Мотив

Мотивация и стимулирование – что такое и отличия

Самомотивация

Самомотивация – применение индивидуальных мотивационных методов, в основу которых положены личностные убеждения:

  • желания и стремления;
  • целенаправленность и последовательность;
  • решимость действовать и постоянство.

Индивид выполняет осознанные действия, направленные на достижение желаемого результата.

Чтобы самостоятельно мотивировать себя, можно воспользоваться такими методами, как:

  • аффирмации – подборка позитивных утверждений, воздействующих на подсознание индивида и приводящих к положительному эффекту;
  • самовнушение – воздействие, имеющее под собой самостоятельное влияние человека на собственную психику, целью которого является создание новой поведенческой модели;
  • биографии успешных людей – эффективный способ стимуляции, основанный на изучении жизненной истории великих личностей;
  • формирование волевых навыков – выполнение действий, направленных на преодоление собственной лени, страхов и нежелания действовать;
  • визуализация – эффективный метод, в основе которого лежит мысленное представление и эмоциональное переживание достигнутых целей.

Самовнушение

Самовнушение может быть эффективным лишь в том случае, если человек обладает способностями к этому: может воздействовать на свое подсознание и психику, вызвав нужную реакцию и достигнув положительного эффекта.

Биографии успешных людей

Использование этого способа подойдет как детям, так и взрослым. Человек видит полную картину: было желание, затем последовало действие, а потом – результат.

Визуализация

Визуализация – мощный метод достижения целей, т. к. мысли имеют свойство материализовываться

Важное условие его применения – наличие активных действий по достижению целей

Проблема борьбы мотивов

Как уже было сказано, одновременно человеком управляют несколько мотивов, причем часто побуждающих его к разным действиям. Например, классическая ситуация. Раннее утро, звонит будильник, который вы специально завели, чтобы встать пораньше и сделать утреннюю пробежку. Но это было вчера, а сейчас очень не хочется вылезать из-под теплого одеяла, когда можно поспать еще полчасика. Что вы выберете, какой мотив победит? Это зависит от множества факторов, в том числе от значимости мотивов, силы воли, здравого смысла и дополнительных стимулов. Например, если вы договорились бегать с другом, и он будет вас ждать.

В приведенном примере ситуация не такая уж и критичная, но случается, что человек оказывается перед очень сложным выбором: спастись самому или спасти других людей, совершить преступление и достигнуть цели или не совершать и отказаться от желаемого. Борьба мотивов может стать источником очень сложного и тяжелого внутреннего конфликта, привести к развитию невроза или депрессии.

Психологи в ситуации борьбы мотивов советуют опираться на рациональную сферу, то есть не поддаваться эмоциям, обдумать аргументы за и против, оценить плюсы и минусы того или иного варианта действий. И главное, ориентироваться на наиболее социально значимые мотивы. Ведь добившись своего, но утратив доверие и уважение общества, вы потеряете больше, чем получите.

Несмотря на то, что не все мотивы мы осознаем, управлять мотивационной сферой можно. Для этого стоит научиться выстраивать иерархию мотивов, ориентируясь на наиболее важные и значимые. Иерархия мотивов связана с социальными ценностями и теми приоритетами, которые есть в нашей жизни.

Мотивация: что это?

Говоря о мотивации, необходимо сначала разобраться с понятием мотива.

Мотив – это определенная потребность, которая может носить материальный, физический, ценностный либо духовный характер. Она побуждает человека действовать, служит своеобразным импульсом или двигателем, порождает мотивацию.

Мотивация – побуждение человека к достижению осознаваемой потребности, которое всегда носит внутренний характер. Соответственно, мотивация – явление сугубо индивидуальное. У каждого человека она своя.

Для одного сотрудника мотивацией служит солидный заработок, для другого – возможность карьерного роста, для третьего – признание его ценности для компании, для четвертого – повышение социального статуса.

Важная особенность мотивации – ее ориентация на конкретного человека. То есть невозможно одним и тем же способом замотивировать целую группу людей – к каждому придется искать индивидуальный подход.

Другая черта мотивации – это полное осознание человеком внутренней потребности. Только четко сформулированная цель дает импульс, побуждающий субъект действовать в нужном направлении.

Вызывать у человека внутреннюю мотивацию – это целое искусство, требующее знаний из области психологии и маркетинга.

Мотивация прекращается в тот момент, когда потребность оказывается удовлетворенной.

Список литературы

Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 14—27.

Асмолов А.Г. Мотивация // Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. С. 190—191.

Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации // А.Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А.В. Запорожца и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. С. 191—200.

Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения.  М.: Смысл; Академия, 2006.

Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. № 4 (12). URL: http://psystudy.ru

Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2001.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.

Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2000.

Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. М.: Смысл, 2009.

Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 2. С. 107—117.

Леонтьев Д.А. Системно-смысловая природа и функции мотива // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1993. № 2. С. 73—82.

Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.

Леонтьев Д.А. Общее представление о мотивации человека // Психология в вузе. 2004. № 1. С. 51—65.

Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1960. Т. 23.

Маркс К., Энгельс Ф. Наемный труд и капитал // Сочинения. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1957. Т. 6. С. 428—459.

Патяева Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1983. № 4. С. 23—33.

Розанов В. Цель человеческой жизни (1892) // Смысл жизни: антология / Под ред. Н.К. Гаврюшина. М.: Прогресс-Культура, 1994. С. 19—64.

Deci E., Flaste R. Why we do what we do: Understanding Self-motivation. N.Y.: Penguin, 1995.

Deci E.L., Koestner R., Ryan R.M. The undermining effect is a reality after all: Extrinsic rewards, task interest, and self-determination // Psychological Bulletin. 1999. Vol. 125. P. 692—700.

Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health // Canadian Psychology. 2008. Vol. 49. P. 182—185.

Nuttin J. Motivation, planning, and action: a relational theory of behavior dynamics. Leuven: Leuven University Press; Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1984.

Для цитирования статьи:

Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016.— №2 — с.3-18

Способы мотивации на практике

Способов мотивации существует много, и все они отличаются один от другого.

Мотивация персонала

Она преследует цель повысить активность и производительность труда работника. Используемые для этого меры могут зависеть от разных условий:

  • системы стимулирования на предприятии;
  • особенностей управления предприятием;
  • сферы ее деятельности;
  • количества персонала;
  • стиля управления и др.

Методы мотивации делятся на 3 группы:

  • экономические (материальные);
  • организационно-административные (следование регламенту);
  • социально-психологические (следование социальным интересам).

Наиболее эффективным является метод кнута и пряника, который практикуется многими предприятиями.

Мотивация учащихся

Для студентов и школьников она также важна, т. к. способствует хорошему обучению. Она позволяет ставить долгосрочные цели, выбирать стратегию поведения, добиваться высоких результатов.

Мотивация у детей и подростков редко возникает произвольно. В связи с этим психологи и педагоги разработали различные приемы для вызова мотивации. Они дают возможность благополучно развиваться, учиться и познавать новое. К этим приемам можно отнести:

  • привлечение внимания (интересные опыты и факты, сравнения, истории из жизни);
  • переживание эмоций при подаче материалов из-за их масштабности и ценности;
  • проведение сравнений между научными исследованиями и жизненным опытом;
  • создание атмосферы научного обсуждения, познавательной дискуссии;
  • радостное переживание достижений;
  • придание информации эффекта новизны;
  • приравнивание учебных материалов к разряду достижений, их актуализация;
  • применение позитивного и негативного мотивирования;
  • формирование социальных мотивов (желание приобрести авторитетное мнение, внести свой вклад в развитие).

Признаки мотивированных людей

К основным признакам людей, которые заряжены и мотивированы на работу, можно отнести:

  • оптимистичность — мотивированные люди заранее уверены, что их план исполнится, а результат получится отличным;
  • настойчивость — препятствия для них не становятся неразрешимой задачей;
  • активность — много энтузиазма, помогающего не останавливаться на пути к цели;
  • концентрация — люди не отвлекаются на мелочи, двигаясь к цели;
  • уверенность — такие люди осознают себя как целостную личность с проблемами и недостатками, умеют использовать сильные стороны и прорабатывать слабые.

В психологии

Психология — это наука, изучающая влияние мотивации на желания, потребности и состояние человека. Существуют разные концепции в психологии о возникновении мотивации. Например, бихевиоризм говорит, что потребность возникает при отклонении организма от идеала. Если человек голоден, у него появляется мотивация вернуться к идеалу, то есть к сытости, и в данном случае его главной движущей силой становится желание поесть.

Психоанализ предлагает рассматривать мотивы как часть бессознательных процессов, основанных на инстинктах и боязни смерти. Здесь значительная часть мотивации строится на страхе и его избегании.

В менеджменте

Менеджмент призван побудить людей к работе, а поэтому ищет оптимальные способы формирования мотивации для коллектива. Теории этого направления разделяются на:

  • содержательные — сфокусированы на человеческих потребностях и побуждают людей к определенным действиям;
  • процессуальные — изучают факторы, влияющие на степень мотивированности.

Формируемый с помощью этих двух направлений подход должен решать ряд задач:

  • повышать удовлетворение сотрудников от работы;
  • вырабатывать поведение для достижения необходимых результатов;
  • подбирать персональные решения для каждой категории сотрудников с целью повышения личностной мотивации.

Сотрудники довольны работой и мотивированы, когда они занимаются своими прямыми обязанностями без бессмысленной рутины. Когда операторы колл-центра звонят клиентам, Речевая аналитика Calltouch Predict автоматически собирает данные. Раньше приходилось тратить много времени на разбор телефонных звонков — сейчас все делается автоматически. Детализированные отчеты помогут понять, что интересует клиентов, какие звонки приводят к продажам.

Технология речевой аналитики Calltouch Predict

  • Автотегирование звонков
  • Текстовая расшифровка записей разговоров

Узнать подробнее

В экономике

Экономическая теория по-разному смотрит на мотивирование человека в процессе труда. Исследование мотивации на предприятии всегда неразрывно идет с показателями вовлеченности сотрудников и степенью эффективности работы компании. Финансовое поощрение не всегда дает положительные результаты в этом направлении. С экономической точки зрения на производстве выгоднее создавать нематериальные стимулирующие положения:

  • моральное поощрение;
  • комфортную обстановку;
  • доверительную атмосферу;
  • социальные гарантии.

При использовании сразу нескольких методов сотрудники охотнее выполняют свои обязанности, чем при работе исключительно за материальное вознаграждение.  

Основные положения деятельностной теории мотивации

Ранее выполненный нами анализ преследовал цель устранить противоречия в традиционно цитируемых текстах А.Н. Леонтьева, обусловленные тем, что понятие «мотив» в них несло чрезмерно большую нагрузку, включая в себя много разных аспектов. В 1940-е гг., когда оно только вводилось как объяснительное, этой растяжимости вряд ли можно было избежать; дальнейшее же развитие этого конструкта привело к его неизбежной дифференциации, появлению новых понятий и сужению за их счет семантического поля собственно понятия «мотив».

Отправной точкой для нашего понимания общей структуры мотивации выступает схема А.Г. Асмолова (1985), выделившего три группы переменных и структур, которые отвечают за эту область.  Первая — общие источники и движущие силы деятельности; Е.Ю. Патяева (1983) удачно назвала их «мотивационными константами». Вторая группа — факторы выбора направленности деятельности в конкретной ситуации здесь и теперь. Третья группа — вторичные процессы «ситуативного развития мотивации» (Вилюнас, 1983; Патяева, 1983), которые позволяют понять, почему люди доводят до конца то, что они начали делать, а не переключаются каждый раз на все новые и новые соблазны (подробнее см.: Леонтьев Д.А., 2004). Таким образом, главный вопрос психологии мотивации «Почему люди делают то, что они делают?» (Deci, Flaste, 1995) распадается на три более частных вопроса, соответствующих этим трем областям: «Почему люди вообще что-то делают?», «Почему люди в данный момент делают то, что они делают, а не что-то другое?» и «Почему люди, начав что-то делать, обычно доводят это до конца?». Понятие мотива чаще всего используется для ответа на второй вопрос.

Начнем с основных положений теории мотивации А.Н. Леонтьева, более подробно рассмотренных в других публикациях.

  1. Источником человеческой мотивации служат потребности. Потребность есть объективная нужда организма в чем-то внешнем — предмете потребности. До встречи с предметом потребность порождает только ненаправленную поисковую активность (см.: Леонтьев Д.А., 1992).
  2. Встреча с предметом — опредмечивание потребности — превращает этот предмет в мотив целенаправленной деятельности. Потребности развиваются через развитие их предметов. Именно благодаря тому, что предметами человеческих потребностей выступают предметы, созданные и преобразованные человеком, все человеческие потребности качественно отличаются от иногда сходных с ними потребностей животных.
  3. Мотив — это «тот результат, то есть предмет, ради которого осуществляется деятельность» (Леонтьев А.Н., 2000, с. 432). Он выступает как «…то объективное, в чем эта потребность (точнее, система потребностей. — Д.Л.) конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность как на побуждающее ее» (Леонтьев А.Н., 1972, с. 292). Мотив — это приобретаемое предметом системное качество, проявляющееся в его способности побуждать и направлять деятельность (Асмолов, 1982).

4. Человеческая деятельность полимотивирована. Это означает не то, что одна деятельность имеет несколько мотивов, а то, что в одном мотиве опредмечиваются, как правило, несколько потребностей в разной степени. Благодаря этому смысл мотива является сложносоставным и задается его связями с разными потребностями (подробнее см.: Леонтьев Д.А., 1993, 1999).

5. Мотивы выполняют функцию побуждения и направления деятельности, а также смыслообразования — придания личностного смысла самой деятельности и ее компонентам. В одном месте А.Н. Леонтьев (2000, с. 448) прямо отождествляет направляющую и смыслообразующую функции. На этом основании он различает две категории мотивов — смыслообразующие мотивы, осуществляющие как побуждение, так и смыслообразование, и «мотивы-стимулы», только побуждающие, но лишенные смыслообразующей функции (Леонтьев А.Н., 1977, с. 202—203).  

Мотивация: катализатор достижения целей

Мотивация — это внутреннее побуждение человека, которое стимулирует его к действию. Она является ключевым фактором в достижении поставленных целей и преодолении сложностей. Отличие мотивации от мотива заключается в том, что мотив — это причина или потребность, которая вызывает у человека желание или стремление к действию.

В отличие от мотивации, которая может быть как внутренней, так и внешней, мотив — всегда внутренний. Он может возникнуть в результате удовлетворения определенных потребностей или желаний, а также в результате реакции на внешние стимулы.

Мотивация играет важную роль в достижении целей, поскольку она дает человеку энергию и настойчивость для преодоления трудностей и преуспевания

Без мотивации человеку будет трудно удержать свое внимание на достижении поставленных целей и выполнении необходимых задач

Для достижения целей необходимо иметь ясно определенные мотивы, которые выступают как толчок к действию. Без мотивов человек может быть безразличен к своим задачам и не будет стремиться к их выполнению.

Мотивация может возникнуть как в результате желания получить награду или избежать наказания, так и из-за внутреннего стремления к саморазвитию и достижению личных целей. Ключевое значение имеет положительная мотивация, которая позволяет человеку сосредоточиться на достижении поставленных целей и справиться с возникающими сложностями.

Роль мотивации в достижении успеха

Мотивация играет важную роль в достижении успеха в различных сферах жизни. Она является фактором, который активирует наши силы и направляет наше поведение к достижению определенной цели. В отличие от простого желания или потребности, мотивация дает нам стимул действовать и преодолевать трудности на пути к успеху.

Одной из основных причин, почему мотивация играет такую важную роль, является то, что она помогает нам определить цель и сосредоточиться на ее достижении. Мотивация дает нам ясное понимание того, зачем мы ставим перед собой определенную задачу и какую пользу она может принести нам. Она помогает нам разрабатывать стратегии и планы действий, а также преодолевать возникающие преграды и неудачи на пути к цели.

Одно из отличий мотивации от мотива заключается в том, что мотивация – это более долгосрочное побуждение к действию, связанное с осознанными потребностями и целями, в то время как мотив – это более краткосрочный стимул, который может быть вызван внешними факторами или внутренними желаниями. Мотивация помогает нам поддерживать энергию и устойчивость в достижении цели, а также проявлять творчество и находчивость в решении проблем.

Поэтому, осознавая роль мотивации в достижении успеха, мы можем активно развивать свою мотивацию и использовать ее силу для достижения поставленных целей. Создавая ясные и конкретные цели, находя в них личную причину и побуждение, а также поддерживая свою мотивацию на протяжении всего пути, мы способны достичь больших результатов и настоящего успеха в жизни.

Внешний и внутренний стимулы мотивации

Мотивация – это внутреннее состояние человека, которое побуждает его к достижению определенной цели или выполнению конкретного действия. Однако наиболее важными элементами мотивации являются стимулы, которые могут быть внешними и внутренними.

Внешний стимул – это причина, находящаяся во внешней среде, которая побуждает человека к действию. Он может представлять собой вознаграждение, похвалу, признание, или наоборот, наказание, критику, отрицательную оценку. Внешний стимул влияет на мотивацию, так как человек стремится получить вознаграждение или избежать наказания, и основной его интерес заключается во внешних факторах.

Внутренний стимул – это стимул, причиной которого является внутреннее состояние человека. Это может быть желание, потребность, интерес к конкретному действию или цели. Внутренний стимул не зависит от внешних факторов и является результатом внутреннего побуждения или мотивации. Человек, испытывающий внутренний стимул, может чувствовать внутреннюю удовлетворенность от выполнения задачи или достижения цели.

Однако, внешний и внутренний стимулы мотивации могут сочетаться и взаимодействовать друг с другом. Внешние стимулы часто используются для активации внутренней мотивации. Например, привлекательное вознаграждение или внешняя похвала может стать стимулом, который активирует внутреннюю потребность и желание человека. В то же время, внутренний стимул может быть усилен или понижен влиянием внешних факторов.

Виды мотивации

Мотивация – понятие, которое рассматривается во многих аспектах, поэтому ее подразделяют на следующие виды:

  1. Внешняя мотивация обусловлена деятельностью человека, зависящей от обстоятельств. Как, например, необходимость участия в соревнованиях для получения поощрения или награды. Методами внешней мотивации успешно пользуются работодатели;
  2. Мотивация внутренняя подразумевает под собой желание человека действовать на результат, независимо от обстоятельств. То есть человек, благодаря своему внутреннему потенциалу, следует к цели. Примером внутренней мотивации может быть стремление человека к улучшению жизненного уровня путем продвижения по карьерной лестнице;
  3. Положительная мотивация заключается в том, что человек действует для удовлетворения своих или чьих-нибудь желаний;
  4. К отрицательной мотивации относятся действия для того, чтобы избежать неприятностей, независимо от желания их выполнять. Например, чтобы избежать ссоры с родителями, нужно убраться в доме;
  5. Устойчивая мотивация основывается на человеческих потребностях, таких как голод, жажда или желание отдохнуть;
  6. Неустойчивая мотивация должна подпитываться постоянной внешней поддержкой. Примером служит желание похудеть или бросить курить.

Два последних вида мотивации подразделяют на подвиды: для чего-то (стремление сделать что-либо на перспективу) или от чего-то (во избежание сложностей). Рассмотрим примеры:

руководитель предприятия требует отличного знания и свободного владения иностранным языком для получения в дальнейшем высокооплачиваемой должности

Это деятельность на перспективу;
соблюдение правил, предельное внимание и уважение к другим участникам движения позволит избежать трагедий на дорогах. Это действия во избежание неприятностей.

Второстепенные виды

Кроме основных видов мотивации существуют еще и дополнительные ее виды:

  1. Индивидуальная мотивация действует в пользу саморегуляции (утоления голода или жажды, избегание переохлаждения и другого);
  2. К групповой мотивации относится забота о продолжении рода, определение своего места в социуме;
  3. К познавательной мотивации – действия, ведущие к познанию чего-то нового;
  4. Самоутверждение – действия для получения статуса в социуме или уважения окружающих к себе;
  5. Идентификация – желание походить на того, кто считается идеалом для человека;
  6. Жажда власти – действия человека в отношении окружающих, стремление руководить их деятельностью;
  7. Саморазвитие – действия, обеспечивающие личностный рост, с последующей реализацией своих возможностей;
  8. Социальные мотивы – обязанности и ответственность перед обществом;
  9. Мотив присоединения – желание налаживать контакт с окружающими для дальнейшего общения.

В изучении такой науки, как психология, мотивация играет не последнюю роль. Но вот какие факторы могут повлиять на мотивирование индивида? Этот вопрос изучали, и до сих пор изучают многие ученые. Чтобы получить больше информации о том, что такое мотивация, применяются теории.

Зачем человеку нужна мотивация

Понятие мотива в психологии мы разобрали в самом начале статьи, теперь нужно понять, для чего человеку нужна мотивация.

Правильная мотивация, скажете вы, позволяет достигать намеченных целей. И будете в этом правы. А еще личная мотивация делает человека:

  • продуктивным и активным
  • настойчивым и сосредоточенным
  • способным преодолеть трудности и легко справляться со стрессом
  • способным анализировать свои действия и искать кратчайшие пути к поставленной цели
  • оптимистичным и организованным

Если личная мотивация не работает и построена плохо, то на пути к цели индивид будет испытывать очень сильное эмоциональное напряжение, будет сильнее подвержен стрессам, внутриличностным конфликтам.

Этапы мотивации

В общем случае, можно выделить следующие этапы мотивации:

  1. Потребность. Любой мотивационный процесс начинается с ощущения некоторой потребности — физической, психологической, социальной или иной. Она является первичным источником.
  2. Поиск возможности удовлетворения потребности. Второй этап мотивации связан с поиском способов удовлетворения своей потребности.
  3. Оценка альтернатив. На этом этапе человек начинает оценивать, насколько успешно каждый из возможных вариантов удовлетворения его потребностей сможет решить проблему.
  4. Выбор. Следующий этап — это выбор оптимального варианта удовлетворения потребности. В этом процессе человек учитывает не только свои собственные желания и потребности, но и ряд других факторов, таких как социальные нормы, ценности и ожидания.
  5. Действие. Последний этап — это реализация выбранного варианта, что в свою очередь приводит к удовлетворению потребности. Однако, если результаты не соответствуют ожиданиям, то цикл мотивации может повториться снова.

Все эти этапы не являются жесткими и они могут перекрываться друг с другом в зависимости от ситуации, личности и характера мотивации.

Подробно о первом понятии

Мотивация — внутреннее осознанное побуждение человека к активности. В ее основе лежит какая-то потребность: физиологическая, материальная, духовная или любая другая. Человек стремится удовлетворить эту потребность и для этого делает определенные действия. Отличие мотивации от стимулирования заключается в том, что она всегда индивидуальна и зависит от личности конкретно взятого человека.

Это особый внутренний процесс, который будет продолжаться до того момента, пока потребность не будет удовлетворена. Принципиальными отличиями считают угасание интереса к работе после достижения цели, поскольку человек уже получил желаемое. Мотивацией для каждого может выступать что-то свое. Можно сказать, что это основные цели, ради которых совершаются определенные поступки.

Именно поэтому ни при каких обстоятельствах мотивацию нельзя создавать с помощью принуждения

Для руководителя важно уметь правильно управлять персоналом, чтобы каждый из сотрудников наиболее эффективно выполнял свои функции. Для этого нужно понимать, каким образом можно мотивировать того или иного работника

Одному важны деньги, другому — должность, третьему — похвала и признание. Главная цель — заинтересовать сотрудника самой задачей.

Если говорить о рабочем коллективе, то здесь можно выделить ряд таких мотивирующих факторов:

  • социальность (потребность человека находиться в коллективе);
  • самоутверждение (необходимо для работников высокой квалификации);
  • самостоятельность (люди, которые готовы пожертвовать стабильной работой ради собственного бизнеса);
  • надежность (мотив, при котором для человека важна стабильность);
  • приобретение нового (материальные блага, знания и опыт);
  • справедливость;
  • состязательность (желание быть лучше остальных).

Выделяют 2 вида мотивационного духа: положительный и отрицательный. Первый связан с проявлением хороших эмоций, а второй — с применением осуждения и неодобрения. При отрицательной мотивации цель человека — уйти от неудач, в противном случае это влечет за собой больше моральное, чем психологическое наказание.

Мотивация в психологии

Мотивация в психологии относится к процессам, которые подталкивают людей к определенным действиям, и которые определяют направление, силу и устойчивость этих действий. Мотивация включает в себя физиологические, психологические и социальные факторы, которые способствуют тому, чтобы люди двигались в определенном направлении, удовлетворяли свои потребности и достигали своих целей.

В психологии существует много различных теорий мотивации, которые объясняют, почему люди действуют так, как они действуют, и какие факторы влияют на их поведение. Некоторые из этих теорий включают в себя:

Теория потребностей Абрахама Маслоу, которая гласит, что люди имеют иерархию потребностей, начиная от физиологических потребностей и заканчивая потребностью в самореализации.

Теория ожидания Виктора Врума, которая утверждает, что люди будут мотивированы на достижение цели, если они верят, что смогут достичь ее и что это приведет к желаемым результатам.

Теория самоопределения Эдварда Деци и Ричарда Райана, которая подчеркивает важность ощущения автономии, компетентности и связи с другими людьми для мотивации и удовлетворенности жизнью.

Теория двух факторов Фредерика Герцберга о существовании двух типв факторов, влияющих на мотивацию человека на работе: гигиенические факторы (включающие условия труда, оплату труда, отношения с коллегами) и мотивационные факторы (включающие возможности карьерного роста, достижения, увлеченность работой). Если гигиенические факторы неудовлетворительны, они могут вызвать неудовлетворенность работников, но их улучшение не способствует росту мотивации

Мотивационные факторы, напротив, могут стать источником удовлетворения и высокой мотивации.

Теория справедливости Стивена Адамса. Она основана на предположении, что мотивация человека зависит от восприятия справедливости и равенства в области вознаграждения за работу. Если человек считает, что его вознаграждение не соответствует его усилиям, он может потерять мотивацию.

Мотивация имеет широкое применение в различных областях жизни, включая образование, бизнес, спорт и здоровье. Ее понимание может помочь людям управлять своим поведением и достигать своих целей, а также помочь организациям создавать условия, которые будут мотивировать своих сотрудников к большей производительности и удовлетворенности работой.

Теории на основе специфической картины человека

Существуют 2 концепции на основе специфической картины человека: «Теория X и Y» Макгрегора и «Теория Z» Оучи. В них описываются виды трудовой мотивации.

XY теория Макгрегора

Это 2 теории, в которых автор сопоставляет стимулы сотрудника и поведение руководящего состава фирмы с 2 сторон.

Теория Х гласит, что:

  • люди от природы ленивы и используют все возможности для прокрастинации;
  • человек стремится уйти от ответственности, поэтому идет в наемные работники;
  • он придерживается таких принципов, как стабильность и защищенность;
  • сбрасывает с себя амбиции как балласт;
  • полный контроль, нажим и угроза наказания подталкивают человека работать с большей отдачей.

Согласно теории Y:

  • труд — неотъемлемая часть жизни человека;
  • хорошие условия труда благоприятствуют развитию ответственности и контроля над своими действиями;
  • творческий и интеллектуальный потенциал используются не в полном объеме;
  • достигнув поставленной цели, человек получает поощрение.

Это 2 диаметрально противоположные теории, которые имеют право на жизнь.

Теория Z Оучи

В дополнение к предыдущим 2 теориям американский профессор Уильям Оучи разработал теорию Z. В ее основу легли коллективные принципы мотивирования, согласно которым на стимулирование сотрудников должны оказывать влияние ценности компании:

  • совпадение целей работника и предприятия;
  • правильная организация труда;
  • преданность коллективу и совместным целям;
  • солидарность;
  • доверие.

Положительные стороны этой теории:

  1. Вектор внимания направлен на мотивацию всех сотрудников.
  2. Присутствие руководителей на фирме, их позитивное общение с подчиненными.
  3. Организация обучения без отрыва от производства.
  4. Предоставление возможности роста.

Недостатки теории:

  1. Завышенные требования к соискателям.
  2. Соблюдение сложившихся устоев, патриархат.
  3. Медленное продвижение по службе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: