить создать очень интересные приемы, которые гарантированно разнообразят вашу музыку.

Ambience Reverb

Нельзя не упомянуть и о Ambience Reverb, чаще всего используемом в эмбиентной музыке. У такого типа ревера очень широкий диапазон времени и длинный хвост. Современные цифровые ревербераторы могут «захватывать» звук, из чего можно получить оригинальные звуковые пэды. Если добавлять немного такой реверберации в голос, мы получим интересный эффект, словно бы человек поёт в открытой местности.

Что такое реверберация?

Реверберацией в музыке называют акустический эффект, который возникает при отражении волн звука от поверхности помещения, следствием чего становится еще большее число отражений. Человек на слух не сможет распознать в отдельности каждое колебание – интервал между отражениями звука слишком короток, поэтому мы воспринимаем весь звук вместе.

Корреляция проста: чем больше помещение, тем сильнее реверберация, вплоть до того, что человек продолжает слышать отзвуки после затухания самого источника. Реверберация как эффект носит естественный характер, но посредством сторонних инструментов реверберация поддается регулированию.

При реверберации первое, что слышит человек – сам сигнал, источник звука, после него следуют первичные отражения от «границ» комнаты, менее интенсивные, чем сам сигнал. За ними идут вторичные, третичные и т.д. отражения, чья интенсивность с каждым разом снижается. Главный признак первичных отражения заключается в том, что они отстают от исходного звука не более чем на 60 миллисекунд. Если отражение отстает от исходного сигнала более чем на 100 миллисекунд, мы начинаем слышать эхо.

Может возникнуть вопрос, в чем же тогда разница между эффектами эхо и реверберацией? Она заключается во времени: эффект реверберации мы слышим практически сразу же, эффект же эхо наступает по окончании действия исходного сигнала.

С точки зрения физики, и тот и другой эффекты имеют одну и ту же природу – отражение от поверхностей, регулируемое размерами комнаты, звукопроводящими качествами поверхностей и т.д., но в музыке реверберация придаёт дополнительный объём звуку, эхо же как бы «прилипает» к ушам слушателям, создавая эффект удаления звука.

Длительность ревера зависит от размеров помещения и поглощающей способности поверхностей. Исходя из длительности, мы можем сделать вывод о размере помещения и его акустике. Так же стоит понимать, что высокие частоты затухают быстрее низких, поэтому реверберация часто делает звук мягче и глуше.

Немного углубимся в науку, возьмем информацию из Википедии:

Условно принятое время реверберации — время, за которое уровень звука уменьшается на 60 децибел.

Для вычисления времени реверберации используют формулы:

  1. T = 0,16V / A (формула Сэбина)
  2. T = 0,16V / S ln(1 – a) (формула Эйринга);
  3. T = 0,16V / S ln(1 – a) + kV (обобщённая формула), где

V – объем помещения,

А – общее звукопоглощение, а – коэффициент звукопоглощения,

S – площадь помещения,

K – коэффициент поглощения в воздухе.

Расчёт времени реверберации можно рассчитывать по специальным калькулятором, находящимся в свободном доступе в интернете.

Заключение

Приведённые примеры нельзя считать набором правил, когда использовать реверберацию, а когда дилэй. Всё написанное выше — не более чем варианты отправных точек при принятии решений. Как и всегда, применение тех или иных эффектов диктует художественная составляющая трека.

Помните, что использование дилэя не исключает применения реверберации, и наоборот. Во многих песнях оба эффекта используются одновременно для улучшения тех или иных звуковых характеристик. Используя дилэй и реверберацию последовательно или параллельно, вы можете придать сигналу различный оттенок — богатый и насыщенный, атмосферный и объёмный, диссонирующий и неприятный. В общем, только вам решать, что нужно треку — реверберация или дилэй.

Выводы

Акустика зала — это целая наука, которая идет еще с древнего Рима и построения амфитеатров. Чтобы добиться максимальной естественности звука приходиться прибегать к архитекторам, математикам, физикам. Это дает возможность понять, как движутся звуковые волны, их силу и качество.

Это очень важно, ведь каждый сидящий в зале человек хочет слышать звук с одинаковой силой и отдачей. В современном зале акустике уделяют очень много внимания, звук должен быть максимально естественным, натуральным и приятным

Часто используют шумоподавление для максимального звучания, которое сможет улавливать человеческий слух.

Также нужно соблюдать все технические нормы, а к отделочным материалам относиться с осторожностью – они могут, как усилить качество звуковых волн, так и подавить их, тем самым уменьшить слышимость сидящим в зале. Поэтому существует проверка мест для слушателей и расчета запоздания звука для каждого отдельно

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: