Церковь спаса преображения на ильине (великий новгород)

Тема 5. господин великий новгород: становление национального художественного стиля

Базилика.

Базилика — прямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной крышей.

Во времена распространения христианства в Римской империи местом молитвенных собраний христиан часто стали служить дома богатых верующих римлян и особые постройки для светских собраний в их имениях — базилики. Большое внутреннее пространство таких зданий, ничем не занятое, их отдельное от всех прочих построек расположение благоприятствовали тому, чтобы в них устраивать первые церкви.

Снаружи и изнутри по всему периметру здания рядами шли колонны, несущие кровлю, а также выполнявшие функцию архитектурного украшения. Напротив входа в противоположном конце здания имелась абсида, — полукруглая ниша отделенная от остальной части помещения колоннами, которая и служила, по всей видимости, алтарем. Но гонения на христиан заставляли их искать иных мест для собраний и богослужений.

Катакомбы.

Катакомбы — обширные подземелья в древнем Риме — стали выполнять функцию храмовых зданий в первые века христианства.

Они служили для христиан убежищем от преследований, местом богослужений и погребений. В зернистом туфе верующими были вырезаны сотни помещений и лабиринты многоэтажных коридоров. В стенах этих коридоров одна над другой делались могилы, закрываемые каменными плитами с надписями и символическими изображениями.

Существовало три основных категории катакомбных помещений: кубикулы, крипты и капеллы.

Кубикулы — помещения ограниченной площади, имеющие ниши в стенах, используемые для захоронений. Выполняли функции близкие тем, что имеют современные часовни.

Крипты — использовались не только для захоронений, но и служили для управления общественных богослужений. Площадь этих помещений позволяла большему количеству христиан приходить в них и устраивать молитвенные собрания. Вмещали в себя до 80 человек.

Крипты состояли чаще всего из одного помещения (комнаты), в них не было отдельных алтарей, а женщины и мужчины молились вместе.

Капеллы — храмовые помещения самой значительной площади, вмещавшие наибольшее число молящихся во время общественных богослужений.

Как и все катакомбные храмы использовались для многочисленных захоронений в стенах и в алтарной части. В них могли одновременно молиться до 150 человек. Капеллы отличались от крипт не только большею величиной, но и внутренним устройством, поскольку имели несколько помещений. Кроме того, в капеллах были отдельные алтари и устраивалось особое помещение для женщин. Характерной архитектурной особенностью подземных храмов являлись арки и сводчатые потолки, нашедшие широкое употребление в храмоздательстве Византийского времени.

Деталь, присущая только катакомбным храмам — это так называемые люминарии. Они представляли собой вырезанные в средней части храма колодцы, выходящие на поверхность земли и позволяющие дневному свету проникать внутрь помещения.

Катакомбные храмы сохранили для нас разнообразные надписи, сделанные первыми христианами, символические изображения, настенные росписи, главными персонажами которых является Воплотившийся Господь, Его Пречистая и Преблагословенная Матерь, мученики и исповедники раннехристианской эпохи.

Скрытые сенсации

Храм недостаточно обследован, считают сотрудники музея. Северную стену здания в предыдущих реставрациях не расчищали от поздних росписей. А ведь под ними «могут быть неизвестные фрески Феофана Грека», предполагает Татьяна Ромашкевич.

В 2009 году в нишах на фасаде храма обнаружили росписи. «По всей видимости, работал сам Феофан или его ученики, — говорит Царевская. — Изображены некие святые. Какие — установить совершенно нереально. Сохранились только остатки силуэтов и расколеровки (смешанные краски. — Прим. ред.)».

«Дело за малым — подготовить документацию, получить одобрение Минкульта и начать работу», — призывает директор Новгородского музея Наталья Григорьева. Тогда, надеются новгородские специалисты, мир ждут сенсационные находки.

Символические изображения в катакомбах, следующие:

якорь — знак или образ христианской надежды, дающей душе опору в житейском плавании;

голубь — символ Святого Духа и невинности очищенной покаянием христианской души;

феникс — мифическая неумирающая птица, ставшая в катакомбных росписях символом воскресения;

павлин — символ бессмертия, так как, согласно современным той эпохе верованиям, тело его не подвергается разложению;

петух — также стал символом воскресения, так как его крик пробуждает от сна, многими христианскими писателями сравниваемого со смертью;

агнец — символизирует Иисуса Христа, которому в евангельском повествовании усваивается это Имя;

лев — символ силы, могущества, власти;

оливковая ветвь — символ мира, возрождающейся жизни;

лилия — символ чистоты;

рыба — глубокий символ, связанный с греческим написанием слова «рыба» — «ИХТИС», заключающего в себе начальные буквы греческих слов Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель;

виноградная лоза и корзина с хлебом — символизируют Таинство Причащения.

Как языческий поэт Орфей с лирой в руках, согласно легенде, укротил своей лирой диких зверей — так и Спаситель Своим учением привлек к Себе одичавших язычников. Кроме символических, в катакомбах встречаются изображения персонажей известных притч Спасителя: сеятеля, десяти дев и Доброго Пастыря; библейских сюжетов: Ной в ковчеге; Ной с голубем, занимающийся построением ковчега, который имеет форму небольшого ящика с откинутой назад крышкой; пророк Иона в отдельные моменты своей истории; Пророк Даниил между львами; получение скрижалейпророком Моисеем; истечение воды из камня в пустыне; поклонение волхвов; воскресение Лазаря и другие.

«Караул» или нет?

Опубликованная в конце ноября на новгородском сайте «Ваши новости» статья «Великий Новгород готовится потерять фрески Феофана Грека» вызвала большой резонанс. Мы связались с ее автором — Еленой Михайловой.

Интерьеры храма Спаса на Ильине, вид с лесов РИА Новости / Александр Филиппов

По словам Татьяны Ромашкевич, «в аварийном состоянии находится 20 процентов фресок», а трещины в алтаре возникают из-за того, что «снаружи на стены давит метровый слой земли».

«Это не аварийное, а подвижное состояние», — уточняет эксперт по изучению объектов культурного наследия Новгородского музея Банникова. «Подвижность» фрески — это когда участки штукатурки отходят от стены, но не отваливаются от нее.

Однако Татьяна Царевская утверждает, что еще в 1990-е годы эксперты признавали: есть опасные высыпания. «Там отдельные участки в аварийном состоянии, хотя большая часть росписей в порядке… Живопись считается аварийной, когда начинает осыпаться», — объясняет она.

«Никакого «караула» там нет», — настаивает заведующая отделом пресс-службы Новгородского музея Ирина Петрова.

«Я болезненно воспринимаю гонения на тех, кто якобы не так следит за этими фресками», — вздыхает Банникова, 25 лет проработавшая в музее заместителем директора по реставрации. По ее словам, в 1990-е денег у музея не было и реставраторы часто работали «за бартер»: когда летом приезжали в Новгород с семьями, сотрудники бесплатно проводили для них экскурсии.

Подробная информация о состоянии фресок содержится в актах технического состояния памятника. В документах этого года говорится более чем о 30 проблемных участках росписи. В Троицкой каморе на изображении архангела Гавриила, на нимбе, замечено отставание штукатурки площадью 25 квадратных сантиметров. В актах за прошлый год зафиксировано около 60 проблемных участков, девять раз используется термин «аварийное состояние». В частности, аварийным признано изображение святой Александры. В актах за 2017-й — свыше 50 проблемных участков. Термин «аварийное состояние» употребляется пять раз. Так, отмечено отставание штукатурного грунта с вибрацией по трещине в композиции «Христос на троне» в алтаре.

  • Фрагмент фрески Феофана Грека «Богоматерь с Младенцем» — «Неопалимая купина», южная стена Троицкой каморы
  • «Богоматерь с Младенцем» — «Неопалимая купина», южная стена Троицкой каморы, фреска Феофана Грека
  • «Архангел Гавриил», фреска в Троицком приделе, храм Спаса Преображения на Ильине, Феофан Грек, 1378 год
  • «Поклонение жертве» — «Святитель», восточная стена Троицкой каморы, фреска Феофана Грека
  • Церковь Спаса Преображения на Ильине. Южная стена в камере на хорах. «Богоматерь» — «Знамение». Фреска Феофана Грека. Великий Новгород
  • «Троица Ветхозаветная» — «Гостеприимство Авраама», фреска в Троицком приделе, храм Спаса Преображения на Ильине, Феофан Грек, 1378 год

В акте 2016 года перечислено около сотни участков росписи с повреждениями в виде отставаний и вздутий штукатурки, трещин и выпадений фрагментов. Аварийное состояние упоминается порядка десяти раз.

В 2015 году в Троицком приделе на изображении святого Макария Египетского выявлено вспучивание на уровне нимба с образованием трещин на площади 30 квадратных сантиметров. А десятилетием ранее, в 2005-м, на росписи в алтаре, справа от образа «Христа на троне», под красной раскраской зафиксировано «разрушение грунта». В 2003-м в куполе, на росписи «Христа Пантократора», «выпало два фрагмента», каждый площадью около одного квадратного сантиметра.

«Христос Пантократор». Роспись в куполе храма. Фреска Феофана Грека. Оригинал фотографии РИА Новости / Александр Филиппов

Внешний вид храмов.

Представленная ниже схема здания православного храма отражает лишь самые общие принципы храмостроительства, на ней отражены лишь основные, присущие многим храмовым зданиям архитектурные детали, органично объединенные в единое целое.

Но при всем разнообразии храмовых строений, сами здания сразу узнаваемы и могут быть классифицированы по тем архитектурным стилям, к которым они относятся.

Абсида — алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь. Аркатурный пояс — украшение стены в виде ряда декоративных арочек. Барабан — цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом. Барабан световой — барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава — купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание. Закомара — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода. Куб — основной объем храма. Лемех — деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма. Луковица — церковная глава, напоминающая по форме луковицу. Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания , ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов (продольная галерея со сводчатым потолком с опорой на колонны). Паперть — открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли. Пилястра (лопатка) — конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель. Подклет — нижний этаж здания. Поребрик — декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы. Портик — галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание. Придел — небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику. Портал — архитектурно оформленный вход в здание. Рустовка — декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней. Трапезная — часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний. Шатер — высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века. Ширинка — прямоугольная впадина в стене. Фронтон — завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания. Яблоко — шар на завершении купола под крестом. Ярус — убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.

Изображения Божией Матери делались на стенах и сводах катакомбных храмов, а также на стеклянных сосудах.

Эти изображения делились на два типа:

— Античный: Матерь Божия представлена сидящей, с покрытой головой в обычной одежде римской женщины; выражение Её лика кроткое, черты правильные, взгляд несколько задумчивый, сосредоточенный, на Ее руках- Младенец. Иногда Матерь Божия изображалась с покрывалом па голове, с ожерельем на шее и в красивой мантии. — Византийский: Правильные черты лица Божией Матери, большие глаза, прямой нос, довольно большой подбородок и тонкое очертание губ создают в совокупности впечатление строгой величественной красоты. На голове Богоматери обычный покров с изображением креста и трех звезд.

Надземных храмовых зданий первых трех столетий христианской эры не осталось, поскольку в годы жесточайших гонений, сменяющих одно другое, они безжалостно уничтожались. В связи с этим особую значимость приобретают сохранившиеся до нашего времени катакомбные храмовые постройки. Их изучение показывает, что архитектура подземного христианского храма предопределила развитие принципов храмостроительства в определенном русле вплоть до нашего времени. Это относится, прежде всего, к такому основополагающему принципу, как трехчастное деление храма (хотя существуют храмы и с двухчастным делением). Заключался он в следующем. Прямоугольное, вытянутое помещение храма в восточной его части завершалось обширной абсидой (полукруглой нишей), отделенной небольшой решеткой от остального пространства храма Эта ниша выполняла функции современного алтаря, а решетка в процессе дальнейшего развития была заменена иконостасом. В центре ниши помещалась гробница мученика, служившая Престолом.

В капеллах, площадь которых была достаточно значительной, за Престолом находилась кафедра, или по-другому седалище епископа, перед решеткой — солея, представляющая собой возвышенную, узкую на всю длину западной части алтаря плошадку, затем следовала средняя часть храма, далее — его третья часть для оглашенных и кающихся, соответствующая притвору. В центре солеи устраивался полукруглый амвон, с которого обычно произносились проповеди.

Таким образом, архитектура катакомбных храмов представляет собой законченный корабельный тип церкви, разделенной на три части: алтарь, средняя часть и притвор.

Разница в господствующих архитектурных направлениях Западной (Римской) и Восточной (Византийской) части империи с годами становилась все ощутимее. Основой храмовой архитектуры в Западной Церкви осталась базилика, в то время как в Восточной Церкви в V —  VIII вв. оформляется так называемый византийский стиль.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: