Угличский кремль

Монастыри углича: список, описание, фото

Угличский кремль

Угличский кремль – уникальный природно-ландшафтный и археологический памятник, в ансамбль которого входит семь зданий и сооружений, построенных в период с 15 по 19 век.

Расположен он на правом берегу Волги на возвышенности между устьем речки Шелковки и Каменным ручьем, которые в те давние времена делали крепость неприступной. С южной же стороны был выкопан оборонительный ров, ограничивавший территорию кремля. Следы этого рва остались и по сей день, но больше напоминают небольшой прудик возле самого величественного сооружения крепости – Спасо-Преображенского собора, построенного ярославскими мастерами в 1713 году. Рядом с собором возвышается многоярусная 37-метровая колокольня, построенная в 1730 году в стиле «нарышкинского барокко». Венчает колокольню небольшая главка в виде вазы.

Старейшее здание в ансамбле Угличского кремля – Княжеские палаты. Это чудом уцелевшая часть некогда огромного дворца, построенного в 1481 году в период правления Андрея Большого. Княжеские палаты угличских удельных князей – это уникальный памятник гражданского зодчества 15 века. Экспозиция, развернутая на нижнем этаже, рассказывает о средневековом и петровском периоде истории Углича.

Второе по старшинству здание – это церковь царевича Дмитрия на крови, построенная в конце 17 века на месте гибели младшего сына Ивана Грозного, по указу Петра и Иоанна Алексеевичей Романовых. Стоявшая ранее на этом месте деревянная церковь, построенная в память о канонизированном царевиче 1630 году, была сожжена поляками. Новая церковь – это двухэтажный каменный храм, построенный в московских традициях 17 века. Особого внимания заслуживает внутренняя роспись церкви. В центральном сюжете росписи художник рассказал историю трагической гибели восьмилетнего царевича, шаг за шагом проследив события того злополучного дня.

Самые поздние постройки – Богоявленский зимний собор и Дом градоначальника. Богоявленский собор был построен в 1827году в стиле классицизм. Это простая строгая постройка без излишних украшений. С 1980 года здесь размещается картинная галерея музея. Дом градоначальника дает представление о дореволюционном периоде старого города. Он был построен в 1815 году по типовому проекту петербургского архитектора Луиджи Руска. В кремль ведет главная дорога – каменный Соборный (Никольский) мост, заложенный в 1820 году чуть правее древнего деревянного подъемного моста. Дорога проходит мимо Дома градоначальника прямо к подножию Спасо-Преображенского собора.

Конечно, в Углич привлекает посетителей не только старинный кремль. Многим интересны и сохранившиеся старинные монастыри: Алексеевский монастырь, основанный в 1371 году, Николо-Улейминский (1400 год основания), хранящий частичку мощей св. Николая Чудотворца, переданную в монастырь боярыней Нарышкиной в 1707 году, Богоявленский, основанный в конце 14 века княгиней Евдокией – женой Дмитрия Донского, Свято-Воскресенский, сохранившиеся здания которого датируются 17 веком

Заслуживают внимание туристов и три необычных музея Углича: музей тюремного искусства, музей русской водки и музей мифов и суеверий русского народа.

По воле Матери Божией

Основатели монастырей любили выбирать места для подвига или возвышенные, мысли устремляющие горе, или пустынные, уводящие от мира и его суеты. Белый силуэт Паисиево-Галичского Успенского женского монастыря – первое, что видит путник, подъезжая с северной стороны к городу Галичу. Построенная на горе Краспице, обитель как бы парит и над городом, и над зеркалом Галичского озера, возвышаясь в панораме окрестностей.

Сначала монастырь назывался Никольским. В древних летописях сказано, что при правлении благоверного князя Димитрия Донского благочестивые бояре Овины устроили обитель на своих владениях. Монастырь был ктиторским – его содержали благотворители.

Когда храм святителя и чудотворца Николая обветшал и сгорел, вместо него решили построить новый. Предание говорит, что боярин Иоанн Овин по пути в обитель получил от двух таинственных мужей икону Успения Божией Матери. И потому вновь выстроенный храм по его решению освятили в честь Успения. Там же и поставили образ, который со временем стали почитать как чудотворный.

Обитель не раз разоряли казанские татары, периодически совершавшие набеги на Галич. В XV веке во время войны между великим князем Московским Василием Васильевичем и Галичским князем Юрием Дмитриевичем обитель захватили войска великого князя, а икону, получившую название «Овиновской», увезли в Москву. Есть версии, что ее вернул назад князь Юрий Дмитриевич, вскоре после того, как занял Москву. По другим источникам святыня сама чудесным образом вернулась в обитель. Это событие еще более прославило икону, у которой молятся многочисленные паломники.

Покровители монастыря

Когда Иоанн Овин умер, ктитором Успенской обители стал его зять Иван Ярцов, который вскоре принял постриг с именем Иона. Покровительство перешло к его сыну Дмитрию, современнику Галичского князя Дмитрия Юрьевича Красного.

Преподобный Паисий – духовный отец Дмитрия Ярцова – немало тревожился о том, кто будет покровительствовать обители после его смерти, поскольку Дмитрий был бездетен. Когда ктитор смертельно заболел, он призвал преподобного и в присутствии князя изложил последнюю волю, завещав все свои вотчины Успенскому монастырю, но с тем условием, что преподобный Паисий введет в нем общежительный устав. Повеление боярина было исполнено.

Ближе к началу 1460 года преподобный Паисий отправился со списком с Овиновского образа Богородицы в Москву. Подвижника встречали с колокольным звоном и крестным ходом, который возглавили великий князь Василий Васильевич, его сын – будущий государь Иван III – и святитель Иона, митрополит Московский.

Василий Васильевич попросил преподобного Паисия благословить его, однако тот по смирению отказался сделать это в присутствии митрополита, сказав, что меньший благословляется от большего, а не наоборот. И лишь после того, как митрополит Иона благословил преподобного и рукоположил его в сан архимандрита, тот сказал князю: «Бог да благословит царство твое, благородный княже, и да будет на тебе благословение от десницы нашего архипастыря». Икону же поместили в Успенском соборе, поток к ней молящихся не иссякал ни днем, ни ночью.

Спустя несколько дней преподобный Паисий пришел к Василию Васильевичу просить отпустить его назад в обитель, беспокоясь о братии, которая лишилась своего отца и наставника. Великий князь отпустил старца, дав в провожатые архимандритов Спасского Задворного монастыря и Чудова монастырей. К галичскому наместнику князь направил грамоту, повелевая ему: «Да всячески снабдит обитель и хранит ю, яко зеницу ока».

Преподобный Паисий подвизался в Успенском монастыре более 70 лет. Он много трудился над благоустройством обители, восстанавливал ее после разрушения во время княжеских междоусобиц. Святой вел строгую подвижническую жизнь, стяжая монашеские добродетели.

Когда Бог открыл преподобному дату кончины его земной жизни, подвижник стал часто поучать братию о Страшном Суде, повелевая пребывать в трудах, бдении и посте. Он тихо преставился 5 июня и был похоронен у южной стены Успенского собора. Почитание подвижника началось вскоре после его смерти – уже в 1488 году летописи называют Галичский Успенский монастырь Паисиевым.

Около 1682 года преподобного прославили как общерусского святого, над местом упокоения его мощей в Успенском соборе устроили раку. В XVIII–XIX веках Паисиев монастырь оставался одним из главных центров духовной жизни края, а его святыни – Овиновская икона Божией Матери и мощи преподобного – целью многочисленных паломничеств.

История

Однако прочно укоренившиеся в искусствоведении данные о дате постройки Успенского храма в 1628 году — не единственные. В «Угличском летописце» указано, что «на месте деревянныя Успения пресвятые Богородицы, построена бысть церковь каменная во имя же Успения Богородицы, троеверхая или троешатровая со двема пределы, в лето 7055 (1547) году». Был ли трехшатровый храм полностью перестроен или только отремонтирован после литовского разорения — пока неизвестно. Но по утверждению «Угличского летописца», Успенская церковь на самом деле может быть старше почти на 80 лет.

В 1930-х годах монастырь был закрыт, часть его зданий передана под жилье, храмы стояли в запустении. В 1920-х годах под руководством П.Барановского и И.Грабаря уцелевшие храмы были отреставрированы и фактически спасены от уничтожения. Работы продолжились и в 1950-х годах.

В воскресенье 15 апреля 2018 года по благословению епископа Переславского и Угличского Феодора в Детском приюте при Алексеевском женском монастыре при поддержке АНО «АлександрЪ» прошло праздничное пасхальное мероприятие для многодетных семей и  детей с ограниченными возможностями г. Углича.

В Пасхальном празднике приняло участие более 60 человек. В начале мероприятия ко всем собравшимся с приветственным словом обратилась руководитель приюта для беременных женщин монахиня Ольга (Сельская): «Я желаю, чтобы радость этих святых Пасхальных дней всегда наполняла наши сердца и наши души, чтобы Господь давал свою силу родителям – воспитывать своих детей. Воспитывать в любви к Богу, в любви к Его Церкви, в любви к своему родному отечеству и своей семье, в любви к старшему поколению».

Монахиня Ольга отметила значимость  преодоления межэтнических напряжений для современного мира и сказала, что    первопроходцами в этом деле должны стать,  люди верующие, так как  Православию чужда идея национального превосходства, ему также неведома ненависть к представителям других религий.  Также она  подчеркнула, что если мы хотим  просветить мир светом Истины Христовой, то нам следует быть образцами милосердия и братолюбия, памятуя, что на путях высокомерного отвержения человека его никогда не удастся изменить к лучшему, так как  любовь сильна там, где сила бессильна.

После приветственного слова воспитанницы детского приюта святого благоверного царевича Димитрия Угличского  поздравили  гостей с Пасхой.  Далее зрители увидели спектакль  «Чемодан, или всё тайное становится явным», рассказывающий о судьбе девочки Хаи, жительницы Израиля, которая приехала в Россию, на родину своей матери, и решила остаться здесь навсегда.  Спектакль не оставил равнодушным никого из зрителей. В завершении праздника юные артисты  раздали детям пасхальные подарки.

По благословению епископа Переславского и Угличского Феодора 26 апреля 2018 года в 11.00 в Духовно-просветительском центре Алексеевского женского монастыря (г. Углич, ул. Шаркова, 27) к 40-летию преставления митрополита Никодима (Ротова) откроется научно-практическая конференция «Митрополит Никодим. Жертвенное служение Церкви в советский период».
Архитектурной доминантой является Успенская церковь , которую также называют Дивной. Храм построили, когда интервенты покинули Углич. В результате церковь стала своеобразным памятником всем, кто погиб при защите монастыря. В конце 1698 года здесь держали стрельцов, которые осмелились взбунтоваться против Петра І.

Успенская церковь является уникальным местом в плане архитектуры: храмовую часть венчают три острые шатровые главы, устремленные вверх. В этой церкви располагается и главная икона Алексеевского монастыря Углича, православная святыня — Неугасимая Света, или чудотворная Вратарница Угличская, почитаемая как целительная.

«Элемент чуда несомненен»

В 1919 году безбожная власть закрыла обитель, в последующие десятилетия ансамбль монастыря понес большие утраты – монастырскую ограду разобрали на кирпич, снесли главы храма. Неизвестна судьба пропавшей тогда Овиновской иконы Божией Матери. В послевоенное время в Успенском соборе находилась инкубаторная станция, а в Троицкой церкви – склад.

Возрождение монастыря началось в 90-е годы. Первый со времен революции крестный ход к монастырским руинам состоялся 5 июня 1992 года – в день памяти преподобного Паисия, когда многочисленные богомольцы шли к Краснице через весь Галич. В 1994 году монастырь был открыт как женская обитель, началось трудное, но не безуспешное возрождение.

Через год археологическая экспедиция произвела в соборе раскопки в поиске мощей преподобного. На грунте обнаружили «негативный отпечаток» с ясно читаемыми очертаниями глазных впадин, высокого, покрытого морщинами лба, небольшого крючковатого носа, окладистой раздвоенной бороды и жезла архимандрита (костные остатки за исключением небольшого фрагмента левого предплечья отсутствовали). Руководитель раскопок археолог А.Г. Авдеев писал: «Вне всякого сомнения, данное погребение можно связать с мощами преподобного Паисия, сохранившимися, в отличие от мощей иных подвижников, не в теле и не в виде костных остатков, но в виде негативного отпечатка на грунте. …Естественно-научного объяснения происхождения данного отпечатка найти практически невозможно. Элемент чуда несомненен».

Сегодня в монастыре восстановлен Успенский собор с приделом в честь преподобного Паисия, Троицкий храм, игуменский и сестринский корпуса, гостиница, хозяйственные постройки, воссозданы святые врата. Обитель ведет просветительскую работу и принимает паломников.

6 июня 2022 г.

Угличская икона

Угличская икона Пресвятой Богородицы.

Икона Божией Матери «Вратарница Угличская» — святой чудотворный образ с более чем вековой историей, в которой до сих пор остается очень много загадок.

Место пребывания иконы «Вратарница» — Алексеевский Угличский монастырь, где, по преданию, Матерь Божия именно в этом образе явилась игумену Евангелу, занимавшему настоятельскую должность в 1864-1872 годах. К этому времени относит исследователь конца XIX столетия И. Виноградов появление в обители образа, «на котором изображено видение архимандриту Евангелу Богородицы с посохом в левой руке и свещею в правой». И если верно мнение И. Виноградова, что икона была написана в те годы, то в течение почти тридцати лет она пребывала в безвестности.

Только в 1894 году эта икона прославилась благодаря следующему событию. В Алексеевский монастырь из Петербурга прибыл один больной купец. Он рассказал, что во сне ему явилась Божия Матерь и повелела отправиться в Углич, где находится Ее икона, от которой он получит исцеление. По описанию купца братия догадались, о какой иконе идет речь. Из кладовой, где по неизвестным причинам в то время находилась икона, ее торжественно перенесли в Успенский храм монастыря и отслужили молебен. Больной купец действительно получил исцеление, и в благодарность принес в дар серебряную вызолоченную ризу для иконы. С тех пор от иконы стали совершаться чудеса. По актам, составленным Ярославской Духовной консисторией с 1894 по 1900 год, было подтверждено более сорока чудесных исцелений. Эти сведения содержатся в книге «Сказания о чудотворных иконах Божией Матери и о Ея милостях роду человеческому», где икона названа «Вратарница Угличская» и описана так: «Богоматерь на сей иконе изображена в виде монахини с жезлом и четками в левой руке и свечой в правой руке».

Интересные сведения находим и в «Ведомости о состоянии Угличского Алексеевского монастыря за 1910 год», где сказано, что «у иконы Божией Матери, именуемой «Вратарница», устроен резной иконостас, вызолоченный на полимент с рамою и стеклом, при архимандрите Феофане». Архимандрит Феофан управлял Алексеевским монастырем с 1893 по 1898 год, и, по всей вероятности, в ведомости речь идет именно о той «вызолоченной ризе», которую принес в дар «Вратарнице» исцеленный петербургский купец.

В какое время угличская икона стала называться «Свеча Неугасимая Огня Невещественного» неизвестно, а название «Вратарница», без сомнения, указывает на ее афонское происхождение. Тем более, что при взгляде на угличский образ трудно не заметить его удивительное сходство с особо почитаемым в Русском Андреевском скиту на Афоне образом «Игумения Святой Горы». На нем Пресвятая Богородица изображена стоящей на облаке над Афоном — в игуменской мантии с жезлом и свитком в левой руке, а правая рука Ее сложена для благословения.

Из жития преподобного Паисия Угличского

Точная дата рождения Павла, а именно так до монашеского пострига звали преподобного Паисия, неизвестна. Известно лишь то, что родился он примерно в 1427 году неподалеку от Тверского города Кашина в селе Богородском.

Его отец Иоанн Гавренев служил у угличского князя Андрея Большого – сына великого Московского князя Василия Темного. А мать Ксения была дочерью полководца Василия Кожи и родной сестрой преподобного Макария Калязинского.

Павел вместе с родителями часто ездил в Калязин в Троицкий монастырь к своему дяде игумену Макарию, там он рано был обучен грамоте и уже в семилетнем возрасте много и бегло читал, пересказывая неграмотным прихожанам Священное Писание.

В десятилетнем возрасте Павел осиротел, и отец Макарий взял отрока к себе в монастырь на воспитание. Спустя пару лет Макарий постриг Павла в иночество с именем Паисий.

В монастыре юному послушнику было поручено переписывание священных книг, многие из которых, как например «Житие и деяния святителя Григория Богослова», сохранились до наших дней, и находится в краеведческом музее города Калязина, а «Четвероевангелие», написанное им около 1481 года, хранится в Угличском музее.

По просьбе Угличского князя Андрея Большого преподобный Макарий благословил иноку Паисию основать монастырь, под который князь даровал землю бывшей Богоявленской пустыни на левом берегу Волги, в трех верстах от города Углича.

Придя на богоизбранное место, Паисий первым делом соорудил себе одноместную келью, а затем построил небольшой деревянный храм в честь Богоявления Господня.

Спустя некоторое время к Паисию присоединилось около десяти послушников из Макарьевского монастыря, пожелавших общего с ним служения и спасения.

Ростовский архиепископ Тихон, в епархию которого входил Углич, рукоположил инока Паисия в сан иеромонаха, а затем в игумена и назначил его настоятелем новосозидаемого монастыря.

Благочестивый угличский князь Андрей передал пожертвования на строительство в монастыре каменного собора, который был окончательно построен и освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1482 году. Строительством собора лично занимался отец Паисий. Будучи уже далеко не молодым, он сам носил кирпичи и камни, поправлял кладку и на 30-метровой высоте проверял качество крыши и куполов.

Доподлинно известно, что росписью собора занимался известный русский иконописец, самый талантливый из учеников преподобного Андрея Рублева Дионисий.

На момент завершения строительства (конец XV века) Покровский собор был самым крупным монастырским храмом на Руси. По величию построенного собора Паисиев монастырь стал именоваться в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

До наших дней сохранилось немало свидетельств о чудотворениях старца Паисия – о том, как он исцелял больных и бесноватых, как решал сложные жизненные вопросы приходивших к нему людей.

В трудах и воздержании, в молитвах и делах помощи ближним преподобный Паисий достиг глубокой старости. При этом он неустанно совершал богослужения, а когда не позволяли силы, сидя исполнял келейное правило.

Незадолго до своей праведной кончины старец Паисий собрал в своей келье многочисленную братию обители. Он заповедовал им и дальше строить монастырь, молиться и трудиться, а все духовное руководство обителью передал своему ученику – пустынножителю, основателю Учемской пустыни, что ниже по Волге, преподобному Кассиану Греку.

Приобщившись Святых Христовых Таин, 6 июня 1504 года преподобный Паисий преставился и был похоронен у алтаря Покровского собора.

В 1928 году Паисиев Покровский мужской монастырь был закрыт и частично разорен.

1935 году было принято решение о создании Угличского водохранилища и соответственно затопления огромных территорий, в которые попадал и монастырь, вернее то, что от него осталось после разорения безбожниками.

1939 году началось наполнение чаши Угличского водохранилища и спустя несколько месяцев воды искусственного моря поглотили собой то место, где некогда стоял мужской монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, основанный преподобным Паисием, где трудилось и молилось славное множество русских святых людей, прославлявших Бога и русскую землю.

Есть предположение, что незадолго до наполнения водохранилища мощи были тайно захоронены на высоком волжском берегу за зоной затопления, возможно в районе села Покровские Горки. Поэтому местонахождение мощей святых Покровского монастыря – неизвестно.

В 1997 году на берегу водохранилища в непосредственной близости от затопленной святой обители в селе Покровские Горки был установлен поклонный крест в память о монастыре.

1. Софийский собор Киева (1045-1052 гг.)

Собор Святой
Софии (сохранность высокая), построен в
первой половине XI века (точная дата под вопросом)
в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте
победы над печенегами в 1036 году. Первоначально Софийский собор
был построен в византийском стиле и
представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с тринадцатью
главами. Собор имел пирамидальную композицию. С трёх сторон он был
окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой
одноярусной. Над внешней одноярусной галереей проходил открытый
балкон-«гульбище». На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен
в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в
мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века и
значительные фрагменты стенописи XVII—XVIII веков. Архитектура
интерьера сохранилась с древности почти без изменений.

Из истории монастыря…

Стены монастыря были деревянными, но это не мешало ему выполнять защитную роль для Углича, закрывая собой подступы, ведущие со стороны ярославской дороги. Все внутреннее убранство монастыря также было выполнено из дерева, и только в XVI веке было возведено первое каменное здание – Алексеевская церковь, которая, несмотря на прочность, не смогла полностью сохраниться, и теперь от нее остались только остатки стен.

XVII век стал временем разорения для всех угличских монастырей, многие из которых больше не смогли восстановиться. Алексеевский монастырь, укрывший многих окрестных жителей, был осажден польскими войсками, которые убили всех его защитников, а здания сожгли.

13 июня 1892 г. состоялось общее собрание реставрационной комиссии, она разработала «Устав Угличского музея отечественных древностей», по которому музей передавался в ведение Императорского Археологического общества.

С июня 1892 г. музей был открыт для посетителей. Он работал ежедневно с 9 часов утра до 13 часов дня и с 17 часов до 20 часов вечера. С 1894 г. была установлена входная плата для всех посетителей, кроме учащихся и нижних чинов, в размере 15 копеек. Данные за 1911-1915 годы показывают, что в среднем проходило 1200 платных посетителей в год. Можно предполагать, что бесплатных посетителей было около 1500.

В это время музейный фонд состоял из следующих отделов: церковного, гражданского, оружейного, монет и медалей, художественного, печатей и рукописей. Одним из первых и самых ценных памятников стал ссыльный набатный колокол, привезенный из Тобольска в 1892 г. В 1903 г. городская управа передала музею цеховые знаки Угличского ремесленного управления, в количестве 12 металлических и 10 деревянных. В 1915 г. Василием Васильевичем Серебренниковым была передана домашняя библиотека, состоящая из 263 томов, представляющая большой исторический интерес. Николай Николаевич Тучков подарил музею погребальные дроги Михаила Илларионовича Кутузова, на которых тело фельдмаршала было перевезено из-за границы в Петербург. Из Алексеевского монастыря поступила икона «Князь Фома Колычев», из Покровского – евангелие, «писанное по преданию преподобным Паисием». Всего на 1 января 1914 г. в музее находилось более 5 тысяч предметов.

Практическая деятельность музея выдвигала и вопросы научной работы, связанные с систематизацией и описанием экспонатов. Первоначально этим занимался священник церкви царевича Димитрия «на крови» Иван Розов. В 1904 г. он приступил к составлению систематического каталога.

После свершения Октябрьской революции для музея начался новый этап его развития. На основании декрета СНК от 5 октября 1918 г. «О регистрации, приёме на учёт и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» Угличский отдел народного образования предложил музейному Комитету «…передать Музей древностей в ведение Отдела».

В 1920-е годы комплектование проходило за счет предметов, поступающих из церквей и помещичьих усадеб – Шишкине, Родичеве. В фонды поступило более 4000 экспонатов.

В начале 1920-х годов некоторые угличские церкви были переданы музею с целью создания в них антирелигиозных экспозиций: в 1923 г. – Воскресенский собор и Смоленская церковь, в июле 1924 г. – церковь царевича Димитрия «на крови», которая должна была «…составлять отделение Угличского музея Древностей». В 1928 г. по постановлению Угличского исполкома был передан Спасо-Преображенский собор.

В 1920-е годы Угличский музей был отнесен к категории краеведческих. В Воскресенском соборе был открыт художественный отдел, в Смоленской церкви – отдел церковных древностей. В 1925 г. в приделе церкви царевича Димитрия «на крови» – отдел церковных древностей.

В начале 1930-х гг. были созданы отделы природы и социалистического строительства, которые до 1934 г. размещались в нижнем этаже Палат. В 1934 г. в церкви царевича Димитрия «на крови» находились отделы природы, социалистического строительства и антирелигиозный, на втором этаже Палаты – исторический отдел, на первом – выставка оружия и купеческого портрета.

К концу 1930-х годов число посетителей музея насчитывало около 8000 человек.

Николо-Улейминский монастырь

Статья: Николо-Улейминский монастырь – женская старообрядческая обитель

Вид на церкви Николо-Улейминский монастырь

В 11 км от города по Ростовской дороге находится обитель, которая была основана ростовским иноком Варлаамом в 1400 году. Первая каменная церковь Введения во Храм Святой богородицы появилась в 1563 году, а до этого времени все постройки были деревянными.

Спустя 6 лет в монастыре возвели каменный Никольский собор. Как и весь Углич, обитель была разорена в Смутное время, и ее долго восстанавливали.

Церковь Троицы Живоначальной Николо-Улейминского монастыря

Сегодня женский монастырь в селе Улейма принадлежит Русской православной старообрядческой церкви. Он хорошо отреставрирован и представляет большой интерес для любителей русского храмового зодчества. Кроме двух старинных церквей, на территории можно увидеть колокольню. Надвратный Троицкий храм, каменные крепостные стены и башни, построенные в начале XVIII века.

Часовня святого Александра Невского (Углич)[править]

Рядом с Казанской церковью, у полузаросшего оборонительного кремлевского рва, стоит темный шатер новой городской часовни во имя Александра Невского.

Она была построена в 2004 году как памятник угличанам, погибшим во всех войнах, защищая свое Отечество.

Часовня восьмигранная шатровая, облицованная черным и красным гранитом, завершённая медным куполом на четырёх колоннах и ажурным крестом. Нижняя часть имеет профилированное основание и арочные ниши, завершённые фронтонами. Вход в часовню с южной стороны. Внутри в арочных нишах находятся мозаичные иконы Александра Невского, Георгия Победоносца и Архангела Михаила. Часовня окружена площадкой с клумбами, лестницами и подпорными стенками.

Адрес:

Ярославская обл., г. Углич, Успенская площадь

Действующий монастырь, где находится

Монастырь расположен по адресу: Ярославская область, г. Углич, улица Шаркова, 27.

Координаты: 57.52603, 38.33118.

Расписания служб мы нигде не увидели. Приехали сюда в дневное время, было безлюдно. Открыт был только один Успенский храм. Поэтому в тишине мы смогли постоять возле чудотворной иконы Богородицы, поставить свечи и попросить о самом сокровенном: каждый о своем.

Приходите, приезжайте. Побудьте хотя бы несколько минут в этом удивительном и благодатном месте!

Вы можете найти Алексеевский женский монастырь на карте Углича.

Ну а мы отправляемся в самое значимое место города: Угличский Кремль.

Наша поездка в Углич состоялась 13 июля 2021 года. Другие достопримечательности Ярославской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

Воскресенский монастырь

Статья: Воскресенский монастырь – архитектурный ансамбль с гульбищем

Вид на Воскресенский монастырь с противоположной стороны Волги

Дата основания одного из старейших монастырей Углича точно не известна. Возможно, он появился во времена правления князя Романа Угличского – в XIII веке.

В 1609 году, когда монастырь был еще деревянным, его осадили поляки. Войска под командование Яна Сапеги уничтожили все постройки, убили монахов и около 500 мирян, которые встали на защиту города. В XVII веке, после Смутного времени, монастырь был переведен на другое место, неподалеку от кремля, и отстроен в камне.

Вид на Воскресенский монастырь с улицы Академика Опарина

Уникальный архитектурный ансамбль не похож на другие соборы и храмы Углича. Воскресенский собор, небольшая церковь Одигитрии, трапезная и звонница соединены крытой галереей, поэтому монастырь выглядит, как сказочный замок. Снаружи здания украшены поливными изразцами, а внутри – настенными росписями, которые сделали костромские художники.

6. Собор Иоанна Предтечи в Пскове (1130 г.)

Собор Рождества
Иоанна Предтечи — православный храм в Пскове, на левом берегу реки
Великой, напротив Псковского кремля.Построен
в ныне не существующем Иоанно-Предтеченском монастыре в XII веке. На
протяжении нескольких столетий являлся усыпальницей псковских
княгинь. С 2007 года собор служит псковским подворьем загородного
мужского Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря.Представляет собой шестистолпный, трёхапсидный каменный храм
с тремя шлемовидными главами, покрытый позакомарно. Здание имеет
приземистые пропорции, выглядит вросшим в землю (из-за поднятия
культурного слоя на 1,5 метра). Простота постройки подчёркнута почти
полным отсутствием декора фасадов. В храме сохранились остатки
фресок и в одном из окон круглой формы сохранилась древняя оконница.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: