История появления и производства китайского фарфора

Что такое китайский кантонский фарфор в 2023?

Как отличить фарфор от фаянса и других керамических изделий

Профессиональные коллекционеры способны узнавать фарфор и его производителей издалека, но, если вы не собираетесь устраивать домашний музей в бабушкином буфете, достаточно будет хотя бы просто научиться отличать фарфоровые изделия от всех остальных видов керамики, в том числе фаянса.

Если очень кратко и очень просто, главное отличие – в составе. Фарфор содержит больше вещества, которое называется каолином, и меньше глины. Именно количество каолина влияет на основные качества готовых изделий, которые мы перечислим ниже. В фаянсе каолина значительно меньше, а глины больше (до 70–80%). В связи с этим готовое изделие из фаянса отличается более пористой структурой и меньшей прочностью. И именно поэтому фаянс всегда сверху покрыт глазурью (иначе он будет впитывать любые жидкости).

Критерии определения фарфора

Толщина

Одна из особенностей фарфора заключается в том, что этот материал позволяет делать тонкостенные предметы. Фарфоровая чашечка может быть не толще обычного листа бумаги, оставаясь при этом прочной. Добиться подобного изящества от обычной глины довольно сложно. Впрочем, фарфор бывает и толстостенным, кроме того, данный критерий подходит только для идентификации посуды, но не статуэток и других предметов интерьера.

Прозрачность

Будучи очень тонким, фарфор по своим способностям пропускать свет (и химическому составу тоже) близок к стеклу. Если взять в руки фарфоровое блюдце или чашку и посмотреть сквозь них на просвет, они покажутся полупрозрачными. Никакая другая керамика не способна давать такой эффект. Данное качество особенно хорошо заметно на примере костяного фарфора.

Звонкость

Подобно хрусталю, фарфор имеет способность красиво звучать. Если вы легонько постучите ногтем или деревянной палочкой по стенкам фарфоровой чашки, она отзовется долгим чистым звуком, как если бы вы держали в руке колокольчик.

Цвет

Ободок на донышке фарфоровой посуды всегда остается зачищенным от глазури (особенность производства). Эта часть изделия слегка шероховата и имеет точно такой же оттенок, как и весь предмет. Фаянсовая посуда в большинстве случаев глазуруется целиком, включая ободок, а если он остается непокрытым, его цвет отличается от цвета самого изделия.

Вес

Фарфоровая посуда намного легче, чем фаянсовая, за счет своей тонкостенности. Если вы возьмете ее в руки, то сразу же ощутите непривычную легкость предмета, будь то чашка, тарелка или чайник. Особенно это заметно, если фарфор костяной.

Роспись

Качественный фарфор красив сам по себе, поэтому мастера редко покрывают его росписью целиком. Как правило, значительная часть изделия остается чисто белой.

Прочность

Со временем фаянс имеет склонность покрываться сеткой микротрещин. Это похоже на эффект кракелюра и на профессиональном языке керамистов называется словом «цек». Чем больше проходит времени, тем выше риск появления цека на глазури фаянсового изделия (необязательно, но вероятно). Фарфор почти никогда не «цекается». Этот критерий важен для старых изделий, если, например, вы выбираете тарелку на блошином рынке или в антикварном магазине.

Классификация

Встречаются три вида фарфора: твёрдый, костяной и мягкий.Они отличаются основными компонентами и температурными режимами обжига.Производство фарфора началось именно с твёрдого вида.

Твердый фарфор

Он состоит в основном из большей части коалина и меньшей — полевого шпата, к которым добавляется кварц и песок. Благодаря такой пропорции посуда имеет хорошую прочность, ценность и популярность в производстве.Подвергается двойному обжигу. Сначала при низкой температуре 900 градус, затем при нанесении глазури – 1350-1450 градусов.При этом каждый этап проходит чёткий контроль качества. Иногда превышающий порог брака в 20-25%.Данный вид фарфора имеет несколько назначений:

  • хозяйственный – чайная, столовая и кухонная посуды;
  • художественный – вазы, статуэтки, барельефы, блюда;
  • промышленный – электроизоляционные материалы;
  • химический – лабораторная посуда, детали для химической и парфюмерной промышленности.

Костяной фарфор

Промежуточный, считается гораздо ценнее твёрдого вида фарфора. Он получается путём добавления к основной массе костяной золы.Подвергается также двойному обжигу, но сначала при высокой температуре 1200-1300 градусов, затем температура постепенно снижается для лучшей закалки до 1050-1100 градусов. За счёт этого имеет полное отсутствие пор.Изделия отличаются особым белым цветом, относятся к элитной категории.

Мягкий фарфор

В результате попыток создания аналога твёрдого вида керамики впервые был изобретён в Европе.Изделия получаются сливочного цвета. Состоит из песка, селитры, толченого алебастра и глины.Проходит разовую термообработку при 1050-1100 градусах. Керамическая масса полностью не спекается, из-за этого имеет пористую поверхность, низкую жароустойчивость, высокую чувствительность к перепаду температур, глазурь легко подвергается механическим воздействиям.Используется в производстве художественных изделий.Этот фарфор имеет несколько видов.

Французский – очень схож с китайским. Прекрасен для живописи и росписи позолотой предметов интерьера.

Английский – из-за добавления в состав фосфорно-кислой соли имеет структуру схожую с белым алебастром. Идеален для работ по украшению изделий драгоценными камнями.

Немецкий – состоит из глины, внешне и по качеству близок к стеклу.  Из-за низкой температуры обжига роспись красками приобретает красивый блеск.

Для получения нужной формы поверхности, а также использования различных способов декорирования, используется несколько разновидностей мягкого фарфора.

Полевошпатный – содержит в основе большое содержание полевого шпата 50 %, кварцевого песка- 20% и белой глины – 30%. Проходит один этап температурного обжига, благодаря этому материал имеет высокую плотность. Отличается тяжёлым весом, невысокой прочностью и низкой стоимостью. Удобен при нанесении росписи на изделия.Высокополевошпатный – имеет отличие в высоком содержании кварца 45% и полевого шпата 40%, наименьшим количеством глины – 15%. Из-за таких пропорций относится к категории элитных.Так же как и полевошпатный фарфор, подвержен низким температурам обжига, открывающим большие возможности для декорирования.Фриттовый – один из самых недорогих видов керамики.Из-за добавления к глине сплава из солей со стеклом (фритта) проходит самый низкий из всех возможных обжигов. Имеет механическую прочность, термоустойчивость и высокую степень защиты к химическим воздействиям.Широко используется в лепке скульптурных композиций.

Бисквитный фарфор

Еще один вид фарфора, основным отличием которого является то, что он прошел только первичный обжиг при температуре 800-1000 градусов. При этом получается шероховатая пористая структура. Материал больше по структуре напоминает качественный мрамор. Чаще всего бисквит не покрывают глазурью, оставляя матовую поверхность, напоминающий бархатную кожу. Родиной бисквита является французский городок Севр. Первые мастера начали работать в этой технике во второй половине XVIII века. По той причине, что фарфор не защищен глазурью, его не используют для производства чайных и столовых сервизов. Из него получаются великолепные статуэтки, вазы, скульптуры и элементы мебельного декора.

Изысканная роспись и узоры китайского фарфора

Для росписи китайского фарфора часто используются такие цвета, как кобальтово-синий, оранжевый, зеленый и желтый. Каждый цвет имеет свой символический смысл и значение. Например, синий цвет обозначает небо и море, а зеленый — жизненную энергию и природу. Оттенки и сочетания цветов могут варьироваться в зависимости от региона и времени создания изделия.

Узоры на китайском фарфоре могут быть разнообразными: от геометрических фигур и абстрактных узоров до изображений животных, цветов и пейзажей. Особенно популярны на китайском фарфоре изображения драконов, фениксов, лотоса и бамбука.

Мастера китайского фарфора обладают уникальной техникой росписи, передаваемой в семейных мастерских из поколения в поколение. Они используют кисти разных размеров и вида, чтобы создать мелкие и детальные узоры. Также широко применяются техники гравировки и рельефной росписи, которые добавляют особый объем и текстуру изделиям.

Узоры и роспись на китайском фарфоре не только украшают изделия, но и имеют глубокий символический смысл. Они отражают культуру и традиции Китая, а также являются носителями мудрости и духовности.

Первые изделия китайского фарфора

Наиболее ранние фарфоровые изделия представляли собой элегантные вытянутые отполированные кувшины
. Также нужно упомянуть о голубых и зеленоватых вазах с рельефным декором, пользовавшихся особой популярностью и называвшихся в странах Старого света селадонами.

Эти произведения искусства изготавливались как в эпоху Тан, так и во времена наступившей за ней эпохи Сун. После чего стали появляться фарфоровые изделия бэй-дин с вытесненным рисунком из города Седжоу, покрытые толстой матовой глазурью изделия «жу-яо» и сосуды цвета морской волны «цзинь-яо» из провинции Хэнань.

В 14 столетии, в эпоху Мин , правившей Китаем в 14-17 веках, неофициальный статус «китайской фарфоровой столицы» переходит городу Цзиндэчжэнь, где начинается массовое изготовление сосудов, которые расписываются трехцветными свинцовыми глазурями (саньцай), сочетавшейся с надглазурной росписью (доуцай).

И необходимо сказать, что именно этот фарфор, изготавливавшийся в промышленных количествах, впервые и оказался в руках у европейцев. Они сразу же очаровали жителей Старого света своим внешним видом, высочайшим уровнем изготовления, разнообразием форм и декора.

В 16 веке в Европе можно было купить только фарфор из Китая, который привозили сухопутным маршрутом и называли «Chinaware». Стоил этот фарфор фантастических по нашим временам денег, поэтому отношениями к нему было как к драгоценности.

Представительницы прекрасного пола нанизывали кусочки фарфора на золотые цепочки и носили их как бусы. Со временем название «Chinaware» у европейцев сменилось термином «Porcellane» – от моллюска «porcellana», обладавший прозрачной, перламутровой раковиной. Эти два термина используются и в наши времена.

Изготовление фарфора в Поднебесной четко разделялось на экспортное, приносившее большие финансовые поступления в государственную казну, и внутреннее – для императора и представителей аристократии. И эти направления практически не имели друг с другом ничего общего.

К примеру, по императорскому заказу каждый год производилось 31 тысяча блюд и 16 тысяч тарелок и 18 тысяч чашек. А для европейского континента необходимы были элегантные вазы, эффектные в своем внешнем виде блюда и сервизы, которые вряд ли использовались в быту, но обязательно ставились на видное место, что поднимало статус их обладателей в глазах окружающих.

Первый европейский фарфор – родом из Дрездена!

К чести короля, он не стал настаивать на усекновении буйной бётгеровской головушки, и поручил неуемному экспериментатору создать ну хоть что-нибудь, например, любимый курфюстом фарфор. Как ни странно, тайна тонкой, звонкой и полупрозрачной керамики поддалась молодому алхимику.

В 1709-м году начинающий исследователь составил оригинальную рецептуру мейсенского фарфора

Август высоко оценил находку, помиловал Бётгера и наградил творцов фарфорового чуда, а кроме того, основал производственную мануфактуру и принял меры предосторожности против разглашения секрета.

Эмблемой мейсенского фарфора
довольно скоро стали скрещенные мечи
– как напоминание об ответственности за посягательства на тайну. Бётгер, пренебрежительно относившийся к «горшечному» делу, получил строжайшие предписания. В связи с чем хранителем секрета собственно фарфора он сделал одного из своих помощников, а сбережение тайны глазури поручил другому ученику.

К дочерям мастеров фарфорового производства выстраивались очереди из женихов – но браки длились лишь до вхождения зятьев в семейный бизнес. Вызнав секреты и кое-как овладев фарфоровым ноу-хау, беспринципные шпионы спешно покидали немецких жен и сбегали навстречу славе и богатству.

Получая информационную подпитку из нескольких источников, фарфоровые мануфактуры росли по всей Европе как грибы после дождя. В результате к началу XIX века всякий уважающий себя властитель мог похвастать собственным фарфором!

Фарфор — образец изящества и простоты

С древних времен китайский фарфор считался образцом изящества и простоты с одной стороны и гармоничного сочетания изысканности и живописи — с другой. Когда европейцы в XV веке увидели фарфор, то долго пытались раскрыть его секрет: тонкий, белый и прочный.

Первые упоминания фарфора присутствуют в летописях династии Восточная Хань (I век до н. э.). В то время это были простые по форме и виду белые чаши. Китай был и остается основоположником создания настоящего твердого фарфора, состоящего на 50% из природного фарфорового камня и 50% белой глины-каолина без всяких примесей. Китайский фарфор занимает первое место в мире по качеству и совершенству художественного исполнения. Но только в период династии Тан (VI-IX вв.) был открыт просвечивающий, тонкий, звонкий, белый фарфор. В это время Китай превратился в мощное феодальное государство с высокой культурой и большим развитием торговых связей — стал мировой державой.

В период династии Тан императоры Китая контролировали производство фарфора и старались сохранить на него монополию.

Само слово «фарфор» завезено на Русь арабскими купцами, торговавшими с русскими княжествами в XV веке. С самого начала вывоза китайского фарфора в другие страны он получил другое название: во Франции, Италии и Японии фарфор стал называться «порселон» и «порцеляна». Английское название фарфора — «чайна» (China) — произошло от династии Цинь, царствовавшей в 221−206 годах до н. э. и впервые объединившей китайские земли.

История китайского фарфора

Несмотря на мировую известность – в Китае большинство керамических изделий сделано из фаянса: посуда, сувениры, кухонные приспособления. Тонкий фарфор в древности предназначался для скульптур, статуэток. Слово фарфор – в китайском языке означает собирательный термин, им обозначают все изделия из керамики.

  • Первые старинные керамические предметы нашли на юге Китая, их изготовили примерно 20 тысяч лет назад. Они были самими простыми и без орнамента.
  • Первые скульптуры из настоящего фарфора изготавливались в правление династии Хань. На это указывает качество материала, подвергшееся высокотемпературному обжигу.
  • Первый цветной китайский фарфор принадлежит эпохе Суй, трехцветная керамика подвергалась обжигу при низких температурах, с добавлением различных смесей.
  • Посуда с росписью под глазурь, стала появляться при династии Сун. Тогда стали широко известны печи для обжига. Это период украшения керамики драгоценными камнями, эмалями и дорогими металлами.
  • Синяя глазурь была прославлена при династии Мин. Лучший китайский фарфор тогда имел императорский кобальтовый цвет и обилие золотой отделки.
  • Мир узнал тайну изготовления китайского фарфора в период династии Цин. Сначала ее выкрал французский шпион. А потом один из императоров в мемуарах детально описал процесс производства посуды. С этого периода мастера многих стран пытались создать свой фарфор.

10 правил ухода за фарфором

1. никогда не кладите фарфор и декоративные предметы в посудомоечную машину.

2. не используйте для мытья фарфора уксус, пекарский порошок, хозяйственное мыло, средство для мытья посуды или другие агрессивные чистящие средства.

3. чистите фарфор в раковине или большой миске с мягкой тканью на дне. Используйте теплую воду (около 30-32 °C) и мягкую губку для ополаскивания. Перед мытьем рекомендуется снять кольца. 4.

Старайтесь мыть посуду до того, как на поверхности высохнут остатки пищи или жидкости. Если это произошло, не оттирайте фарфор. Лучше замочите его примерно на 10 минут, а затем аккуратно смойте пятна. 5.

5. окрашенный фарфор не следует надолго оставлять в воде. 6.

6. остатки жира можно удалить с помощью мыльного раствора.

7. если фарфор помутнел, добавьте в воду несколько капель нашатырного спирта.

8. сразу после мытья высушите изделия мягкой тканью.

9. посуду с золотыми или серебряными украшениями не следует ставить в микроволновую печь.

10. фарфор может разбиться из-за резкого изменения температуры. При подаче чая или кофе со сливками рекомендуется сначала налить в чашку горячую жидкость, а затем разбавить ее сливками.

Особенности изготовления фарфора

Каждое производство фарфора в Китае имеет свои секреты и особенности. Существует и общая для всех технология его изготовления.

Производство

Сложность в изготовлении фарфора появляется уже при первом обжиге. Он происходит при высокой температуре – около 1300О С. Такой процесс при обжигании обычной глины деформирует изделия

Важной особенностью для получения качественного китайского фарфора является специальная подготовка исходного сырьевого состава

Получение изделий белого цвета было возможным только при использовании белой глины – каолина. К ней добавлялся измельчённый в порошок фарфоровый камень, от качества и помола которого также зависело качество фарфоровой массы. Месторождения каолина и фарфорового камня обычно становились местами расположения производств.

На основе этих двух составляющих и воды смешивали белую массу. Чтобы она стала пластичной и посуда получилась качественной, её выдерживали годами, а потом ещё отбивали. Такой исходный материал при отжиге менял свои свойства, становясь твёрдым, прозрачным и влагостойким.

Из особенностей производства. Для разных видов посуды используются различное исходное сырьё: тонкая глина идёт на изящные сервизы, для больших ваз и предметов интерьера смесь может быть грубее.

Полученный материал заливался в форму необходимой конфигурации. Изделие получалось при вращении в форме– глина приобретала её вид, оседая на стенках. Затем изделие-сырец сушилось на воздухе. Его поверхность доводилась мастерами вручную – таким образом устранялись видимые следы швов формы и возможные дефекты.

Яндекс картинки

Обжиг

Обжиг является одним из главных этапов производства китайского белого фарфора. Понадобилось много веков истории китайского фарфора, для того чтобы сконструировать печь, дающую равномерный нагрев всего объёма, в котором обжигалась посуда.

Современный процесс обжига глазурованного фарфора происходит при температуре 1300О С в течение 10 часов. После прекращения нагрева закрытая печь медленно остывает в среднем 4-5 часов. Следующий этап – постепенное открытие печных дверей с контролем температуры до 200О С. Такой обжиг сообщает изделию:

  • белый цвет;
  • прозрачность глазури;
  • прочность;
  • звонкость.

Посуда получается непроницаемой, что делает её гигиеничной и удобной. Пользование чашками и тарелками из такого фарфора доставляет истинное удовольствие.

Несмотря на то что обжиг в современных печах автоматизирован, качество продукции по-прежнему частично зависит от мастерства печника. Только он понимает, какой должен быть процесс в зависимости от размеров и формы посуды. Чтобы получить идеальный белый фарфор, опытный специалист будет учитывать и влияние внешней среды через печные трубы – влажности и ветра.

Декор

Для получения декоративного белого китайского фарфора используются:

  • рельефное декорирование;
  • подглазурная роспись;
  • роспись по глазури.

Рельефный декор в Китае получают двумя способами. При первом из них рельеф образуется в форме, благодаря её поверхности. Такие формы сложны в изготовлении, поэтому часто элементы рельефа делают отдельно, после чего соединяют в нужных местах с изделием. Нередко используется и гравировка.

Подглазурная роспись наносится на основу фарфора до покрытия эмалью и обжига. Процесс трудоёмок, применяются специальные краски, выдерживающие температуру до 1400О С. Зато такое изделие наиболее стойко к внешним воздействиям.

Надглазурное декорирование наносится на посуду, обожжённую с эмалью. Последующий обжиг таких красок происходит при температурах до 900О С. Выбор красок и их оттенки гораздо богаче, наносить их проще. Поэтому, надглазурная роспись белого фарфора позволяет получить наиболее интересные рисунки. При этом она стоит сравнительно недорого, но её краски менее устойчивы. Таким способом украшают посуду массового применения.

Яндекс картинки

Особенности изготовления фарфора

Китайцы считают, что настоящий фарфор должен быть тонким, как лист бумаги, прозрачным, как слеза и звонким, как удар гонга. Цвет тоже имел свои особенности, он мог быть  – голубой, как небо, омытое дождем; зеленый, как самый дорогой нефрит и белый, как первый снег.

Высокого качества мастера добивались с помощью каолина – белой глины и «фарфорового камня», растертого до состояния невесомой пудры.

Полученная масса оставлялась до созревания – на десятки лет. Потом, получившая особую пластичность масса отбивалась до нужного состояния, после этого обжигалась в печи при высокой температуре. И приобретала водостойкость и особую прозрачность.

Производство

Приготовленная таким способом фарфоровая масса, помещалась во вращающуюся форму, частицы оседали на стенках, лишнее выливали для следующего использования. Затем содержимое форм аккуратно вынимали и подсушивали.

Полученный слепок помещался в заготовку — глиняный сосуд, сделанный вручную мастером. Предметы делали двумя способами: сразу вытягивали нужную толщину – это требовало особого мастерства. Или оставляли больший размер, а лишнее обрезалось. Затем заготовку со слепком подвергали обжиганию в специальных печах.

Обжиг

Твердый китайский фарфор, обладающий особой прочностью – получается при высокой температуре. Максимальная температура – 1300 оС, изделия выдерживают в печи 10 часов, затем постепенно дают остыть, в течение еще пяти часов

Потом осторожно приоткрывают дверцу, и остужают до 200оС

После такой температурной обработки – глазурь на изделии приобретает прозрачность, глянцевый блеск и особую прочность.

Чтобы добиться идеального обжига – мастер постоянно контролирует процесс. Он определяет нужную температуру обжига – по цвету огня, постоянно приоткрывая заглушки. На качество влияет влажность, направление ветра, погодные условия и время года.

Декор

В самом начале фарфор не подвергался декорированию. Китайцам нравилось любоваться строгими формами изделия, особым блеском, плавностью линий. При династии Юань из Персии привезли первые расписные изделия и китайский фарфор стали украшать узорами.

Сейчас подготовленную заготовку подогревают до 200оС, покрывают эмалью и дают подсохнуть. Затем юные девушки, тончайшими иголочками наносят рисунок на изделие. После чего струей воздуха удаляют остатки эмали и опять ставят на обжигание.

Подглазурная роспись кобальтом – была придумана в Китае

Подглазурная роспись кобальтом – была придумана в Китае. Затем она вошла в моду в Голландии, а во времена Петра 1-го, о ней узнали мастера Гжели, где она стала визитной карточкой. Но китайской особенностью, были однотонные глазури без рисунков с различными эффектами.

«Ползучие цветы» — тончайший вид резьбы, относящийся к традиционной росписи. Особенно часто встречается на китайских чайных фарфоровых сервизах.

Китайское барокко – известный вид традиционной живописи.

Каждый художник обычно воспроизводит один-два сюжета, и многочисленные вариации на них. Поэтому заводы и мастерские часто используют приглашенных специалистов, для определенных заказов.

Фарфоровый шахматный набор «Красные и белые» (стоимостью около 3 миллионов рублей).

Пропагандистские шахматы, дизайн Натальи Данько, ГФЗ, 1922 год

Идеологически ориентированная шахматная партия символизирует борьбу «красных» фигур против мирового зла. Красные» (или «белые») — это силы труда и крестьянства: король — кузнец, ферзь — крестьянин, слоны — красноармейцы с маузерами, а крестьяне — фермеры с косами и пшеницей. Черные фигуры должны представлять свергнутый царский режим: скелетный царь, его темная царица, держащая рог изобилия монет, и крестьяне — закованные в цепи и явно угнетенные рабочие. За победу черных, вероятно, можно было ожидать расстрела на месте. Именно такие примеры коммунистической воинственности особенно ценятся сегодня, поскольку являются типичными предметами ушедшей эпохи. Их цена на аукционе составила 3 500 фунтов стерлингов. Автором необычных шахматных этюдов была Наталья Данько — сестра Елены Данько. Талантливые художницы некоторое время работали вместе на заводе, есть несколько работ, созданных ими в соавторстве

Закат китайской фарфоровой монополии

Разгадка тайны так называемого «фарфорового камня» состоялась еще раньше. В начале века немцы Эренфрид Чирнхаус и Иоганн Бётгер установили, что для изготовления тонкой, мелкозернистой и малопористой керамики следует добавлять к глине равные количества и .

Правда, первый из созданных германскими учеными материалов не вполне соответствует китайскому эталону. Однако по счастливому стечению обстоятельств в окрестностях Мейсена обнаружились запасы отличной фарфоровой глины, и потому Бётгеру с Чирнхаусом вскоре удалось добиться настоящего успеха.

Во второй половине XVIII века белый фарфор отличного качества начал выпускаться и во Франции, и еще много где в Европе. Разве бывает в человеческой истории, чтобы приоритет не оспаривался?

Рисовые зёрна

Одним из удивительных способов декорирования посуды из белого фарфора в Китае стал рисовый фарфор. На поверхности изделий имеются маленькие  круглые просветы, напоминающие вставленные зёрна риса.

Этот технологически сложный способ декора известен в Китае с древности, у коллекционеров встречается подобный китайский антиквариат. Для получения «рисовых зёрен» в стенках посуды делаются сквозные отверстия. После нанесения слоя глазури и обжига, глазурь в отверстиях затвердевает. Получаются прозрачные окошки, похожие на рисинки, создающие впечатляющий эффект.

Главная трудность получить отверстие правильной формы, так как трещины и неровности приводят к браку, деформируясь при отжиге. Столетия назад отверстия делались вручную, сейчас на помощь пришла пескоструйная обработка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: